Советский летчик - испытатель. До войны работал в НИИ ВВС.
В Июне 1937 года в числе других летчиков добился права на отправку в Испанию.
Но проделал этот путь лишь наполовину. 19 Июня, на немецко - чешской границе,
6 советских летчиков были сняты с международного поезда Москва - Париж и отправлены
в тюрьму, в одиночные камеры. 8 месяцев продолжалось это заточение, сопровождаемое
постоянными побоями и издевательствами. Лишь благодаря настойчивым действиям соответствующих
советских органов, Груздев и его товарищи были вырваны из фашистских застенков и отправлены
в Союз.
С началом Великой Отечественной войны на фронте. Заместитель командира 402-го
истребительного авиаполка специального назначения Майор К. А. Груздев в первые 2 недели боев
уничтожил 6 вражеских самолетов. Однажды, он в одиночку атаковал группу из 9 бомбардировщиков
и рассеял ее, ошеломленный противник поспешил убраться за линию фронта. С середины Июля 1941
года принял командование полком ( вместо Петра Стефановского, отозванного в Москву ). Менее
чем за год свой боевой деятельности Груздев уничтожил лично и в составе группы около 20 самолетов
противника ( по разным источникам - от 17 до 19 ). Всего совершил более 260 боевых вылетов.
Блестяще зная вражескую технику, ее сильные и слабые стороны, Груздев разработал
весьма эффективный прием борьбы с самолетами Ме-110. Этот двухмоторный истребитель имел невысокую
маневренность и ограниченную скороподъемность. Груздев на большой скорости становился в восходящую
спираль и проскакивал вперед, как бы подставляя себя под огонь противника. Немецкий летчик охотно
ввязывался в бой, надеясь на мощь своего носового оружия. Постепенно Груздев увлекал его на высоту
5 - 6 км. Там летные качества "МиГа" значительно улучшались, а "Мессера" - ухудшались. Немецкий
пилот, будучи не в силах зайти в хвост нашему самолету, больше следил за ускользающим "МиГом",
чем за постепенно падающей скоростью. Этого - то момента и ждал Майор Груздев. Он выполнял
классический ранверсман и почти в упор расстреливал врага.
Груздеву также принадлежала инициатива в использовании щитков для уменьшения
радиуса виража. Убедившись, что в бою на горизонталях наш ЛаГГ-3 не может зайти в хвост Ме-109,
он придумал хитрый прием - отклонять на 10 - 15 градусов посадочные щитки крыльев. А это было
нелегко ! На глубоком вираже, под давящей перегрузкой, нужно было дотянуться до нижней
части приборной доски, нажать кнопку выпуска закрылков, а в нужный момент - когда щитки отклонятся,
- вернуть ее в нейтраль. И все это в бою - крутясь, уворачиваясь от огненных трасс, ни на секунду
не теряя из виду противника ! Многие летчики, пытавшиеся повторить этот прием, говорили,
что для этого надо иметь третью руку и дополнительную пару глаз ( желательно - на затылке ).
Груздев говорил иначе - "надо правильно распределять внимание". Видимо, сам он распределял
его достаточно правильно. Во всяком случае, пользуясь закрылками, он уверенно заходил на
"ЛаГГе" в хвост "Мессеру" и сбил таким способом не одну вражескую машину.
Истребитель МиГ-3 с подвесками для РС-82, зима 1941 года
Осенью 1941 года, из - за нехватки двигателей АМ-35А, в некоторых
частях ВВС самостоятельно производили установку моторов АМ-38 на самолеты МиГ-3.
Так техническим составом 402-го авиаполка в Ноябре 1941 года в полевых условиях
была произведена установка двигателей АМ-38 на два самолета. Следовало проверить,
как поведет себя самолет в воздухе. Ведь помимо нового мотора, под крыльями машины
установили еще и пусковые установки для реактивных снарядов. Испытания проводили
командир полка Майор К. А. Груздев и командир одной из эскадрилий Капитан Б. Г.
Бородай.
Однажды Константин Груздев поднялся в воздух. И надо же случиться,
что как раз в это время курсом на Бологое шла группа немецких бомбардировщиков Ju-88.
Груздев, конечно, ринулся на перехват. Вклинился он в строй "Юнкерсов", выпустил
первый реактивный снаряд. Вражеский бомбардировщик тут же загорелся. Второй снаряд -
и снова точно в цель. Заметив, что советский истребитель пользуется каким - то
необыкновенным оружием, экипажи вражеских бомбардировщиков тут же развернулись
и бросились наутек...
Вскоре Груздев был отозван с фронта для проведения испытаний опытного
ракетного истребителя БИ-1, совместно с Григорием Бахчиванджи. 12 Января 1943 года он
выполнил один полет на этом самолете. При посадке, в момент выпуска шасси, одна из лыж
оторвалась. Лишь благодаря выдержке и высокому летному мастерству, проявленными
Константином Груздевым, этот полет закончился благополучно.
На испытательской работе Груздев летал так же талантливо,
напористо и инициативно, как и на фронте. Вскоре его перевели на новую работу -
по исследованию штопорных характеристик истребителя Р-39 "Аэрокобра". 9 Февраля
1943 года, в одном из таких опытных полетов, Подполковник К. А. Груздев погиб
попав в плоский штопор. Он до последнего старался найти способ вытащить падающий
самолет из неуправляемого вращения, но так и не успел ни вывести "Кобру" из штопора,
ни покинуть ее...
Константин Груздев похоронен в поселке Малый Исток, расположенный
неподалеку от аэродрома Кольцово, рядом с напарником по испытаниям ракетного
самолета БИ-1 - Григорием Бахчиванджи ( погиб 27 Марта 1943 года ) и Трофимом
Чигаревым, летчиком - испытателем НИИ ВВС, погибшим в Октябре 1941 года.
|