HSUHSU

Беда Леонид Игнатьевич

Л.И.Беда

Родился 16 Августа 1920 года в селе Новопокровка ( Кустанайская область ) в семье крестьянина. В 1940 году окончил Уральский учительский институт, в том же году призван в ряды Красной Армии. В 1942 году окончил Чкаловскую авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1942 года. Командир эскадрильи 75-го Гвардейского штурмового авиаполка ( 1-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант Л. И. Беда к Апрелю 1944 года совершил 109 боевых вылетов на штурмовку укреплений и войск противника. 26 Октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Будучи помошником командира того же полка по воздушно - стрелковой службе ( 1-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ), за последующие 105 боевых вылетов Гвардии Майор Л. И. Беда 29 Июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".

После войны продолжил службу в ВВС. В 1950 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1957 - Военную академию Генерального Штаба. Был на различных командных должностях в ВВС. Генерал - Лейтенант авиации ( 1972 год ). Заслуженный военный лётчик СССР ( 1971 год ). Член ЦК КП Белоруссии с 1976 года. Награждён Орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Погиб 26 Декабря 1976 года при исполнении служебных обязанностей. Бронзовый бюст установлен в Кустанае. Его именем названы проспект в Минске, улица в городе Лида Гродненской области, школа в Харькове.

*   *   *

Драматично начался боевой путь лётчика - штурмовика Леонида Игнатьевича Беды. Штурмовой авиационный полк, в который сразу же после окончания Оренбургского училища прибыл сержант Беда, находился под Сталинградом. Немецкие войска к тому времени почти вплотную подошли к городу. Ни днём ни ночью не утихали ожесточённые бои.

Фронтовая жизнь сразу же захватила молодого лётчика. Он быстро освоился с боевой обстановкой, и когда Леониду сообщили, что предстоит первый боевой вылет, он встретил это известие с радостью.

На рассвете самолёты один за другим поднялись с аэродрома и взяли курс на запад. Вот и линия фронта. Сверху хорошо видно, как немецкие танки медленно продвигаются к позициям наших войск. Развернувшись, штурмовики начали пикировать на танки. Леонид обрушил бомбы на один из них, и вражеская машина вспыхнула факелом.

А через два часа - новый вылет на штурмовку группы немецких танков, прорвавшихся к Волге. Когда цель была обнаружена, Леонид вслед за ведущим сбросил бомбы, но при выходе из пикирования отклонился в сторону и не смог своевременно занять место в строю. И вдруг рядом с его самолётом пронеслись огненные трассы. Затем что - то резко ударило в руку и кольнуло в лицо. Только теперь он понял, что сзади враг.

Беда попытался сманеврировать, однако штурмовик плохо слушался рулей. А тут ещё кровь залила лицо. Почти не действовала простреленная левая рука. Изнемогая от боли, Леонид снизил свой самолёт до бреющего полёта. Так легче уйти от преследования. Долетев до своего аэродрома, Беда посадил машину на фюзеляж, так как шасси не выпускались.

- Не понимаю, как можно было держаться на таком самолёте в воздухе. 350 пробоин ! - сокрушённо качал головой полковой инженер.

Выйдя из госпиталя, Беда вернулся в свой полк. Однажды его вызвал командир и поставил задачу: "прочесать" определённый район и выявить точное местонахождение вражеской конницы, а по возможности - и её численность.

Ил-2

Штурмовик Ил-2.  На такой машине сражался Л. И. Беда зимой 1942 года.

Хотя погода была нелётная, шёл густой снег, Беда немедленно поднялся в воздух. Достигнув заданного района, он вывел машину из облачности и на бреющем полёте стал обследовать местность. Летать пришлось долго. Лётчик осмотрел все овраги. Казалось, кругом ни души. Но Беда был уверен, что разведка не ошиблась, что конница врага прячется где - то здесь.

Пролетая над одной из лесных опушек, Леонид заметил едва различимую на фоне деревьев струйку дыма. Кроме дыма, не было заметно никаких признаков жизни. Беда дал вдоль опушки длинную пулемётную очередь. И местность мгновенно ожила. Заметались раненые лошади. Противник был обнаружен. Координаты конницы лётчик немедленно передал по радио в штаб полка. По лесу ударила дальнобойная артиллерия, затем появились штурмовики, прочесавшие огнём пулемётов и пушек весь лес. План внезапного наступления врага в этом районе был сорван.

...В боях за освобождение Донбаса 8 "Илов", летевших в сопровождении 4-х "Яков", внезапно были атакованы 20-ю вражескими истребителями. Несмотря на большой численный перевес врага, советские лётчики сбили 2 машины и, успешно выполнив задание, без потерь вернулись на свой аэродром. В этом бою один из вражеских самолётов сбил Леонид Беда.

Осенью 1943 года в районе Никополя группа штурмовиков, ведомая Бедой, атаковала в воздухе 30 бомбардировщиков противника. В ходе боя было сбито 6 вражеских самолётов, в том числе один уничтожил командир группы. В одном из боевых вылетов в Крыму Леонид Беда со своими боевыми товарищами потопил крупный вражеский корабль.

За годы войны Леонид Игнатьевич Беда совершил 214 успешных боевых вылетов, из которых более 30 - на штурмовку вражеских аэродромов. Боевые подвиги прославленного лётчика - штурмовика отмечены двумя медалями "Золотая Звезда", многими орденами и медалями. После окончания войны он продолжил службу в рядах Военно - Воздушных Сил и дослужился до звания Генерал - Лейтенант авиации.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д