Батаров Михаил Фёдорович |
Михаил Батаров родился 30 Сентября 1919 года в селе Гришино, ныне Гороховецкого района Владимирской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. Затем работал котельщиком в Москве. С 1939 года в рядах Красной Армии, год спустя окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. На фронтах Великой Отечественной войны с Декабря 1942 года. Сражался в составе 611-го истребительного авиационного полка. Вспоминая о тех днях, известный лётчик - истребитель Н. Ф. Исаенко так пишет в своей книге "Вижу противника !", о Михаиле Батарове: "...Осень 1943 года. В условиях стремительного продвижения наших наземных войск чрезвычайно важное значение приобретала воздушная разведка. Командованию фронта требовалось знать, в каком направлении отходит противник, где пытается организовать оборону, подходят ли к нему резервы, откуда и какие. От разведчиков требовалось обнаруживать скопления вражеских войск и техники, своевременно сообщать о них, чтобы с наибольшим эффектом использовать штурмовую и бомбардировочную авиацию. Особенно отличился во второй половине Сентября 1943 года Старший лейтенант М. Ф. Батаров. Западнее Новобогдановки он обнаружил основную на данном участке фронта танковую группировку противника и вывел на нее штурмовики. За исключительную ценность доставленных разведывательных данных и проявленное мужество Михаил Батаров был представлен к очередной боевой награде. Слава, как известно, налагает на человека нелегкую обязанность оставаться достойным её. Легла такая обязанность и на Батарова. До конца войны разведку в особо сложных условиях командование старалось поручать ему. И не только разведку. Случалось, едва успев приземлить самолёт, Батаров получал приказ лидировать штурмовики на обнаруженные им, но тщательно замаскированные цели. И Михаил снова поднимал в воздух свой безотказный "Як". При этом, Батаров никогда не выражал недовольство чем - либо. В нашей памяти этот колхозный парнишка из - под Горького, круглолицый, по - волжски окающий, остался вечно улыбающимся, не теряющим чувства юмора даже в печальных обстоятельствах. Однажды Михаила Фёдоровича ранило, самолёт его не загорелся и не упал только чудом, но Батаров доложил о случившемся с обычной улыбкой до ушей и весьма своеобразно: - Собаки фрицы ! Только вчера кожанку получил, даже ее не пощадили ! Медлительный, ходивший вразвалочку, словно ему доставляло огромное удовольствие твердо ставить на землю ноги, любитель плотно поесть ( "В детстве - то разве досыта ели ?" - серьезно спрашивал он подтрунивающих ), Батаров был исключительно спокойным человеком и хорошим воспитателем подчиненных. Юмор его, правда, не всегда был безобидным. С крестьянской наблюдательностью умел он дать плохому лётчику такую меткую кличку, что тому оставалось либо избавиться от недостатка, либо просить о переводе в другой полк". ...Наступил Декабрь 1943 года. Лили дожди, падал мокрый снег, раскисшую землю окутывали туманы. За весь месяц выдалось только 18 ограниченно годных для полетов дней, в Январе 1944 их стало ещё меньше. Тем не менее пилоты использовали малейшую возможность для проведения боевых вылетов, летали на разведку, на сопровождение штурмовиков, на "свободную охоту". К тому времени противник сильного противодействия нашим истребителям оказать уже не мог, но пытался сам вести разведку. Производя во время снегопада тренировочный полет в районе Акимовки при видимости в 3 - 4 километра, командир 2-й эскадрильи 611-го истребительного авиаполка Капитан М. Ф. Батаров заметил "Хеншель-129", крадущийся на высоте 100 метров. Батаров тотчас атаковал вражеский самолёт, поджёг его правый мотор, заставил немецкого лётчика совершить вынужденную посадку и сдаться в плен бойцам тылового подразделения наших войск. В последних числах Февраля 1944 года на Азовском море разразился небывалый шторм, в Сиваш нагнало много воды, сооруженные саперами переправы смыло, переброска войск на плацдарм за Сивашом приостановилась, а в Марте начался небывалый для этой поры снегопад, снегу в Таврии навалило на метр, под ним скрылись окопы, траншеи, дороги, аэродромы. Наступление в Крыму откладывалось и 611-й авиаполк в это время начал получать новые "Яки". Правда, перегонять их приходилось в непогодь, и это доставило много хлопот и волнений. Пока одна группа пилотов занималась перегоном новых машин, другие - вели разведку войск противника в Крыму, долетая до Джанкоя, до сел Раздольное и Первомайское, прикрывали железнодорожные станции, где разгружались свежие войска и прибывающая на фронт техника, охраняли восстановленные переправы через Сиваш. В эти дни снова отличался Капитан М. Ф. Батаров. Он безошибочно определял, где сосредотачивает и тщательно маскирует свои войска и технику противник, обучал искусству находить замаскированные цели других лётчиков. Ранним утром 16 Июля 1944 года в полк прилетел командир 8-го штурмового авиационного корпуса Генерал В. В. Нанейшвили. Он сообщил, что после прорыва обороны противника восточнее Золочева - Зборова некоторые подразделения танков противника сумели оторваться от наших войск. Их надо срочно найти. Задание было поручено эскадрилье Капитана М. Ф. Батарова. Командир 8-го ШАК поставил перед пилотами задачу обнаружить танки противника, предположительно находящиеся южнее и западнее города Золочева, с борта самолёта доложить об обнаружении танков по радио, а после посадки доложить по телефону и письменно. Облачность в тот день достигала 10 баллов, клубилась на высоте 500 метров, видимость по горизонту не превышала 5 километров. Лететь ведущим группы при столь сложных погодных условиях решил сам командир эскадрильи. В паре с Батаровым полетел его постоянный ведомый, надежный щит и меч комэска, Младший лейтенант М. Ф. Шувалов, а прикрыть Батарова с Шуваловым полетели Старший лейтенант Черный и младший лейтенант Мордовский. Надо было обладать огромным мужеством, полным презрением к смерти и желанием во что бы то ни стало настичь, обнаружить врага, чтобы лететь на высоте 50 - 150 метров: самолёты подвергались реальной опасности попасть под губительный огонь всех видов оружия противника. Скопление немецких танков, самоходных установок, автомашин с грузами и пехотой, с пушками на прицепах Михаил Батаров обнаружил после часа полета между холмами и в оврагах юго - западнее села Ясеновцы. Чтобы точнее определить количество обнаруженных танков и самолётных установок, разведчики некоторое время вынуждены были ходить над врагом на бреющем полете. Противник открыл бешеный огонь из "Эрликонов" и пулеметов. Батаров и Шувалов умело применяли противозенитный маневр, но все - таки один снаряд угодил в центроплан батаровского истребителя около правого борта, пробил отверстие площадью примерно 25 квадратных сантиметров. К счастью, Батаров ранен не был, благополучно привел группу на аэродром Ольховец. Боевое задание было выполнено. К Августу 1944 года группа немецких армий "Южная Украина" упорно удерживала так называемый ясско - кишиневский выступ, прикрывающий путь в глубь Румынии и далее на Балканы. Левый фланг противника упирался в горный массив Карпат, правый - в Черное море. Противник оборудовал три оборонительных полосы, их заняли 47 пехотных и артиллерийских дивизий и 5 пехотных бригад. Наземные войска врага прикрывали соединения 4-го воздушного флота люфтваффе и румынский авиационный корпус. Взломать такую оборону, окружить и разгромить столь сильного врага было очень непростым делом. Поэтому подготовка к Ясско - Кишиневской операции проходила в обстановке глубокой секретности. Даже лётчики, непрерывно выполнявшие с 10 Августа разведывательные полеты, не могли определить, где будет нанесен решительный удар. Лишь один пилот 611-го полка точно определил в середине Августа одно из направлений главного удара советских войск. Этим пилотом был Михаил Батаров ! Естественно, он был предупреждён о необходимости молчать об увиденном, ему запретили впредь пересекать линию фронта вблизи Слободзеи. О наблюдениях Батарова сообщили и командиру дивизии: мало ли что, ведь увидеть то, что увидел он, могли и немцы. Но вражеские лётчики не сумели заметить то, что заметил Батаров. Во всяком случае, удар с плацдарма западнее Слободзеи враг прозевал. Противник вообще ошибся в определении замыслов советского командования: ожидал наступления на Кишинев, а вражеская оборона была прорвана северо - западнее Ясс и южнее Бендер. Наши механизированные войска в районе Секешфехервар прорвали оборону противника, продвинулись на глубину до 12-ти километров. Пытаясь остановить их, немецкое командование бросило 22 Декабря в бой большое число своих FW-190, Ju-87 и Ме-109. Лётчики 611-го полка совершили 60 боевых вылетов, провели 8 воздушных боёв и сбили 6 вражеских самолётов. В одном из вылетов четверка "Яков" встретила три Ме-109. Первым заметил врага Батаров. Он атаковал их и сбил один "Мессер". Появившаяся было четверка "Фоккеров", не решилась вступить в бой и скрылась в облаках. Тут же вывалился из облаков ещё один Ме-109, возможно, отставший от первой тройки. Через полторы минуты пылающий, чадящий чёрным дымом "Мессер", сражённый Оськиным, врезался в землю. В напряженной боевой работе прошли все дни до 25 Декабря. Прикрывая наземные войска, сопровождая штурмовики, вылетая на разведку, лётчики полка уничтожили 10 автомашин противника, несколько бронетранспортеров, бензозаправщик, сбили и уничтожили на земле 15 вражеских самолётов, уничтожили свыше 100 солдат и офицеров врага. 28 Декабря группа истребителей, ведомая Михаилом Батаровым была направлена в район Замоль - Мох - Баклаш. Во время полёта группа была атакована сверху и в хвост истребителями противника. Однако наши лётчики проявили максимум бдительности, и первая вражеская атака успеха не имела. Более того, Батаров в наборе высоты сбил "Мессер". Но и мы понесли тяжелую утрату. В ходе завязавшегося боя Капитан К. Л. Черногор, как уже нередко бывало, забыл об осторожности. Он резко бросился за одним из врагов, оторвался от ведомого, от группы, и другой "Мессер" с дальней дистанции поджёг его истребитель. Наш лётчик выпрыгнул из кабины, но его парашют не раскрылся. Позже установили, что лямки подвесной системы, а с ними и вытяжной тросик парашюта были перебиты пулеметной очередью. ...Наступил Новый 1945 год. 13 Января Капитан М. Ф. Батаров сорвал в районе Замоль атаку 30 немецких танков. Сначала группа Батарова в составе шести "Яков" сама обрушилась на противника, рассеяла находившихся на танковой броне вражеских автоматчиков, вынудила танкистов повернуть на исходные позиции. Затем по указанию Батарова, по танкам нанесли удар "Илы" 10-го ШАК. Они полностью разгромили вражескую группировку. Утром следующего дня Батаров с Шуваловым обнаружили новое скопление танков и бронетранспортеров врага, на этот раз юго - западнее города Секешфехервар. В начавшейся наступательной операции 611-му Перемышльскому ордена Суворова истребительному авиационному полку 16 Марта 1945 года поставили задачу прикрыть войска 4-й Гвардейской армии в районе Замоль - Патка - Секешфехервар. Первым во главе шестерки Як-3 поднялся с аэродрома Михаил Батаров. За Секешфехерваром встретили пять групп FW-190, летящих в направлении на Замоль, по 8 самолётов в каждой группе, и прикрывающие "Фоккеров" два Ме-109. По команде Батарова пара Трусов - Рымарь сбила ведущий "Мессер", а Батаров одновременно сбил ведущий "Фоккер". Выпрыгнувший с парашютом немецкий пилот спускался на землю между двух падающих чадных факелов. Видя эту картину, вражеские лётчики кинулись кто куда, побросав бомбы на собственные войска. К Апрелю 1945 года командир эскадрильи 611-го истребительного авиаполка ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ) Майор М. Ф. Батаров совершил 322 боевых вылета, провел 72 воздушных боя, в которых сбил лично 15 самолётов противника и 1 в составе группы. Истребитель Як-3. На такой машине Михаил Батаров одержал несколько блестящих побед в конце войны. В течение 2 Апреля стремительно наступающие войска 3-го Украинского фронта заняли города Эйзенштадт, Нейкирхен, Глогенау и Петендорф, завязали бои за Винер - Нейштадт, которым и овладели на следующий день. А 6 Апреля наземные войска фронта перерезали автомагистраль западнее Вены и завязали бои на южной окраине города. Воздушного противника наши лётчики встречали все реже. Походило на то, что силы немецкой авиации иссякли. Свои войска враг, если и прикрывал, то в основном мелкими группами по 2 - 4 истребителя. Немецкие самолёты "лазили" на больших высотах: очевидно, натурального горючего им остро не хватало, приходилось пользоваться эрзацами, а от эрзацев на малых и средних высотах слишком быстро перегревается мотор. Прикрывая наступление наземных войск в районе Винер - Нейштадт - Эрлих, лётчики 611-го полка провели три воздушных боя. В дном из вылетов шестёрка "Яков" встретила шестёрку модернизированных истребителей FW-190D. Эти самолёты имели моторы не воздушного, а водяного охлаждения, скорость у них была больше, чем у прежних "Фоккеров". Лётчиков на эти машины, видимо, подобрали смелых: шестерка "Фоккеров" действовала согласованно, выполняла маневры, как один самолёт, и не дрогнула при атаке группы Батарова, хотя один FW-190D был сбит первыми же залпами "Яков". Правда, "Фоккеры", как обычно, немедленно сбросили бомбы. Но облегчились не для того, чтобы удрать, а чтобы вступить в бой. Начали же они бой по - прежнему в плотном строю пар, применив горизонтальный маневр, что свидетельствовало об отсутствии боевого опыта. Ведущей паре "Фоккеров" удалось зайти в хвост самолёта Лейтенанта Шувалова. Батаров, зайдя в хвост "Фоккерам", увлекшимся преследованием Шувалова, снизу сзади всадил в брюхо ведущего вражеской пары длинную очередь снарядов и пуль. "Фоккер" взорвался. В разные стороны полетели мотор, часть фюзеляжа с хвостовым оперением, крылья. Пораженный осколками взорвавшегося самолёта, вошел в штопор ведомый FW-190D, летевший впритирку к ведущему. Уцелевшие "Фоккеры", протрезвев, спаслись крутым пикированием и ушли на запад. С 3 по 5 Апреля, вылетая уже с аэродрома Трауэсдорф, полк совершил 142 боевых вылета. Пилоты непрерывно вели разведку войск и техники противника, прикрывали наступающие войска. За эти дни Михаил Батаров сбил один Ме-109. 8 Апреля лётчики 611-го полка перебирались на аэродром Мюнхендорф, всего в 20 километрах южнее Вены. Главной задачей для них оставалось прикрытие наземных войск, штурмующих Вену. Ограждая стрелков, артиллеристов и танкистов от воздушного противника, полк сделал 18 боевых вылетов. В одном из них, шестерка Як-3, ведомая Батаровым, находясь на высоте 3500 метров в районе севернее Вены, обнаружила ниже себя 18 фашистских штурмовиков FW-190. Майор М. Ф. Батаров приказал атаковать врага парами. Надёжно прикрытый Шуваловым, он сбил самолёт ведущего первой шестерки вражеских машин. Затем сбили "Фоккер" из второй шестерки, подожгли и третий "Фоккер", завертевшийся в огненном штопоре. Враг ещё не успел опомниться, когда шестерка "Яков" атаковала его второй раз, уже снизу. "Фоккеры" принялись панически "облегчаться", сбрасывая бомбы на собственные войска. Наши истребители вынуждены были отвернуть, чтобы не столкнуться с падающими бомбами. Противник воспользовался этим и стал переворотами уходить на запад, да так прытко, что лишь Батаров с Шуваловым смогли настичь и подбить еще одного гитлеровца. В этот день командир 2-й эскадрильи Михаил Батаров сбил 16-й самолёт врага. К концу войны, летая на истребителях конструкции А. С. Яковлева, отважный лётчик совершил 350 успешных боевых вылетов, в 75 воздушных боях уничтожил 18 вражеских самолётов лично и 1 - в группе с товарищами. 8 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны Михаил Федорович продолжил службу в ВВС. В 1957 году окончил курсы усовершенствования офицерского состава при Военно - Воздушной Академии. С 1981 года Генерал - Майор авиации М. Ф. Батаров - в отставке. Жил в Москве. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями. |
Н а з а д