Гугнин Николай Павлович |
![]() |
В начале 1943 года эскадрилья Гугнина получает почётное право первой в полку переучиваться на новую технику - истребитель Як-7. Только в Феврале эскадрилья провела 29 успешных штурмовок, в которых было уничтожено 5 танков, 10 повозок с боеприпасами, 150 солдат и офицеров противника. В 9-ти воздушных боях Гугнин лично сбивает 3 вражеских самолёта и ещё 2 в составе группы. 3 Мая ему присвоено звание Капитан.
Особенно отличился Н. П. Гугнин в Июле 1943 года, одержав в воздушных боях несколько побед. Однажды его группа, вылетев на сопровождение Ил-2, встретила 14 истребителей FW-190. Бой был исключительно трудным, но потерь ни истребители, ни штурмовики не понесли. Один же из "Фоккеров", сражённый его меткой очередью, упал на землю.
16 Июля 1943 года Николай выполнил 7 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв и уничтожил 3 самолёта врага. Неизбежно уравновешенный и скромный Гугнин считался лучшим командиром эскадрильи в полку. Его ведомые умоло перенимали опыт и хорошо дрались в воздухе.
![]() |
В конце 1943 года Николай Павлович принимает должность штурмана полка. Казалось бы, чисто штабная работа - мозг полка, его интеллект, его жесткая бухгалтерия Гугнин наполняет эту работу творческой выдумкой, рождая на штурманских картах хитроумные комбинации предстоящих боевых вылетов. В это творчество вовлекаются командиры и рядовые лётчики, их предложения тщательно просчитываются и впоследствии проверяются во время боевых вылетов. Боевой, счёт полка растёт с каждым днем. Сам он - летает, как и прежде.
Во время наступления наших войск в районе Львова лётчики полка, ведомые Гугниным, прикрывали штурмовую авиацию. Отличная боевыя выучка, грамотные противозенитные маневры позволяли группам под его командованием избежать потерь. В своей книге "Жизнь в авиации" бывший командующий 2-й Воздушной армией Маршал авиации С. А. Красовский вспоминает: "Зорко несли боевое дежурство в воздухе патрули 5-го авиакорпуса, которые прикрывали действия 3-й Гвардейской танковой армии.
Только за 16 Июля 1944 года они провели 14 воздушных боёв, сбили 23 вражеских самолёта. В этот же день, сопровождая штурмовиков в районе Радехова, 8 наших истребителей во главе со Старшим лейтенантом Н. П. Гугниным встретила воздушного противника. Немецкие лётчики прибегли к хитрости. Пара FW-190 в качестве "приманки" подошла к нашим самолётам сверху. В это время ещё 6 "Фоккеров" попытались незаметно подкрасться к штурмовикам снизу. Гугнин разгадал замысел противника. Одному звену он приказал атаковать нижнюю шестёрку с тем, чтобы сковать истребителей врага и не допустить их до штурмовиков. Второе звено атаковало верхнюю пару.
Не потеряв ни одного самолёта, наши лётчики сбили 4 истребителя противника. А штурмовики, надёжно прикрытые группой Гугнина, успешно выполнили боевую задачу".
...Ноябрь 1944 года. В разгаре одна из крупнейших операций Великой Отечественной войны - Будапештская. Стремясь во что бы то ни стало не допустить подхода советских войск к юго - восточным границам Германии, противник перебросил в Венгрию большое количество пехоты, танков, авиации и другой боевой техники. Немецкие войска продолжали яростно контратаковать на земле и в воздухе. Но ничто не могло изменить развитие боевых событий.
Храбро и искусно сражался с врагом в воздухе Николай Павлович. Сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытие наземных войск, разведка в глубоком тылу противника - таков далеко не полный перечень ратных дел Николая Гугнина и его однополчан в те грозные дни.
16 Ноября 1944 года четвёрка "Яков" во главе с Гугниным получила приказ сопровождать до цели и обратно шестёрку Ил-2. На маршруте наша группа встретила 22 неприятельских истребителя. Гугнин принял решение атаковать врага.
Набрав высоту, Николай Павлович на максимальной скорости атаковал ведущего и сбил его. Строй вражеских машин распался. Этим тут же воспользовались лётчики нашего звена. Их атаки были настолько внезапными и стремительными, что противник, потеряв 6 самолётов, в панике убрался восвояси. Наши истребители потерь не имели, а штурмовики отлично выполнили боевое задание - нанесли мощный удар по узлу сопротивления в районе города Сольнок.
На следующий день, 17 Ноября, Майор Н. П. Гугнин был ведущим четвёрки Як-1. И опять он смело вступает в бой. В ходе завязавшейся воздушной схватки лётчики его группы сбили 4 вражеские машины.
Николай Гугнин воевал на Западном, 1-м и 2-м Украинских фронтах, прошел путь от рядового лётчика до штурмана авиаполка. Участвовал в боях под Москвой, в освобождении Орла, Брянска, Полтавы, Киева, Житомира, Винницы, Львова, Бухареста, Будапешта, Вены. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Александра Невского, Красной Звезды ( дважды ), многими медалями.
Последний боевой вылет отважный лётчик произвёл 8 Мая 1945 года на штурмовку вражеских войск в районе Вены. Всего за годы войны Николай Гугнин совершил 260 успешных боевых вылетов, в том числе 157 - на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, 75 - на дальнюю разведку в глубокий тыл врага, 28 - на штурмовку противника. В 50 воздушных боях лично сбил 15 и в составе группы - 4 вражеских самолёта.
Многие из его побед были достигнуты в воздушных схватках во время вылетов на разведку в глубокий тыл, почти всегда при численном превосходстве противника, когда даже парашют не смог бы его спасти. И только высокое мастерство, хладнокровие и мужество Гугнина позволили ему даже в, казалось бы, невозможных условиях побеждать и возвращаться с разведданными, которые помогали командованию уберечь от потерь многих наших бойцов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 Мая 1946 года штурману 122-го истребительного авиационного полка ( 331-я истребительная авиационная дивизия, 5-й штурмовой авиакорпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Майору Н. П. Гугнину было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны Николай Павлович длительное время продолжал службу в ВВС, передавая богатый фронтовой опыт молодой смене авиаторов. В 1951 году он окончил Военно - Воздушную академию. Получив звание Подполковник, он, как боевой лётчик, обладающий огромным практическим опытом, был назначен на должность старшего инспектора - лётчика Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. А уже через 3 года - стал старшим инспектором - лётчиком истребительной авиации при Главной инспекции Министерства обороны СССР.
В Июне 1960 года Полковник Н. П. Гугнин в связи со значительным сокращением Вооруженных Сил СССР увольняется в запас и переходит на работу в гражданскую авиацию. Заочно заканчивает Украинский политехнический институт по специальности "Технология машиностроения". В 1962 года работал преподавателем в Кременчугском лётном училище гражданской авиации, позже был начальником учебно - лётного отдела училища.
Николай Павлович принимал активное участие в военно - патриотическом воспитании молодёжи, часто выступал перед курсантами, школьниками, студентами, трудящимися города, рассказывая им о славных боевых делах лётчиков - фронтовиков. В 1987 году его не стало...
В городе Кременчуге очень бережно хранят память об этом замечательном лётчике, офицере, человеке. На одной из центральных улиц города в портретной галерее знаменитых жителей Кременчуга есть и портрет Героя Советского Союза Николая Павловича Гугнина.
Н а з а д