![]() |
На "Харрикейне" он совершил около 20 боевых вылетов и провёл 3 - 4 воздушных боя. Потом пересел на Р-40: сначала на "Томахаук", затем на "Киттихаук". На этих машинах Николай совершил около 50 боевых вылетов и провёл 10 - 12 воздушных боёв. Потом полк в очередной раз сменил матчасть на Р-39 "Аэрокобра". Вспоминает Николай Герасимович:
- На "Кобре" я начал летать с Ноября 1942 года. Первые машины мы получали в Москве, в контейнерах. Собирали и на них же учились. Это были машины Р-39Q, наверное, 1-го или 2-го типа, из "английского заказа". В жёлтом камуфляже, для Сахары... Потом уже нам "Кобры" перегоняли или мы брали в Красноярске, это были типы Q-5, Q-10, Q-25, Q-30 и Q-35. Эти уже специально для СССР делались. Мы всю войну только на серии "Q" воевали.
На "Кобре" я совершил более 100 боевых вылетов, из них 30 - на разведку и провёл 17 воздушных боёв. Это машина мне очень нравилась: она не уступала противнику ни по скорости, ни по динамике разгона, ни по вертикальной и горизонтальной маневренности. Очень сбалансированный был истребитель.
Именно на "Аэрокобре" Николай закрыл свой боевой счёт, уничтожив в одной из воздушных схваток сразу два вражеских самолёта. Сам он вспоминает об этом так:
- 15 Сентября 1944 года расковыряли наши торпедные катера немецкий конвой. Большинство, так или иначе, были подбиты, но всё же уходят. Один наш катер тоже был сильно подбит: еле - еле тянул. К нему устремились немецкие "охотники". Один совсем близко подошёл. То ли добить решил, то ли в плен взять. Нас тогда 8 было, мой комэск Витя Максимович, он парой чуть раньше ушёл, на разведку конвоя и я ведущим шестёрки. Мы переговоры катеров слышим, подбитый и говорит: "Наседают !". Мой комэск ему: "Не дрейфь ! Щас я его !". Зашёл он и дал очередь из 37-мм пушки... Заполыхал этот "охотник" любо - дорого !
А тут подошла шестёрка Bf-109F: на прикрытие конвоя и обеспечения удара по нашим катерам. Но подоспел и я со своей шестёркой. Закрутили карусель... Я в том бою два "Мессера" сбил и один подбил ( потом подбитый разведка подтвердила ). Приземлиться ещё не успели, а с подбитого катера уже по радио доложили, что одна и та же "Кобра" сбила два "Мессера" ( это были мои 6 и 7 победы ), а другая зажгла "охотник". Всё ж у них на глазах было. Нам потом адмирал Кузьмин, командир бригады торпедных катеров, личную благодарность нам выразил. Все подбитые катера на базу вернулись.
...Прошло около двух лет после первого неудачного боя сержанта Голодникова и его памятной беседы с Капитаном Орловым. Николай стал уже Старшим лейтенантом, отличным лётчиком - истребителем. На его кителе уже блестели два ордена Красного Знамени и орден Отечественной войны 1-й степени. Он сам теперь водил в бой молодых пилотов, стараясь облегчить им первые шаги.
Как - то группа "Аэрокобр" под его командой прикрывала налёт бомбардировщиков на аэродром врага. Противник не ожидал атаки, и всё же успел поднять в воздух шестёрку истребителей Ме-109. К удивлению многих они, не приняв боя, маскируясь за сопками, ушли в западном направлении.
- Будьте внимательны, они ещё вернутся ! - предостерёг Голодников своих ведомых.
И вскоре в эфире раздался голос одного из лётчиков:
- Впереди, ниже нас - группа "Мессеров" !
Бомбардировщики к этому времени уже сбросили свой груз и легли на обратный курс. "Мессеры" увязались за ними. Голодников первым бросился в атаку и с ходу сбил один из самолётов противника. И тут же услышал голос своего ведомого молодого лётчика Гредюшко:
- Товарищ командир, вас атакуют !
- Отстань немного и заходи ему в хвост !
Голодников заложил глубокий вираж, "Мессер" пронёсся мимо и тут же попал под огонь Гредюшко.
- Молодец, хорошо усваиваешь сафоновскую науку, - похвалил Николай на земле новичка.
![]() |
Наверное, вспомнил он, как самому ему давалась эта наука. Но зато теперь владел ею в совершенстве. Провёл много успешных боёв, имел на личном счету 5 сбитых самолётов врага и 7 в составе группы. И главной своей заботой считал поэтому помощь новичкам, передачу им сафоновского стиля ведения боя, которым овладел под руководством своего первого командира и учителя Капитана Павла Ивановича Орлова.
- Попросись слетать с Колей, - советывали новичкам молодые друзья Николая Голодникова, которых становилось всё больше и больше.
Лётчик - истребитель Н. Г. Голодников сражался в составе 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка Краснознамённого Северного Флота имени Дважды Героя Советского Союза Б. Ф. Сафонова ( бывший 72-й смешанный авиационный полк ВВС КСФ ) с Марта 1942 года и до окончания боёв в Заполярье. В жестоких воздушных боях уничтожил 15 самолётов противника, участвовал в потоплении танкера.
После окончания Великой Отечественной войны Николай Герасимович служил в морской авиации, стал лётчиком 1-го класса, командовад эскадрильей. Затем был назначен начальником воздушно - стрелковой подготовки ВВС КСФ, а затем старшим инспектором по технике пилотирования и теории полёта лётной инспекции ВВС КСФ, летал на многих типах реактивных самолётов. Затем учился в Военно - Морской академии имени К. Е. Ворошилова в Ленинграде. После её окончания вновь служил в авиации ВМФ и ПВО страны, на самых различных командных должностях. Уже в мирное время был награждён двумя орденами Красной Звезды и орденом Трудового Коасного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР ему присвоено почётное звание "Заслуженный военный лётчик СССР". Сейчас Генерал - Майор авиации Н. Г. Голодников - в отставке.
Н а з а д