HSU

Сухов Константин Васильевич

Сухов К.В.

Родился 31 Мая 1923 года в городе Махачкала ( Дагестан ), в семье рабочего. В детстве переехал в Новочеркасск, где окончил 8 классов средней школы и в станице Нижнешиловской под Ростовом аэроклуб. Работал фотографом. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Сентября 1942 года. Служил сначала в пехоте и кавалерии, затем в авиации.

Начал воевать в Сентябре 1942 года рядовым в составе разделённого 84-го ИАП, получившего название 84-а полка. В составе этого полка провёл 30 боевых вылетов, 3 воздушных боя на И-153 и И-16. В одном из Апрельских 1943 года вылетов был сбит, покинул И-16 с парашютом. 30 Иая 1943 года в числе других лётчиков был переведён в 16-й ГвИАП.

К Марту 1945 года командир 1-й эскадрильи 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Старший лейтенант К. В. Сухов совершил 250 боевых вылетов, в 46 воздушных боях сбил 20 самолётов противника.

К концу войны совершил 297 боевых вылетов, в 68 воздушных боях сбил лично 22 самолёта противника. 27 Июня 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны служил на командных и штабных должностях в ПВО, летал на реактивных машинах. В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию. В 1973 - 1975 годах был советником в Сирии, участвовал в Октябрьской Освободительной войне. С 1975 года Гвардии Полковник К. В. Сухов - в запасе. Последние годы жил в Киеве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах" 3-й степени, медалями. В Новочеркасске установлена мемориальная доска. Автор книги "Эскадрилья ведёт бой".

*   *   *

...6 Августа 1942 года один из истребительных авиаполков "раздвоился": одна часть осталась на месте, а две эсадрильи "отпочковались" и по тревоге в срочном порядке перебазировались на новое место. Двадцать "Чаек" ( так называли тогда самолёты И-153 ), на виду у Казбека, перелетели через Кавказский хребет и совершили посадку на удобном для работы, мягком травянистом поле близ Орджоникидзе.

Эти две эскадрильи обрели полную самостоятельность и, получив "статус" новой боевой еденицы, схранили за собой прежний полковой номер, получив в придачу индекс "а". И отныне эта двухэскадрильная боевая часть именовалась не иначе, как 84-а истребительный авиационный полк.

За 4 с половиной месяца боевых действий лётчики этого соединения нанесли противнику значительный урон: подбили и сожгли 319 танков, уничтожили 1087 автомашин с живой силой и грузами, сбили в воздушных боях и сожгли на земле 112 самолётов, разрушили 24 переправы, подавили 222 зенитных орудия и пулемёта.

Весной 1943 года в этот героический полк, в числе других молодых лётчиков собранных из пехоты, кавалерии, артиллерии и танковых войск, прибыл из 6-го учебного полка сержант Костя Сухов.

7 Марта 1943 года будущий ас совершил свой первый боевой вылет. Затем - ещё несколько, в основном на штурмовку вражеских войск. Вскоре Сухова сбили, но он уцелел и, наскоро подлечившись, вернулся в свою часть.

Тем временем полк перебрался в станицу Фастовецкую, где получив новую технику ( американские "Аэрокобры" ), приступил к их изучению. Из соседнего 45-го полка прилетели два лётчика - Старший лейтенант Борис Глинка и Младший лейтенант Иван Бабак, ставшие инструкторами. С их помощью личный состав 84-го полка осваивал новые боевые машины.

30 Мая 1943 года в полк прилетел "полномочный представитель" - Майор П. П. Крюков и отобрал 15 лётчиков для продолжения дальнейшей службы в составе 16-го Гвардейского авиаполка. В судьбе Кости Сухова началась новая страница...

Исхудавший после ранения, в обмотках и старой солдатской шинели, он выглядел в ту пору вовсе не впечатляюще. Однако в прославленном полку встречали отнюдь не по одежке, принимали новых соратников как равных, как будущих боевых товарищей, чьи мужество и отвага не подлежали сомнению.

"Здорово, солдатик ! - улыбнулся, увидев его, Покрышкин. - И ты к нам ?". Переучившись на "Аэрокобру" и пройдя обстоятельную теоретическую и практическую подготовку под руководством Покрышкина, 5 Сентября Сухов одержал свою первую победу, сбив над станцией Сартана длинной очередью по кабине "старшину фронта" - корректировщик Fw-189. 26 Сентября в бою, проведённом под командованием Клубова, он сбил бомбардировщик Ju-88, а 1 Ноября 1943 года - пикировщик Ju-87.

За первые два месяца пребывания в новом коллективе, Константин Сухов совершил 119 боевых вылетов, в среднем по 2 вылета за день. Участвуя в 23 воздушных боях, сбил 3 самолёта противника. Позднее в составе полка участвовал в Ясско - Кишиневской операции, сражался в Польше, Германии.

К.В.Сухов у сбитого FW-189

У сбитого К. Суховым ( справа ) разведчика FW-189.

А затем боевой счёт Сухова стал стремительно расти. 1 Августа 1944 года в боях на Сандомирском плацдарме он уничтожил уже 14-й вражеский самолёт. Им опять оказался разведчик - корректировщик FW-189 - "рама", как называли его наши солдаты. На следующий день, 2 Августа, Сухов сбивает два истребителя FW-190. А в середине Сентября он был назначен заместителем командира 1-й эскадрильи.

Начало 1945 года ознаменовалось крупной наступательной операцией, ставшей целью освобождение польского народа от немецких войск. 12 Января советские войска перешли в наступление. Наши авиаторы прикрывали их. В самом начале боевых действий был сбит зенитным огнём командир эскадрильи Виктор Жердёв. На его место был назначен Константин Сухов.

25 Февраля 1945 года стало звёздным часом Кости Сухова. В тот день, в районе Бунцлау, он сбил 4 вражеских самолёта: 2 корректировщика FW-189 и 2 истребителя FW-190. Две "рамы" он сбил фактически с одной быстрой и неожиданной, ювелирно проведённой атаки. Его ведомый Ф. Кутищев сбил в этом бою один Ме-109, прикрывавший "рамы". Вечером того же дня Сухов уничтожил 2 FW-190, штурмовавших наши войска. В один день сразу 4 победы - не часто случается такое... Однако и машина Сухова была подбита, но он привёл и посадил истребитель на свой раскисший аэродром.

Р-39 К.В.Сухова

P-39N "Аэрокобра" Константина Сухова, 16-й ГвИАП, весна 1945 года.

...Начало Апреля 1945 года. Война уже подходила к концу. А за спиной у наших войск ещё шли бои с довольно большой группировкой вражеских войск, окружённой в городе - крепости Бреслау. Туда днём и особенно ночью летали транспортные самолёты Ju-52 и доставляли осаждённому гарнизону боеприпасы, продовольствие, снаряжение. Нашей авиации была поставлена задача вести борьбу с "Юнкерсами", не пропускать их пролёта в наш тыл.

В один из дней Сухов перехватил многомоторный самолёт с выпущенными шасси, летевший курсом на Бреслау. Приблизившись снизу к неизвестному самолёту, который уже почти скрылся в облаках, Константин с 200 метров открыл огонь. В правой плоскости и в фюзеляже атакованной им машины появились пробоины, белый дымок стал вырываться наружу. Выйдя из атаки в 50 метрах от цели, Сухов в лучах выглянувшего солнца успел заметить, что самолёт этот вовсе не "Юнкерс". Он имел не три, а четыре мотора. По всему фюзеляжу - от носа до хвоста - искусно нарисованный дракон. А в белом круге - синяя звезда, от неё - полоски по краям... Американский самолёт !..

Подбитая "крепость" со снижением ушла в направлении Ченстохова, где благополучно произвела посадку. О случившемся Сухов немедленно доложил командиру дивизии Александру Ивановичу Покрышкину. Тот, смерив его суровым взглядом, только и сказал: "Нехорошо, Сухов, союзников бить... Но ничего, надеюсь всё утрясётся". Так оно и произошло. Никаких последствий этот инцидент для Сухова не имел.

Навсегда остался в памяти лётчиков 16-го Гвардейского авиаполка воздушный бой, проведённый 18 Апреля 1945 года. В тот день восьмёрка истребителей, ведомая Гвардии Старшим лейтенантом К. В. Суховым, вылетела на прикрытие боевых порядков наземных войск в район Зелессен - Шпремберг - Шпревитц. В районе прикрытия наши лётчики провели напряжённый воздушный бой с тремя группами вражеских самолётов общим количеством 20 машин, сбили девять из них и подбили один. Константин Сухов записал тогда на свой личный счёт 2 воздушные победы. За этот бой он был награждён орденом Александра Невского.

Сухов К.В.

Последнюю схватку с врагом Гвардии Старший лейтенант К. В. Сухов провёл 30 Апреля 1945 года прикрывая наземные войска в районе Шпремберга.

Воспитанник Ростовского областного аэроклуба и Ейского военно - морского авиационного училища лётчиков, Константин Васильевич Сухов закончил войну командиром первой, покрышкинской эскадрильи. Было тогда молодому лётчику всего лишь 22 года, а за плечами - три года сражений: он совершил 297 успешных боевых вылетов, провёл 68 воздушных боёв, лично сбил 22 вражеских самолёта. За свои подвиги, вскоре после окончания войны, отважный лётчик был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д