Лётчик - истребитель, Полковник. Родился 20
Ноября 1909 года.
Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Командовал
11-м, 172-м, 168-м истребительными авиационными полками. Совершил 180 боевых
вылетов, в воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 2 самолёта противника.
После войны до 1946 года продолжал служить в ВВС. Награждён многими
орденами и медалями.
* * *
Свою боевую деятельность Григорий Алексеевич Когрушёв начал летом
1941 года, в период битвы за Москву. В те дни он командовал 11-м истребительяным
авиационным полком. Эта часть, вооружённая новыми истребителями Як-1, базировалась
возле железнодорожной станции Кубинка и входила в состав 6-го истребительного
авиационного корпуса ПВО Москвы.
Очень скоро лётчикам 11-го авиаполка пришлось вступить в яростные
схватки с противником. Истинными мастерами воздушного боя зарекомендовали себя командиры
эскадрилий Капитаны Н. Г. Кухаренко и К. Н. Титенков ( ставший Героем Советского
Союза ), командир звена Лейтенант В. Д. Лапочкин, лётчик С. Я. Верблюдов. Немецкие
пилоты не выдерживали их стремительных, дерзких атак.
Сам командир полка Подполковник Г. А. Когрушёв, по словам известного
советского лётчика - испытателя Петра Михайловича Стефановского, был "...человеком
огромного мужества, прекрасным лётчиком - истребителем. Он всегда находился в гуще
воздушного боя, вдохновляя подчинённых личным примером".
...Весной 1944 года конструкторское бюро А. Яковлева создало очередной
вариант своего самого массового истребителя периода Великой Отечественной войны - Як-9.
Самолёт, получивший наименование Як-9Б ( заводской индекс - Як-9Л ), представлял собой
истребитель - бомбардировщик, имевший 4 бомбоотсека за кабиной пилота. Машина могла
брать 4 х 100 кг бомбы или 4 кассеты с противотанковыми авиабомбами ПТАБ-1,5. Поскольку
вся бомбовая нагрузка находилась внутри фюзеляжа, максиальная скорость машины достигала
500 км/час на высоте 3750 метров ( при полной бомбовой нагрузке ).
Внутренняя подвеска бомб позволила значительно расширить диапазон боевого
применения этого самолёта. Без бомб Як-9Б мог использоваться как фронтовой истребитель,
а с бомбами - как скоростной истребитель - бомбардировщик для атаки точечных, хорошо
защищённых целей.
Войсковые испытания новой машины проходили в 330-й истребительной
авиационной дивизии ( командир Гвардии Полковник Ф. И. Шинкаренко ) с 18 Декабря
1944 по 20 Февраля 1945 года. За это время было произведено 2494 боевых самолёто -
вылета с бомбометанием, сброшено 51 047 бомб общим весом 356, 5 тонн, проведено
53 воздушных боя, сбито 25 самолётов противника, в том числе: 20 FW-190, 2 Ме-109,
1 Ar-56, 2 Hs-129. Свои потери в воздушных боях составили 4 Як-9Б сбитыми и столько же
подбитыми.
В результате бомбометаний было выведено из строя и уничтожено много
различной техники и живой силы противника: 29 танков, 11 бронемашин, 1014 автомашин,
17 автоцистерн, 3 трактора, 7 орудий, 18 паровозов, 161 железнодорожный
вагон, 20 станционных зданий, 4 склада с горючим и так далее.
Несмотря на положительные результаты боевого применения, по
ряду причин, было построено лишь 109 самолетов данного типа. Ими была вооружена
130-я истребительная авиационная дивизия, действующая в составе 3-го Белорусского
фронта. Одна из эскадрилий новых самолётов Як-9Б, построенная на средства
артистов Московского театра, называлась "Малый театр - фронту".
Як-9Б командира 168-го ИАП, Подполковника Г. А. Когрушёва.
Одним из полков, вооружённых новыми самолётами Як-9Б, был и
168-й ИАП. Этим полком командовал Подполковник Григорий Алексеевич Когрушёв.
Истребитель - бомбардировщик Як-9Б с бортовым номером "100" ( серийный номер
12153100 ) был получен 13 Июня 1944 года. Именно на этой машине летал командир
168-го истребительного авиаполка.
К концу войны на счету Полковника Г. А. Когрушёва числилось 6
воздушных побед, одержанных им лично и в группе с товарищами.
|