Скляров Иван Григорьевич |
Родился 12 Июля 1919 года в посёлке Щемиловка, ныне в черте города Славянск Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы в 1934 году, аэроклуб. Работал инструктором - лётчиком в аэроклубе города Херсон. С 1940 года в рядах Красной Армии. В 1941 году окончил ускоренный курс Херсонской военной авиационной школы лётчиков. Участник Великой Отечественной войны с Марта 1943 года. Сражался на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Участвовал в битве за Днепр, в Ясско - Кишинёвской операции, в боях в Румынии, Венгрии, Чехии, Австрии. К Февралю 1944 года командир эскадрильи 193-го истребительного авиационного полка ( 302-я истребительная авиационная Кировоградская дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт ) Старший лейтенант И. Г. Скляров совершил 135 боевых вылетов, в 28 воздушных боях сбил 18 самолётов противника. 1 Июля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны совершил более 200 боевых вылетов, провёл свыше 60 воздушных боёв, в которых сбил 23 вражеских самолёта. После войны продолжал служить в ВВС. С 1949 года Старший лейтенант И. Г. Скляров - в запасе. Жил в городе Казатин Винницкой области. В 1968 году успешно окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал старшим инженером в Казатинском отделении железной дороги, затем - заместителем начальника вагонного отдела Юго - Западной железной дороги. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, медалями. Умер 15 Августа 1980 года. Похоронен в городе Казатин Винницкой области. Пионерская дружина школы № 8 города Славянск долгое время носила его имя. * * *Иван Скляров родился в посёлке Щемиловка, поглощённым растущим шахтерским городом Славянском, что в Донбассе. После окончания 7 классов и аэроклуба почти 3 года работал лётчиком - инструктором в Херсонском аэроклубе. С призывом в Красную Армию был направлен в Чугуевское военное училище лётчиков. В 1941 году был в числе ставших впоследствии Героями выпускников. Воевал в составе 302-й истребительной авиационной дивизии на Ла-5. Четверть всех своих побед И. Г. Скляров одержал в один день, 14 Декабря 1943 года, сбив над Днепром, в районе Знаменки, на своём Ла-5ФН сразу 6 самолётов противника. Наряду с результатами А. Горовца и С. Иванова это был самый эффективный индивидуальный боевой день у советских истребителей. На все уничтоженные самолёты: 2 "лапотника" - Ju-87 в первом боевом вылете, 2 Ju-88 и 2 "Фоккера" во втором - пришли официальные подтверждения от наземных войск. У Старшего лейтенанта Склярова, начавшего воевать в Марте 1943 года, уже был к тому времени "дубль": 14 Октября в одном вылете он сбил бомбардировщик Ju-88 и истребитель Ме-109. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 Июля 1944 года за 135 боевых вылетов и 18 личных побед отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза. Утром 20 Августа 1944 года началась Ясско - Кишиневская наступательная операция частей Красной Армии. В первые же минуты наступления к линии фронта повёл группу Ла-5 командир эскадрильи 177-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Старший лейтенант И. Г. Скляров. В завязавшемся воздушном бою он сбил FW-190, одержали победу и его ведомые Гвардии лейтенант Б. М. Калинин, сбивший FW-190, и Гвардии лейтенант А. Ф. Мухин, уничтоживший Ме-109. У Калинина это была вторая победа, у Мухина - одиннадцатая... Осенью 1944 года, пользуясь активной поддержкой с воздуха, советские войска прорвали оборону противника и, развивая успех заняли ряд опорных пунктов. Механизированные части вошли в прорыв, смяли заслоны врага и погнали его на северо - запад. Лётчики - истребители 3-го ГвИАК действовали на главном направлении, прикрывали полки и дивизии наступавших армий, сопровождали бомбардировщики и штурмовики при действиях по узлам сопротивления, опорным пунктам, вражеским батареям. Они стремились вывести из строя как можно больше самолётов противника, поэтому в воздухе одновременно находилось порой более 50 "Лавочкиных" и "Яковлевых", которые действовали эскадрильями и звеньями. Архивы сохранили документ о воздушном бое группы Гвардии Старшего лейтенанта Ивана Григорьевича Склярова. Его восьмёрка сопровождала до цели и обратно две девятки бомбардировщиков 218-й авиадивизии. В районе вражеского опорного пункта их пытались атаковать 10 Ме-109. Капитан Скляров приказал звену Гвардии Старшего лейтенанта А. Д. Догадайло и паре Гвардии лейтенанта П. С. Олина прикрыть бомбардировщики, а сам с Гвардии лейтенантом А. Ф. Мухиным вступил в бой с Ме-109. Использовав свое выгодное положение, советские истребители пошли навстречу "Мессерам" и в завязавшемся воздушном бою сбили 3 немецких самолёта. Но главная их заслуга состояла в том, что они сберегли бомбардировщики, дали им возможность выполнить боевое задание. К концу войны комэск 177-го ГвИАП Гвардии Старший лейтенант И. Г. Скляров произвёл более 200 успешных боевых вылетов. Участвуя в 60 воздушных боях, он лично сбил 23 самолёта противника - 12 истребителей и 11 бомбардировщиков. В 1949 году Иван Григорьевич демобилизовался. Жил и работал в городе Казатин Винницкой области. В 1968 году окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал заместителем начальника вагонного отдела Юго - Западной железной дороги. |
Н а з а д