Александр Халутин родился 16 Августа 1910 года в деревне
Шапкино Рыбинского района Ярославской области, в крестьянской семье. Отец -
Халутин Иван Иванович ( 1864 - 1948 ). Мать - Халутина Наталья Михайловна ( 1880 -
1975 ). Супруга - Халутина Нина Александровна ( 1925 года рожд. ). Дочь - Козлова
Аэлита Александровна ( 1937 года рожд. ).
Александр заболел авиацией в 5 лет - с того дня, когда впервые
увидел самолет. Дважды пытался поступить в летную школу, но был забракован медкомиссией.
В 1928 году приехал в Ленинград, работал каменщиком - кладчиком на стройке и одновременно
занимался в Ленинградской планерной школе. Первым учителем Халутина здесь был легендарный
Валерий Павлович Чкалов, в то время уволенный из РККА. Чкалов особенно выделил Александра
среди других курсантов. Когда планер был построен и испытывался в Дудергофе, то Валерий
Павлович, сам убедившись в надежности машины, предложил затем лететь ему. Чкалов, считает
Александр Иванович, благословил его в небо, научил его главному: всегда действовать
осмысленно и ничего не бояться.
В 1929 году Халутин поступил в Ленинградскую военно - теоретическую
школу летчиков, которую окончил в 1930 году. На следующий год он окончил 3-ю военную
школу летчиков и летчиков - наблюдателей и получил назначение в Гатчину, в 1-ю
Краснознаменную истребительную авиационную эскадрилью.
Через два года он участвовал в первом проводимом неподалеку от
Ленинграда параде, посвященном Дню ВВС. Во время пролета у Халутина загорелся
самолет, но ему удалось сбить пламя и благополучно посадить машину. Александр
Иванович участвовал во всех проводимых до войны воздушных парадах.
В 1932 году совершил первый прыжок с парашютом, а уже через год
получил серебряный значок "Инструктор парашютного дела ВВС РККА" № 79. Всего за неделю
до начала Великой Отечественной войны Капитан А. И. Халутин - инспектор по летной
подготовке 44-й истребительной авиационной дивизии - был назначен командиром формирующегося
249-го истребительного авиаполка, который должен был дислоцироваться в Тульчине,
на Украине. К тому времени Александр имел уже десятилетний летный стаж и налет
порядка 900 часов на 14-ти типах самолетов.
В полку была укомплектована всего одна эскадрилья - истребителями
И-16. Проявляя инициативу - присоединяя к себе "безлошадных" летчиков и собирая
оставленные самолеты, Халутин сумел полностью укомплектовать полк. При этом одна
эскадрилья была переучена на новейший ЛаГГ-3 - для обучения был использован самолет,
найденный с пустыми баками и привезенный в полк.
За первые 4 месяца войны, летая с 20-ти аэродромов, полк совершил
3594 боевых вылета - треть вылетов, сделанных этой частью за 1941 - 1945 годы.
Было сбито 25 немецких самолетов, 20 - сожжено на аэродромах. При этом потери
наших самолетов и летчиков оказались минимальными.
В конце лета 1941-го наша разведка обнаружила в районе Днепропетровска
большой аэродром, где находились бомбардировщики и истребители. Халутин повел туда
пятерку "ночников". Противник был застигнут врасплох, и наши самолеты, сбросив
бомбы, стали расстреливать из пулеметов стоявшие в линию машины. В это время
появились немецкие истребители. Александр Иванович атаковал ведущего - наперерез,
снизу, под углом в девяносто градусов. Подбитый самолет упал на стоянку. Было
также уничтожено 10 стоявших на земле самолетов.
Командуя полком, Халутин выполнял и разведывательные задания в
интересах командования Юго - Западного фронта. Летая по - чкаловски, на бреющем
полете, он доставлял информацию, позволявшую определить направление движения
противника, расположения его позиций, огневых точек. Приходилось ему и вести воздушные бои.
Так, в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов",
на сранице 140 написано следующее:
"20 Августа 1942 года три истребителя 495-го
ИАП под командованием Майора А. И. Халутина, выполняя задачу по прикрытию войск
Западного фронта в районе Козельска, встретили группу Ме-109. В непродолжительном
бою Майор А. И. Халутин и Лейтенант Н. К. Желтов сбили по одному вражескому
истребителю. Остальные самолеты противника скрылись в западном направлении".
За время войны самолеты, на которых он летал, получили в общей
сумме 53 пробоины. Сам Халутин был очень серьезно ранен осенью 1942 года. Тогда,
атаковав и сбив на высоте 8500 метров немецкий самолет, совершавший разведывательный
полет, Александр Иванович получил серьезную травму правого глаза. Глаз удалось
сохранить, однако видел он только под определенным углом и процентов на 10.
Убеждая врачей, что зрение восстанавливается, Халутин на медосмотрах подглядывал
здоровым левым глазом - так было и во время войны, и позже. В результате он
продолжал летать - до 1963 года...
А. И. Халутин в кабине ЛаГГ-3 |
Александр Иванович Халутин воевал в небе Украины, Подмосковья,
в районе Харькова, Кременчуга, над Прибалтикой... Закончил войну в Курляндии,
командуя 171-м Краснознаменным Тульским истребительным авиаполком. В воздушных
боях уничтожил более десятка вражеских самолетов, 5 из которых - сбил лично. Во
время штурмовки вражеских аэродромов сжег на земле еще 5 неприятельских машин.
В послевоенное время Полковник Халутин продолжал службу в
авиации. В 1950 году, на Ляодунском полуострове, он по приказу командования
сформировал и подготовил к ведению боевых действий 50-ю и 37-ю истребительные
авиадивизии, которые были направлены в Северную Корею. С 1950 по 1953 год Александр
Иванович командовал 37-й авиадивизией, которая участвовала в боях с американцами.
По возвращении из Кореи Генерал - Майор авиации А. И. Халутин был
назначен начальником прославленного Качинского авиационного училища, через 2 года
возглавил кафедру в Военно - Воздушной Академии. В летной книжке Халутина значится,
что он летал на 54-х типах самолетов - от У-1 до реактивного МиГ-17, совершил 10094
полета. Общий налет - 3054 часа.
Уволившись в запас, с 1963 по 1994 год работал начальником группы
поиска космических кораблей после посадки и эвакуации экипажей с места посадки на
предприятии С. П. Королева. Встречал на земле большую часть космических экипажей
начиная с А. Николаева, В. Терешковой и В. Быковского.
Генерал - Майор Авиации в отставке Халутин награжден четырьмя
орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя - Отечественной
войны I-й степени, двумя - Красной Звезды. Заслуженный военный летчик СССР,
Заслуженный ветеран НПО "Энергия", почетный член Центрального аэроклуба, почетный
член Всеармейского военно - охотничьего общества.
В 1994 году вновь занялся парашютным спортом, добавив к имевшимся
140 еще 17 прыжков на тандеме. Причем один из них был сделан на Северный полюс.
Собирается также вновь прыгать и на спортивном парашюте. В последнее время проживал
в Монино, под Москвой.
|