Сергей Азаров родился 25 Сентября 1915 года в деревне Соколово,
ныне Брянской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Затем
работал слесарем в Производственном Объединении "Брянский машиностроительный
завод". Учился в местном аэроклубе. В Красной Армии с 1938 года. Окончил
Борисоглебскую военную школу пилотов.
На фронтах Великой Отечественной войны с Ноября 1941 года.
Воевать начал на истребителе И-16 и одежал на нем несколько побед. Весной 1943
года 57-й Гвардейский истребительный авиаполк ( командир Подполковник А. Осипов ),
первым в Советских ВВС перевооружился на английские самолеты "Спитфайр" Mk.Vb.
Необходимо отметить, что самолеты поступившие в полк были уже не новыми. Они
использовались в Королевских ВВС ( Англии ), но перед отправкой в СССР прошли
капитальный ремонт. Уже 28 Апреля 1943 года полк вступил в кровопролитные бои
на Кубани в составе 4-й Воздушной Армии. Только за шесть дней, с 3 по 8 Мая,
летчики полка сбили 26 вражеских машин. Одержал несколько побед и Сергей Азаров.
Интересны отзывы об этой машине Полковника А. Л. Иванова ( одного
из летчиков полка пережившего войну ):
- "Спитфайр" оказался простым
самолетом, допускал значительные ошибки в технике пилотирования и ничего
особенного в нем не было. И-16 был намного строже. Имелась у "Спитфайра" хотя и
плохая, но все - таки радиостанция... Единственное преимущество "Спитфайра" было
в том, что по весу он был очень легкий, и, за счет хорошей тяговооруженности,
неплохо набирал высоту. Это обеспечивало надежный вертикальный маневр.
Однако, малый вес машины имел и отрицательные качества. К
примеру, выходить из боя пикированием на "Спитфайре" - было смерти подобно,
потому что пикировал он плохо. "Мессер" моментально настигал его и расстреливал.
Следовательно, надо было "тянуть" противника на вираж и обязательно на правый,
потому что у "месса" воздушный винт мотора был левого вращения и самолет правый
вираж выполнял хуже левого.
Большим недостатком истребителя было и то, что оружие разнесено
широко по крыльям. Расстояние между пушками составляло около 4-х метров. При
атаке противника с малых дистанций ( как обычно и делалось нашими летчиками ) и
энергичном маневрировании, поражаемость была очень низкой - схождение пушечных
трасс происходило далеко от цели.
Сиденье летчика на "Спитфайре" было изготовлено так, что если в
полете создавалась перегрузка, оно опускалось на амортизаторах. Летчик при этом
как бы просядет и воздействие перегрузки уменьшится. Внизу под сидением были
установлены два штыря - ограничителя, дальше которых сиденье не опускалось.
Однако бои велись с таким напряжением, что были случаи поломки штырей и опускания
сиденья почти на пол кабины. При этом летчик практически ничего не видел и был
вынужден выходить из боя. Ненадежно работала и система аварийного сброса фонаря
кабины. Маленький ломик, лежавший в нише, был штатной принадлежностью машины.
Им летчик должен был взломать фонарь, если тот не сбросится сам.
Самолет "Спитфайр", если смотреть на него в полете, очень
походил на немецкий Ме-109. Такой же, небольших размеров хвост, длинный фюзеляж,
установленные снизу радиаторы. И только в плане элипсовидное крыло заметно отличалось
от трапециевидного крыла "Месса". Заметное внешнее сходство этих машин не только
сковывало свободу действий в небе, но и приносило более серьезные неприятности.
Наши зенитчики часто принимали "Спитфайры" за противника и, не стесняясь, открывали
по ним огонь. Но атаковали "Спитфайров" не только зенитчики, но и летчики других
авиационных частей, базировавшихся на соседних аэродромах. Одним словом,
истребитель "Спитфайр"-VB был незавидным подарком союзников."
Истребитель "Спитфайр" Mk.Vb Советских ВВС, лето 1943 года.
На Кубани нашим ВВС противостояли отборные немецкие части и
полк понес большие потери. 8 Мая в тяжелейшем бою Азаров сбил Ме-109. Израсходовав
боеприпасы, и не имея другой возможности спасти товарища от атаки противника,
заслонил его своим истребителем. Раненый сумел покинуть горящий самолет, но еще
в воздухе одежда, пропитанная разлившимся бензином, вспыхнула. Тяжело обгоревший
летчик умер на руках наших пехотинцев ( по другим источникам - Сергей Азаров умер
10 Мая в госпитале ).
К моменту своей гибели заместитель командира эскадрильи 57-го
Гвардейского истребительного авиаполка ( 216-я смешанная авиационная дивизия,
4-я Воздушная Армия, Северо - Кавказский фронт ) Старший лейтенант С. С. Азаров
совершил 324 боевых вылета, провел 47 воздушных боев, лично сбил 7 и в группе -
8 самолетов противника. 2 Августа 1943 года ему посмертно присвоили звание Героя
Советского Союза.
Сергей Семенович Азаров похоронен в поселке Ахтырский Абинского
района Краснодарского края. За период войны был награжден Орденами Ленина ( дважды ),
Красного Знамени ( дважды ) и Отечественной войны 1-й степени. На территории ПО
"Брянский машиностроительный завод" ему поставлен памятник.
|