Иван Киселёв родился 2 Сентября 1919 года в деревне Большое Хреново
Сасовского района Рязанской области в семье крестьянина. Окончил 7 классов неполной
средней школы, учился в профессионально - техническом училище № 16 города Сасова по
профессии тракторист - помошник машиниста. Работал слесарем - сборщиком, затем
бригадиром московского завода имени М. В. Фрунзе. Окончил аэроклуб, в 1938 году -
Тамбовскую школу пилотов Гражданского Воздушного Флота. С 1940 года в рядах Красной
Армии. В 1940 году в городе Батайск Ростовской области окончил Черниговскую военную
авиационную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны с Ноября 1943 года,
сражался в составе 812-го истребительного авиационного полка.
В Августе - Сентябре 1944 года в 812-м и 274-м ИАП проводились
войсковые испытания нового истребителя Як-9К с 45-мм пушкой. За это
время 34 самолёта выполнили 340 боевых вылетов, лётчики провели 51 воздушный бой,
сбив 8 истребителей FW-190A и 4 Me-109G. Свои потери - один Як-9К. Средний расход
боеприпасов на один сбитый самолёт составил 10 снарядов.
Истребители Як-9К применялись, как правило, для атак вражеских
бомбардировщиков, так как 45-мм пушка позволяла эффективно поражать самолёты,
не входя в зону оборонительных пулемётных установок "Хейнкелей" и "Юнкерсов".
Для схваток с Ме-109 новый "Як" оказался тяжеловат, поэтому обычно "крупнокалиберные"
Як-9К действовали совместно с Як-1 и Як-7, которые прикрывали "главный калибр"
от атак вражеских истребителей.
20 Августа 1944 года Лейтенант И. М. Киселёв был назначен ведущим
восьмерки новых самолётов Як-9К, которые сопровождали группу бомбардировщиков в
районе города Шауляй. Вот как этот полет был описан в листовке, посвященной Ивану Киселёву:
"...В один из моментов боя Киселёв
увидел, как противник заходит в хвост "Петлякову". Он развернул машину и ринулся
в атаку. Меткая очередь из пушки - и "Фокке - Вульф" вспыхнул. Это была 14-я
личная победа отважного лётчика... В ходе дальнейшего боя один из снарядов
попал в самолёт И. М. Киселёва и перебил лётчику ногу. С трудом он пролетел
150 км и посадил машину на свой аэродром. Слава русскому богатырю воздуха Ивану
Киселёву !"
Як-9K Ивана Киселёва, 274-й ИАП, 3-й ИАК, весна 1945 года
За период своей боевой деятельности командир звена 274-го истребительного
авиаполка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиакорпус,
1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт ) Старший лейтенант И. М. Киселёв
совершил 156 ( по другим источникам - 135 ) боевых вылетов, провел 25 воздушных
боев, в которых лично сбил 14 самолётов противника и 2 в составе группы. В Мае
1945 года, после выздоровления, несмотря на протез Иван Киселёв вернулся в полк
и снова летал. Демобилизовался в Декабре 1945 года.
В 1956 году окончил Высшую партшколу при ЦК КПСС. Работал секретарем
парткома Министерства гражданской авиации. Жил в Москве. 14 Мая 1965 года за мужество
и воинскую доблесть, проявленные в годы Великой Отечественной войны, Ивану Михайловичу
Киселёву было присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден Орденами Ленина,
Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды), медалями. Умер 6
Апреля 1987 года.
|