![]() |
Юго - восточнее деревни Теряево на высоте 3000 метров разгорелся ожесточённый бой. Трудно было разобраться, где свои, где чужие. Перед глазами проносились силуэты машин. Дело в том, что советские истребители Як-1 и немецкие Ме-109 издали имели сходство, и в большой воздушном бою, когда самолёты обычно "ходят" группами и в одиночку на разных высотах, вследствие вертикального маневра, их можно перепутать. Наконец мне удалось разобраться в обстановке и пристроиться к своим "Якам".
В горячей схватке было сбито 4 самолёта противника. Два из них, сильно повреждённые, на малой высоте ушли на запад. Мы их не преследовали, так как бой продолжался. Во время очередной атаки один из наших самолётов оторвался от группы и стал заходить в хвост противнику. Неожиданно над ним оказались два "Мессера". Я заметил это, направил свою машину на первый атакующий самолёт противника и точной очередью сбил его. Наш пилот был спасён и в свою очередь уничтожил преследуемого им врага. Но в атаку ведь шли два Ме-109. Где же второй ? Оказывается, он успел развернуться и через мгновение дал очередь уже по моей машине. Вертикальным маневром мне удалось выйти из боя. Плоскости и стабилизатор "Яка" были пробиты во многих местах, но управление и мотор, к счастью, не были повреждены...
В последний день 1941 года я был переведён в 163-й авиаполк 7-й смешанной авиационной дивизии 3-я ударной армии Калининского фронта и направлен на Северо - Западный фронт".
Вскоре Иван Чернобаев получил уже новое назначение - в 495-й истребительный авиаполк ( 125-я авиационная дивизия ), ранее также сражавшийся под Москвой. Спустя некоторое время он становится его командиром. Вскоре после освобождения Калуги от немецких войск, полк прибыл туда и приступил к прикрытию от воздушного противника важных объектов города и его окрестностей. 495-й авиаполк был усиленного состава: в него входили 3 эскадрильи, оснащённые самолётами Як-1, И-16, Ла-5. Почти ежедневно пилоты выполняли боевые задания. Так, 18 Августа 1942 года группа самолётов, ведомая Лейтенантом И. К. Чернавским, вступила в бой с 24 бомбардировщиками Не-111 и не допустила их прицельного бомбометания на наши наземные войска. Один самолёт противника был сбит, другие повернули назад.
...В Марте 1943 года при выполнении сложного ночного задания самолёт Чернобаева был подбит, но пилоту всё же удалось приземлиться в поле вблизи деревни. В то же мгновение от большой потери крови он потерял сознание. Его подобрали местные жители, оказали первую помощь, а утром на лошади отвезли в Калужский фронтовой госпиталь. После выздоровления Иван Чернобаев продолжил боевую работу. За воздушные схватки в Калужском небе он был награждён первым орденом Ленина.
В 1944 году Подполковник И. В. Чернобаев был назначен заместителем командира 148-й истребительной авиационной дивизии. К концу войны имел на счету 14 сбитых самолётов противника. Награждён Орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени, медалями.
После окончания войны Иван Вакулович продолжил службу в ВВС. Автор статьи "Охраняя небо над Москвой" ( помещена в сборнике "Дорогой мужества" ).
Н а з а д