Денисов Константин Дмитриевич |
Родился 27 Августа 1915 года в деревне Большое Соколово, ныне Можайского района Московской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал слесарем на Московском тормозном заводе. Окончил 1 курс Московского лесотехнического института. С 1934 года в ВМФ. В 1936 году окончил Ейскую военно - морскую авиационную школу. Участник боёв с японскими захватчиками у озера Хасан в 1938 году. Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался в составе 8-го истребительного, 7-го истребительного и 11-го Гвардейского истребительного авиаполков. К Октябрю 1942 года командир 7-го истребительного авиационного полка ( 62-я истребительная авиационная бригада, ВВС Черноморского флота ) Подполковник К. Д. Денисов совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 6 самолётов противника. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Войну закончил на Дальнем Востоке, участник разгрома японской Квантунской армии. Всего совершил 536 боевых вылетом. В воздушных боях сбил 13 вражеских самолётов лично и 6 в группе с товарищами. После войны Константин Дмитриевич продолжил службу в морской авиации. В 1950 году окончил Военную академию Генерального штаба. Работал там же старшим преподавателем. Кандидат военных наук, доцент. С 1976 года Генерал - Майор авиации К. Д. Денисов - в запасе. Живёт в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Ущакова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Его имя носит село в Симферопольском районе Крымской области. Автор книги "Под нами - Чёрное море". * * *Службу в авиации Константин Денисов начал осенью 1936 года на Дальнем Востоке, где около года летал на тяжёлом четырёхмоторном бомбардировщике ТБ-3. С немалым трудом удалось ему осуществить свою давнюю мечту - пересесть на истребитель. Летать начал на И-5, а потом пересел на И-16 - чуть ли не лучший тогда в мире истребитель - и, несмотря на его исключительную "строгость", успешно освоил пилотирование как днём, так и ночью. Боевое крещение молодой лётчик - истребитель получил во время Хасанских событий. Около 10 раз пришлось ему со своим звеном самостоятельно и в составе эскадрильи вылетать в район боёв. Японские авиаторы явно осторожничали, видимо, на пользу им пошёл печальный урок встреч с нашими воздушными бойцами в небе Китая. Это позволяло истребителям, после окончания сопровождения бомбардировщиков или патрулирования над полем боя, снижаться и с бреющего полёта поражать противника из пулемётов. ...На рассвете 22 Июня 1941 года с крымских аэродромов поднялись по тревоге самолёты - истребители. Одну из групп повёл на прикрытие Севастополя от вражеского налёта Старший лейтенант Константин Денисов - впоследствии Генерал Майор авиации, Герой Советского Союза. В период героической обороны Севастополя эскадрилью Константина Дмитриевича Денисова знали не только авиаторы. По каким - то неведомым каналам молва о ней проникала в окопы к пехоте, к морякам на корабли. Однажды над линией фронта эскадрилья Денисова попала под сильный заградительный огонь зенитной артиллерии, но рассредоточившись, благополучно миновала опасную зону, затем подошла к аэродрому со стороны немецких тылов. С первого захода были подожжены несколько самолётов, оказавшихся на взлётной полосе. Но вдруг в воздухе появились 26 вражеских самолётов. Немцы видимо, давно засекли машину Денисова. Они специально охотились за нею. Семёрка Ме-109 с разных сторон ринулась на него в атаку. Денисов сделал обманный маневр, давая понять врагу, что не может держаться в воздухе, но тут же резко рванул вверх. Ещё не рассеялся в воздухе оторвавшийся от истребителя дымный шлейф, как Денисов прошил из пулемётов вражеский самолёт. Вслед за ним в последнее пике устремились ещё два истребителя врага, сбитые товарищами Денисова. Противник был вынужден покинуть зону воздушного боя... Тогда наши лётчики вновь возвратились к вражескому аэродрому и "прочесали" его во всех направлениях. Позднее стало известно, что в этот день эскадрилья Капитана Денисова уничтожила на аэродроме и в воздухе 14 немецких самолётов, вывела из строя около 200 солдат и офицеров противника. Кроме того, было подавлено несколько зенитно - пулемётных и артиллерийских установок. И всё это только за один день. А сколько таких боевых дней было в биографии отважного лётчика ! Вот лишь несколько боевых эпизодов: В ночь на 30 Августа 1941 года К. Д. Денисов на истребителе И-15бис из состава 8-го ИАП сбил при свете луны бомбардировщик Ju-88, обломки которого на следующий день выбросило море. В следующую ночь Денисов сбил бомбардировщик Не-111, который также рухнул в море. В этот раз не всё вышло гладко. В "ишачке" Константина Денисова механики насчитали 21 дырку от осколков снарядов наших же зенитчиков. 21 Декабря 1941 года Константин Денисов сбил бомбардировщик Ju-87 над Севастополем. Hемецкий пилот был взят в плен и попросил передать свой пистолет сбившему его лётчику. После долгого хождения по различным инстанциям, пистолет всё же попал к Денисову, и тот стал, наверное, единственным пилотом советских ВВС, носившим пистолеты "по-ковбойски" - с обоих боков. Истребитель "Curtiss P-40K" из состава 7-го ИАП ВВС ЧФ, на котором весной - летом 1943 года летал командир полка Гвардии Майор К. Д. Денисов. В ночь на 24 Апреля 1943 года Константин Денисов сбил на истребителе Р-40 бомбардировщик Ju-88, который рухнул в море возле берега в 24 км к северу от Поти. Вечером 22 Ноября 1943 года Константин Денисов со своим ведомым Владимиром Прозором, летая уже на истребителе Р-39 "Аэрокобра", сбил довольно "редкую птицу" - поплавковый гидросамолёт Аr-196. Как позднее выяснилось, на этой штабной машине летело несколько офицеров, при одном из которых оказались важные документы. Немецкий поплавковый многоцелевой гидросамолёт Arado Ar-196. Константин Дмитриевич Денисов сражался на различных фронтах Великой Отечественной войны: дрался с врагами в небе Крыма и Кавказа. Затем, командуя 16-й смешанной авиационной дивизией, участвовал в Советско - Японской войне 1945 года. Лётчиками этой дивизии было выполнено более 500 боевых вылетов с общим налётом 929 часов. После окончания боевых действий продолжал служить в Военно - Воздушных Силах. Но большое напряжение, вызванное двукратной службой на Дальнем Востоке, боевой работой, ранением и перенесённым тифом, не прошли бесследно. Вскоре врачи напрочь отлучили его от лётной работы. Пришлось искать работу на земле. За учёбой в Академии Генерального штаба последовала почти 30-летняя педагогическая работа в ней. Став Генералом, кандидатом военно - морских наук, доцентом, К. Д. Денисов старался отдавать свои силы и опыт делу воспитания нового поколения высшего командного состава. |
Н а з а д