HSU

Гаранин Владимир Иванович

В.И.Гаранин

Родился в 1921 году в деревне Малые Ручьи, ныне Конаковского района Тверской области, в семье крестьянина. В 1929 году переехал вместе с семьёй в Москву. Окончил 7 классов неполной средней школы в Кунцевском районе и фабрично - заводское училище. Работал слесарем на одном из московских заводов. Без отрыва от производства занимался в аэроклубе. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. Служил в Одесском военном округе.

С начала Великой Отечественной войны - Младший лейтенант, пилот 88-го истребительного авиаполка, потом - Майор, штурман 32-го Гвардейского авиаполка. 27 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, В. И. Гаранину присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1947 году по состоянию здоровья уволился в запас. Работал в гражданской авиации. Пенсионер. Скончался в 1969 году, похоронен в Москве. Пионерский отряд школы № 5 города Конакова долгое время носил имя Героя.

*   *   *

Лётчики, служившие вместе с Гараниным, заметили в нём одну отличительную черту - развитое сознание долга, стремление биться в воздухе результативно, как можно более нанести урон неприятелю. Как и многие другие, Гаранин летал на разведку, участвовал в воздушных боях. При этом, он совершенно не жалел себя. Владимир Иванович дважды шел на таран и победил, дважды был тяжело ранен и, недолечившись, снова вылетал на боевые задания.

Свой боевой счёт он открыл 25 Июня 1941 года, сбив воздушный разведчик противника и подбив другой вражеский самолёт. В одном из боёв был ранен. После госпиталя Владимир Иванович воевал под Киевом в составе 254-го истребительного авиаполка.

Однажды в начале войны на его долю выпало специальное задание - лететь в расположение наших частей, попавших в окружение, выброситься на парашюте и доставить старшему командиру секретный пакет. Гаранин ночью поднялся с аэродрома на истребителе. Товарищи попрощались с ним. И у Владимира на душе было неспокойно: кто знает, чем закончится его полёт, как сложится дальнейшая судьба. Ночь стояла тёмная. Густая облачность мешала ориентироваться. С большим трудом он нашел в тумане указанное место. Сделал круг, другой. Убедился, что район тот самый. Пора было и покидать самолёт. Но он медлил. "Истребитель денег стоит, как я его кину ? - болью отдавалось в сердце пилота. - Он мне ещё пригодится". И решил Владимир садиться. Высмотрел поле у леска и благополучно приземлился. Вручив пакет, он поднялся в воздух и добрался до своего полка. Командующий фронтом за отличный полёт и проявленную инициативу объявил Гаранину благодарность и наградил именными часами.

Сколько раз фронтовикам в то знойное лето 1941 года приходилось наблюдать неравные схватки в воздухе !  Враг господствовал в небе, вёл себя самоуверенно, даже нагло. Немало наших пилотов погибало. А случались - и нередко - ликующие минуты победы и торжества.

Такая схватка произошла в жаркий июльский день над нашими войсками, сдерживающими натиск противника. В ясном небе появилась пятёрка вражеских истребителей, летевших спокойно к позициям наших пехотинцев. Но вот высоко в синеве появилась чёрная точка. Она падала вниз, разрастаясь, и через какую - то минуту все на земле - и наши и немцы - увидели краснозвёздный самолёт, который дерзко ринулся на строй "Мессеров". Через несколько секунд один из немецких истребителей, объятый пламенем, упал и взорвался на "ничейной" полосе. Наши пехотинцы приветствовали меткий удар "Чайки". А Ме-109, нарушив строй и позабыв о своей цели, стали набирать высоту и вступили в бой с советским асом.

Это был Владимир Гаранин. Он не уклонился от битвы, а смело бросался то на одну, то на другую вражескую машину. Он действовал расчётливо, рискованно, и, видимо, враги почувствовали в нём грозную силу. Один за другим неприятельские истребители ретировались, а наш самолёт невредимым вернулся на свой аэродром.

То не была случайная удача лихого пилота. Позже командир полка Герой Советского Союза Майор Петров кратко и точно определил качества этого лётчика: "Владимир Гаранин искусный пилот, отличный воздушный стрелок, боец, непобедимый в воздушном бою".

К Октября 1941 года заместитель командира эскадрильи 254-го истребительного авиаполка ( 14-я смешанная авиационная дивизия, Юго - Западный фронт ) Младший лейтенант В. И. Гаранин произвёл 130 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 5 и в группе 1 самолёт противника.

4 Октября на самолёте ЛаГГ-3 он вылетел на сопровождение штурмовиков, направлявшихся для нанесения удара по вражескому аэродрому в районе Полтавы. В то время, когда штурмовики бомбили вражеский аэродром, группа прикрытия вступила в бой с истребителями противника Ме-109, пытавшимися атаковать штурмовиков. В этом бою Владимир Гаранин сбил два "Мессершмитта", но и его самолёт был повреждён, а сам он серьёзно ранен в ногу осколком снаряда, разорвавшегося под сиденьем. В это время в лобовую атаку на него вышел ещё один "Мессер".

Немецкий лётчик видел, что "ЛаГГ" горит, а его бортовое оружие молчит, и поэтому открывать огонь не торопился. Но он просчитался. На горящем истребителе Гаранин пошёл на таран - правым крылом он нанёс удар по "Мессершмитту" и сбил его. От удара у нашего истребителя оторвалась половина плоскости. С большим трудом Гаранину удалось выровнять повреждённый самолёт. В это время он был обстрелян противником, но сумел горящий самолёт посадить в поле. На земле Владимир был снова ранен. Сил хватило на то, чтобы отрыть фонарь и выбраться из кабины. После этого он упал, потеряв сознание. Двое красноармейцев едва успели оттащить его от горящего самолёта, как взорвались топливные баки.

4 месяца провёл он в госпиталях. Потом вернулся в свой полк. 27 Марта 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, В. И. Гаранину было присвоено звание Героя Советского Союза. Вскоре Владимир был направлен в 434-й истребительный авиаполк на Сталинградский фронт. Это были тяжёлые дни...

Для 434-го полка самыми напряжёнными оказались 18 - 20 Сентября 1942 года. За эти три дня лётчики полка уничтожили в воздушных боях 44 немецких самолёта. Боевые вылеты следовали один за другим. Пилотам удавалось спать не более 5 часов в сутки. Боевая нагрузка была настолько изнурительной, что некоторые, произведя посадку теряли сознание.

18 Сентября четыре звена истребителей во главе с Героем Советского Союза А. Ф. Семёновым вылетели на очередное задание. Им предстояло патрулировать над железнодорожной станцией Котлубань. Пара Гаранина шла выше всех, прикрывая основную группу.

Минут через 10 с земли сообщили, что к району патрулирования с северо - запада приближаются вражеские самолёты. Наши лётчики усилили наблюдение. И вот появились несколько точек. Это были 9 Ме-109. По - видимому, они шли на "расчистку воздуха" перед появлением групп своих бомбардировщиков.

Наши истребители развернулись для атаки. Противник попытался уклониться от неё. Видя, что советских истребителей больше и они имеют решительные намерения, "Мессера" начали отворачивать и набирать высоту. Но там они попали под огонь нашей пары прикрытия. Один вражеский истребитель был сбит Владимиром Гараниным. Остальный, включив форсаж, со снижением ушли на запад.

21 Сентября - новая победа. В тот день группа из 12 "Яков" под командованием Капитана А. И. Якимова встретила 15 "Юнкерсов", шедших под прикрытием 10 истребителей Ме-109. Наши лётчики решительно атаковали противника, и он недосчитался 7 самолётов. Их уничтожили Якимов, Долгушин, Баклан, Анискин и Гаранин.

После Сталинграда Владимир Гаранин воевал на Северо - Западном, Брянском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах. Тяжёлые бои пришлось вести лётчикам 32-го ГвИАП и летом 1943 года, в период наступления войск Брянского фронта.

...Во второй половине дня 13 Июля группа из 8 истребителей Ла-5 под командованием Капитана В. И Гаранина, прикрывая боевые порядки 1-го танкового корпуса, встретила 36 бомбардировщиков Ju-87 и Ju-88 под прикрытием 20 истребителей FW-190.

Гвардейцы врезались в строй бомбардировщиков, расстроили их боевой порядок. Но силы были слишком неравны. Потребовались героические усилия и неимоверное напряжение всех лётчиков, чтобы сорвать прицельное бомбометание по походным колоннам наших танкистов. В этом тяжёлом бою наши лётчики сбили 7 вражеских самолётов, не потеряв ни одного своего.

К началу 1944 года Гвардии Майор В. И. Гаранин был назначен на должность штурмана 32-го Гвардейского авиаполка. К новому делу, как и ко всем другим обязанностям, он относился с какой - то своей особой творческой меркой. К тому вренени на его счету числилось 13 сбитых вражеских самолётов.

Войну Владимир Гаранин закончил в небе Берлина. На его счету 236 успешных боевых вылетов. Участвуя в 96 воздушных боях, он сбил 14 самолётов противника.

После окончания войны Владимир Иванович продолжил службу в ВВС. С 1947 года Гвардии Майор В. И. Гаранин - в запасе. Жил в Кунцевском районе Московской области. Награждён Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями. Умер 20 Марта 1969 года.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д