В сонной тиши архивов притаились давно минувшие годы. Драмы и трагедии военных лет, подвиги и боль утрат зафиксированы на пожелтевших листках, спресованных в толстых папках. Вот лишь одно личное дело - Майора Николая Васильевича Терёхина, хранящееся под номером 430656 в Центральном архиве Министерства обороны России. В день совершения подвига, 10 Июля 1941 года, он был Старшим лейтенантом, командовал звеном в 161-м истребительном авиаполку ( 43-я истребительная авиационная дивизия, Западный фронт ). Наградной лист скупо сообщает, что Николай Терёхин сбил тогда в воздушном бою сразу 3 вражеских самолёта, один из них - таранным ударом. За этот бой он был награждён орденом Ленина. Вспоминает один из непосредственных свидетелей этого подвига, Герой Советского Союза Михаил Петрович Девятаев: "...В то июльское раннее утро произошёл памятный неравный бой над Могилёвом, участником которого оказался и я. Когда накатилась волна бомбардировщиков, на аэродроме было лишь три звена. Шесть истребителей поднялись сразу и вступили в бой с вражескими истребителями прикрытия. Последнее звено, только что вернувшееся из боя, заканчивало заправку горючим и боезапасом и взлетело тогда, когда бомбардировщики находились уже над самым аэродромом. Командир звена Старший лейтенант Терёхин повёл своих ведомых прямо на головное звено бомбардировщиков. Накануне он уже сбил "Юнкерс". Сейчас ему не везло: ближайший к нему бомбёр, который Терёхин поливал огнём своих пулемётов, не горел. Растратив боезапас, лётчик решил таранить врага, не дать ему уйти. Он подошёл к "Юнкерсу" вплотную и винтом своего И-16 рубанул ему хвостовое оперение. Немецкий бомбардировщик перешёл в неуправляемое падение. Вот тут - то и случилось то, что можно увидеть раз в жизни. "Юнкерсы" шли в очень плотном строю. Протараненный Николаем Терёхиным бомбардировщик ударил крылом своего ведущего. Тот резко отвернул влево и столкнулся с левым ведомым. Так на моих глазах всё головное звено Ju-88 и рухнуло на землю... И-16 тип 28 из состава 161-го ИАП, Минск, осень 1941 года. Бой Николая Терёхина на этом не закончился. Он спускался на парашюте в окружении сбитых им немецких лётчиков, которые также приземлялись на парашютах. Экипаж одного из "Юнкерсов" стрелял в нашего лётчика из пистолетов. Терёхин отстреливался. Приземлились они на поле, в нескольких километрах от аэродрома. К месту приземления подоспели колхозники. Они обезоружили немцев и связали всех одной верёвкой, конец которой дали в руки Терёхину. Так он и появился на КП дивизии - с пистолетом в одной руке и с верёвкой, которой были связаны пленные немцы, - в другой." ...Николай Терёхин родился в 1916 году в селе Чердынь Лопатинского района Пензенской области. Окончил семилетку, поступил в Саратовский автодорожный техникум, где был Саратовский автодорожный техникум, где был избран секретарём комсомольской организации. Потом был зачислен в Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Вспоминает Василий Хованов, учившийся вместе с ним, впоследствии - комиссар 177-го истребительного авиаполка: "Терёхин принадлежал к числу тех людей, кто сразу к себе располагает. Мы быстро сошлись и подружились, нас назначили старшинами учебных отделений, между которыми развернулось соревнование. Над приёмами пилотирования он работал, как говорится, до седьмого пота и доводил их до автоматизма. Своим трудолюбием поражал и заражал других курсантов. И результатов добивался неплохих. Помню, Николай совершил меньше половины положенного числа так называемых "вывозных" полётов, а инструктор уже доложил руководству школы о готовности курсанта Терёхина к самостоятельному пилотированию. Усомнившийся было командир отряда убедился в этом, сделав с Терёхиным пробный полёт на "спарке". Мы с Николаем были оставлены в школе для освоения нового по тем временам истребителя И-16. А затем нас распределили в Бобруйскую истребительную авиабригаду. Николай и там выделялся своими успехами: среди первых освоил полёты в ночных условиях и на большой высоте, блестяще проводил стрельбы, получил отличную штурманскую подготовку. Потом наши дороги разошлись, меня отправили на учёбу в Военно - Политическую академию. Помню, дней через 20 после начала войны, я узнал о подвиге Терёхина и воспринял это известие как должное, другого от него и не ждал. Ещё в школе военлётов, имея в виду профессию лётчика - истребителя, Николай любил ссылаться на восточную мудрость: "Идущий в горы не должен бояться обрывов". ...Вскоре после того воздушного боя, случившегося 10 Июля, в полку побывал Константин Симонов. В результате беседы с отважным лётчиком в блокноте писателя появилась следующая запись: "Старший лейтенант Терёхин. Сначала сбил одного "Юнкерса". Вышли все патроны. Таранил второго "Юнкерса" плоскостью по хвосту. Поломал только консоль. Третьего "Юнкерса" ударил мотором в хвост. У него, когда выбрасывался с парашютом, рваная рана на ноге, разбито сильно лицо... Ему не давали летать. Семь дней отдыхал, и в первый же день после болезни, отлежавшись на аэродроме, сбил ещё один немецкий бомбардировщик". Не ограничившись этой краткой рабочей записью ( которая, кстати говоря, не совпадает с описанием боя, приведённым М. П. Девятаевым ), Симонов выразил своё восхищение мужеством пилота в балладе "Секрет победы", своеобразном поэтическом описании воздушного тарана. Упомянутый Симоновым немецкий бомбардировщик, который Терёхин сбил, "отлежавшись на аэродроме", тоже был уничтожен в результате воздушного тарана. Это произошло 18 Июля 1941 года на подступах к Ленинграду. Оказавшись на исходе боя без боеприпасов, Николай смелым маневром и умелым ударом вогнал в землю немецкий самолёт Do-17. Бомбардировщик Do-17. Такую машину таранил Н. В. Терёхин. С Августа 1941 года Терёхин командовал уже 10-м истребительным авиаполком, который сражался в составе ВВС Калининского, Волховского и Северо - Западного фронтов. К Июню 1942 года на его личном счету числилось уже 15 сбитых самолётов противника, в начале Декабря он был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени. А вскоре... Впрочем, обратимся вновь к документам. В отчёте 10-го полка о боевых действиях сказано, что 30 Декабря 1942 года семь самолётов Р-40 "Киттихаук" под командованием Майора Н. В. Терёхина обнаружили в районе станции Пола группу вражеских истребителей Ме-109. В завязавшемся бою самолёт командира был сбит и упал в 4 - 5 км северо - западнее озера Вершинское. В книге учёта безвозвратных потерь 239-й авиационной дивизии отмечено, что Н. В. Терёхин похоронен на кладбище села Добывалово Валдайского района. К моменту гибели на счету Майора Н. В. Терёхина числилось около 250 выполненных боевых вылетов и 17 сбитых самолётов противника... |
Н а з а д