Заложники времени...

Военный писатель Станислав Грибанов долгое время работал над своей книгой "Заложники времени", в которой осмысливает дела минувших дней, расскрывает некоторые "белые", а точнее "темные" пятна а авиационном прошлом нашей страны, разоблачает исторические "легенды и мифы", которыми нам так долго морочили голову.

Сам по профессии лётчик - истребитель, писатель со знанием дела рассказывает о воздушных бойцах - как прославленных, так и рядовых, мало кому известных. Определенное место среди них отводится сыну "вождя всех народов" Василию Сталину, через судьбу которого автор делает попытку ответить на многие волнующие наших современников вопросы.

Работая над книгой, Станислав Грибанов исследовал более 5000 архивных документов, долгие годы хранившихся за 7-ю печатями. Он тщательно анализировал письма, воспоминания, записи бесед и встреч, другие материалы, связанные с именами многих наших известных авиаторов. С их помощью автор воссоздает то непростое время, полное противоречивых процессов, событий и фактов, говорить о которых еще совсем недавно считалось, по крайней мере, неблагоразумно.

Вашему вниманию предлагается сокращенный вариант этой книги, некоторые главы которой были опубликованы в журнале "Гражданская авиация" ( № 1 - 2, 1990 год ).

*   *   *

ОБРЕТЕНИЕ КРЫЛЬЕВ...

...1 Мая 1935 года. Василий на традиционном параде войск Московского гарнизона, неподалёку от Мавзолея, где стоял отец. Сердце Василия от гордости за Красную Армию стучит учащённо - он твёрдо решил стать военным, правда, ещё не знает точно, кем именно - кавалеристом или лётчиком. Он тогда серьёзно занимался конным спортом - на манеже ему уже доверяли прыгать через барьеры. Развивая в себе смелость и хорошую реакцию, он увлёкся ещё и боксом. Тренерами его были первые перчатки страны - Виктор Михайлов, Андрей Тимошин.

И всё же Василия больше влекло к быстрокрылым машинам. Он представлял, как сидит в кабине большого воздушного корабля или истребителя и ведёт его над Красной площадью - как Чкалов...

В Первомайском воздушном параде 1935 года участвовало 800 самолётов. Открыл его 8-моторный исполин "Максим Горький". Затем прошли бомбардировщики ТБ-3, разведчики Р-5, маневренные истребители И-15. Но всех москвичей изумила пятёрка самолётов, которые провёл над площадью лётчик - испытатель Валерий Чкалов. Эти машины примерно на 100 километров превышали скорость лучших истребителей, находившихся на вооружении армий всех стран мира. Знаменитые И-16 - "ишачки" - ониверно послужат нашим пилотам и в схватках с противником. До поры до времени...

На следующий день Василий приехал с отцом на московский Центральный аэродром. Они подошли к И-16, поздоровались со стоявшим на крыле самолёта Чкаловым. Валерий Павлович показал над аэродромом высший пилотаж, и Василий снова был в плену захватывающей дух боевой техники...

Словом, сама жизнь, неподдельный энтузиазм того времени привели Василия к лётному полю. Многие, знавшие его по Каче, рассказывали об одном распоряжении Сталина по поводу сына. Когда Василий прибыл в авиашколу, его поселили в отдельной комнате. Начальник школы предоставил ему все условия для вольной жизни. Но когда И. В. Сталин узнал о тех льготах, он по прямой линии распорядился немедленно перевести его сына на казарменное положение и предъявить к нему, как к курсанту, все требования воинских уставов. В тот же день Василия перевели в первую эскадрилью, и вскоре он стал старшиной подразделения.

Василия курсанты любили. Как старшина, он был требовательным, но справедливым, а в повседневной жизни добрым и отзывчивым человеком. Отец ему никогда ничего не присылал, но иной раз приходили посылки от Ворошилова и Молотова. Василий тогда распечатывал их при всех и делил содержимое поровну - будь тут 20 человек или 100...

В Качинскую школу пилотов Василий поступил 21 Ноября 1938 года, и вот вскоре пришло сообщение, что погиб любимец народа комбриг Чкалов. Уходили из жизни кумиры парней 30-х годов, их место занимали другие. Но всегда ими оставались люди мужественные и бесстрашные - покорители суровых стихий...

*   *   *

В начале 1940 года на базе 57-й истребительной авиационной бригады в составе 5-ти полков была создана 24-я истребительная авиадивизия, командиром которой назначили Полковника Н. А. Сбытова. 16-м истребительным авиаполком приступил командовать Майор Ф. М. Пруцков. По весне, с первыми жаворонками, к нему прибыл новый лётчик и лихо представился: "Лейтенант Сталин..."

Перед самым выпуском Качинской школы побывал так представитель НИИ ВВС инженер Печенко. В разговоре с инструкторами он узнал, что среди выпускников сын Сталина. Это его заинтересовало: для НИИ такой кадр был бы весьма полезен и, в первую очередь, с чисто практической стороны.

Но... инструктор Василия быстро развеял эти надежды. Он сказал, что молодой пилот летает с охотой, профессию лётчика любит, но работать в НИИ не пойдёт - хочет стать авиационным командиром. Подтвердил это и сам Василий, в личной беседе. Печенко, решив заинтересовать его новой техникой, спросил: "А на каких самолётах Вы летали в последнее время ?". Василий ответил, что выбрал для себя работу лётчика - истребителя, поэтому летал на И-16 и И-153 последних выпусков. А до этого - на самолёте Р-5. "Замечаний по технике пилотирования имел мало, - сказал василий, потом добавил: - Может, потому, что фамилия такая - Сталин. Но все инструкции и наставления, рекомендованные НИИ, я старался выполнять в точности. В небе вольности недопустимы..."

Печенко понравился и молодой лётчик, и его суждения. Он предложил ему работу в НИИ ВВС испытателем, привёл доводы в пользу такого перехода. Василий выслушал его очень внимательно, но всё - таки отказался...

Вскоре, он был отправлен в строевой полк на должность младшего лётчика. Так жизнь Василия Сталина вошла в боевую армейскую обойму и, как бы в разные годы она не складывалась, оставалась неотделимой от судьбы армии - её удач и ошибок, побед и поражений, славы и бесчестия.

...23 Июля 1940 года заместитель наркома обороны Маршал С. М. Будёный проверял боевую выучку лётного состава 16-го ИАП. Самолёты в полку были старенькие - "ишачки". Но освоили эту технику пилоты достаточно совершенно - их действиями Семён Михайлович остался доволен. Объявив всем лётчикам благодарность, он уехал. В точности стрельбы из пушек Маршалом был отмечен и Лейтенант В. И. Сталин...

Бог весть кто, но надоумили вскоре Василия Сталина учиться - постигать основы командирского мышления. Осенью 1940 года он поступил в Военно - Воздушную академию... В то время на лекциях командного факультета предлагали разработки о характере будущей войны, положения по оперативному применению ВВС в наступлении и обороне. Всё это трактовали с учётом боевых действий в Испании, в районе озера Хасан, реки Халкин - Гол, в операциях на Карельском перешейке.

Нельзя сказать, что все эти науки слишком увлекали молодого пилота. Василий, воздерживаясь от категорических суждений, больше прислушивался к мнению других и добросовестно отрабатывал законные тройки. Иногда - для поощрения - преподаватели выставляли ему и четвёрки. Но... радость полёта, ни счем не сравнимое ощущение свободы - один в бескрайнем небе ! - не отпускали, властно напоминая о любимом деле, тревожили душу, и Василий прекратил занятия в Академии.

- Потом доучусь !  Не время наукой заниматься, да и скучно ! - откровенно признался он однокурсникам и отпросился в Липецк, на курсы усовершенствования авиационных командиров. Совершенствовать своё мастерство лётчик Василий отправился не один - вместе с ним в Липецк прибыла его юная жена Галина Бурдонская.

Их брак был официально зарегестрирован 30 Декабря. А отцу об этом, Василий сообщил уже из Липицка - вроде бы как просил благословения. Иосиф Виссарионович и благословил сына короткой депешей: "...Жалею её, что вышла замуж за такого дурака". Василий понял, что отец согласен с его выбором.

А Иосиф Сталин не только согласился на этот брак. В кремлёвской квартире он выделил молодым комнату, на свои деньги распорядился купить им спальный гарнитур, обитый тёмно - бежевым бархатом, повесить бархатные шторы на окна. И это была уже царская роскошь. Во всяком случае, в той же кремлёвской квартире в спальне отца Василия стояла походная солдатская койка, жёсткая, по - казарменному заправленная.

Однако Василию и Гале тот гарнитур из обычного мебельного магазина служил недолго. В Мае 1941 года они вернулись в Москву, а в Июне началась война...

Линия

( С. В. Грибанов "Заложники времени" )
Вперед

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д