Юрий Антипов родился 21 Февраля 1915 года в Москве в семье
рабочего. Окончил неполную среднюю школу и фабрично - заводское училище.
Антипов с юности был неукратимым романтиком авиации. Уже в 15 лет он начал
работать на самолётостроительном заводе, там же поступил в аэроклуб. В 1934
году был призван в ряды Красной Армии, в том же году окончил Одесскую военную
авиационную школу пилотов и оставлен в ней лётчиком - инструктором.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. В составе 402-го
истребительного авиаполка специального назначения ( им командовал известный лётчик
- испытатель П. М. Стефановский ), принимал участие в боевых действиях на Северо -
Западном фронте, где и открыл счет своих побед.
В Сентябре 1941 года Капитан Ю. А. Антипов был направлен в 180-й ИАП
на должность заместителя командира эскадрильи. В один из дней около 30 вражеских многоцелевых
самолётов Ме-110 попыталась нанести штурмовой удар по аэродрому полка. Навстречу им
поднялось 6 наших истребителей МиГ-3. Советские лётчики стремительной атакой сверху
сбили сразу две машины. Но противник не отступил: разделившись на две группы он
вступил в бой. Первая группа направилась в сторону аэродрома, а вторая связала
боем наших лётчиков. Завязалась ожесточенная воздушная схватка. Наши лётчики
энергично маневрировали, не позволяя немцам расстрелять самолёты, стоявшие на
аэродроме. И тогда противник решил атаковать "МиГи" сразу двумя группами. Обстановка
в воздухе еще более обострилась.
Двум "Мессерам" удалось зайти в хвост самолёта Антипова и поджечь его.
Тот стал выходить из боя. Немцы - за ним, пытаясь добить. Командир эскадрильи А. Ф.
Семенов бросился на помощь товарищу и с короткой дистанции расстрелял увлекшегося
преследованием гитлеровца. Антипов, будучи раненным, сумел посадить свой поврежденный
самолёт. В этом бою наша шестерка сбила 6 вражеских самолётов, 2 из них пришлось на
долю Юрия Антипова. Но ранения оказались серьезными и лётчика отправили на По-2 в
Калининский госпиталь. К тому времени, летая на истребителе МиГ-3, он совершил
около 200 боевых вылетов и одержал 7 воздушных побед.
После излечения Юрий Антипов он был отправлен на лётно - испытательскую
работу. Лето 1942 года стало в его жизни поворотным - ему доверили особое задание:
проводить испытания поставляемых по ленд - лизу из США и Великобритании истребителей
"Томагаук", "Киттихаук", "Харрикейн" и переучивание на них советских лётчиков. Эта
работа проводилась в 27-м запасном авиаполку на одном из аэродромов под Вологдой.
В начале 1943 года, закончив Курсы усовершенствования офицерского состава, Капитан
Ю. А. Антипов был направлен в НИИ ВВС, где участвовал в испытательных воздушных
боях на трофейных самолётах с целью определения их наиболее слабых и уязвимых
мест.
После войны полностью посвятил себя летно - испытательской работе.
Уже к Ноябрю 1946 года Антипов был в числе 9 лётчиков, входивших в первую группу
испытателей советских серийных реактивных самолётов. За успешное их освоение все
они были награждены орденами - Антипов получил свой второй орден Красного Знамени.
Кроме того, он был удостоен чести быть ведущим лётчиком на государственных испытаниях
опытного МиГ-9.
Насколько непростыми были эти испытания, говорит случай, проишедший
с ним в одном из полетов при разгоне самолёта до максимальной скорости. На высоте
5 км из - за разрушения одной половины стабилизатора самолёт с большой вертикальной
перегрузкой перешел из горизонтального полета в крутой набор высоты. Антипову
разрешили покинуть самолёт. Однако, понимая важность сохранения опытной машины,
лётчик, используя запас высоты, нашел возможность управлять самолётом с помощью
изменения работы двигателя. Рискуя жизнью он посадил машину на свой аэродром.
Специалисты быстро разобрались в дефекте и провели необходимые контруктивные
мероприятия.
За успешное проведение испытаний МиГ-9, что позволило запустить
его в серию, Антипов в 1947 году был награжден первым орденом Ленина, а через
год за успешное проведение испытаний истребителя МиГ-15 и показной пилотаж на
празднике в Тушино - третьим орденом Красного Знамени. В последующие годы в ВВС
началось активное освоение полетов днем и ночью, в облаках и за облаками. За
успешное освоение полетов в сложных метеоусловиях с боевым применением Антипов
награждается вторым орденом Ленина, а в 1954 году за успешное освоение полетов
на самолётах МиГ-17П и Як-25 в сложных метеоусловиях - четвертым орденом Красного
Знамени.
За всю историю НИИ ВВС никто из испытателей не удостаивался
высоких правительственных наград так часто ( и заслуженно ! ), как Юрий Алексеевич
Антипов. 9 Сентября 1957 года, в числе других пилотов института, Антипову было
присвоено звание Героя Советского Союза.
За свою лётную жизнь Старший лётчик - испытатель НИИ ВВС Ю. А.
Антипов освоил 203 различных типов самолётов и вертолетов. С 1964 года Полковник
Ю. А. Антипов - в отставке. Награжден Орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени
( четыре ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды, медалями.
Заслуженный лётчик - испытатель СССР ( 1959 год ).