Пилютов Пётр Андреевич |
Родился 23 Декабря 1906 года в деревне Лучин, ныне Рогачевского района Гомельской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу. С 1924 года - рабочий металлургического завода в городе Аша Челябинской области. С 1928 года в Красной Армии. Окончил военную школу авиационных техников в 1932 году, Качинскую военную школу лётчиков в 1935 году. Участник спасения челюскинцев в 1934 году, боёв у озера Хасан в 1938 году, советско - финляндской войны 1939 - 1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Заместитель командира 154-го истребительного авиационного полка ( 39-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) Капитан П. А. Пилютов в воздушном бою 17 Декабря 1941 года у озера Ладожское с 6 истребителями противника сбил 2 вражеских самолёта и, несмотря на ранение, сумел посадить свой подбитый самолёт. К этому времени он совершил 170 боевых вылетов. В воздушных боях лично сбил 6 и в составе группы 4 самолёта противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего за время войны лично сбил 17 вражеских самолётов. После войны продолжал службу в ВВС. С 1955 года Полковник П. А. Пилютов - в запасе. Жил и работал в Ленинграде. Награждён орденами: Ленина ( четырежды ), Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды), медалями. Умер 24 Марта 1960 года. В городе Аша его имя носит парк, а в Ленинграде - улица. * * *Пётр Пилютов родился в 1906 году, в глухой деревеньки Лучин. В 8 лет мальчик остался без матери. Отец, безземельный батрак, не мог один прокормить 4-х детей. Пришлось Пётру переехать на хутор к деду. Три года спустя свершилась революция... В 14 лет Пётр уехал в город, устроился молотобойцем на металлический завод. Хоть ростом был невелик, зато в плечах широк. Через 2 года он освоил новую специальность: стал слесарем - арматурщиком. С 1924 года работал на металлургическом заводе в городе Аша Челябинской области. С 1928 года началась его служба в рядах Красной Армии - вначале связистом. Однажды в часть прибыл представитель Ленинградской авиационно - технической школы. И так увлекательно рассказывал об авиации, что Пётр загорелся: стану авиационным техником ! В авиационно - техническую школу он поступил в 1930 году. Закончив её через 2 года, получил назначение в 40-ю Ленинградскую авиационную эскадрилью, которая базировалась на Дальнем Востоке. В один из Февральских дней 1934 года Пилютова вызвал к себе командир части и сообщил, чтобы тот срочно подготовил к полету самолёт для перелета на Чукотку... Так авиационный механик Пётр Пилютов оказался в группе авиаторов, которой было поручено выполнить ответственное правительственное задание, связанное со спасением челюскинцев. Он работал авиационным механиком на самолёте старейшего полярного лётчика Василия Сергеевича Молокова. Их самолёт Р-5, выкрашенный в голубой цвет, стал поистине легендарным. Именно на этом самолёте Молоков вывез со льдины на материк 39 человек. Немалая заслуга в этом и Пётра Пилютова, которого за эту операцию наградили орденом Ленина. Молоков любил и ценил своего механика за светлую голову и золотые руки, за смекалку и мастерство. Опытный пилот очень скоро заметил неодолимую тягу Пилютова к лётной работе, и как ни тяжело было ему расставаться с ним, отправил его в Качинскую школу лётчиков. Закончив ее в 1935 году, Пётр Пилютов опять попал на Дальний Восток, в ту же 40 авиаэскадрилью. Здесь прошёл путь от рядового лётчика до командира звена. В 1936 году, впервые в истории нашей авиации, пилотируя лёгкий бомбардировщик Р-5, атаковал японский истребитель, нарушивший нашу границу, и сбил его ! За этот поединок Пётр Пилютов был награждён медалью "За отвагу". В 1938 году Пилютов участвовал в боях у озера Хасан, затем - в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. Великая Отечественная война застала Пилютова в Ленинграде, где он командовал группой лётчиков, осваивающих новый самолёт МиГ-3. Именно на этой машине Пётр и вступил в свой первый воздушный бой с немецкими лётчиками. Затем воевал в должности командира эскадрильи 154-го истребительного авиаполка. В Ноябре 1941 года ударили ранние морозы. Навигация на Ладоге закончилась, но коммуникация продолжала действовать. Через Ладожское озеро была проложена ледовая трасса, которая для защитников города стала Дорогой жизни, как назвали ее ленинградцы. Противник подвергал Дорогу жизни непрерывным ударам. Днем и ночью над Ладогой не смолкал рев моторов вражеских самолётов. Фугасные бомбы и артиллерийские снаряды взламывали лед, вызывали потери в людях и автотранспорте. Самоотверженно, проявляя чудеса героизма, защищали ее наши лётчики и зенитчики. Они надежно контролировали воздушные подходы к ледовой трассе, решительно и смело отражали налеты самолётов противника. За период действия ладожской трассы советские лётчики совершили более 8000 боевых вылетов, провели 203 воздушных боя, в которых с обеих сторон участвовало свыше 1300 самолётов, уничтожили в воздухе и на земле около 100 вражеских машин. Ладога стала передним краем обороны Ленинграда, надёжной кормилицей жителей города. За 5 зимних месяцев через Ладожское озеро было доставлено в Ленинград 360 тысяч тонн продовольствия, топлива, горючего и боеприпасов. С конца Ноября 1941 года для сопровождения транспортных самолётов и прикрытия Ладожской трассы стали привлекаться лётчики 154-го авиаполка под командованием батальонного комиссара А. А. Матвеева и 286-го авиаполка Майора П. Н. Баранова. Советским лётчикам пришлось сразу включиться в напряжённую работу. Истребитель Р-40 "Киттихаук". На таком летал Пётр Пилютов. 17 Декабря 1941 года Пётр Пилютов на истребителе Р-40 "Киттихаук" в одиночку вылетел на сопровождение 9 транспортных Ли-2, перевозивших из осаждённого Ленинграда на Большую землю женщин и детей. Конечно, транспортные самолёты, да ещё и с детьми, прыкрывались обычно группой истребителей, но в данном случае сложились непредвиденные обстоятельства... В Ленинград Пилютов прилетел во главе четвёрки, но пара истребителей ушла на прикрытие транспортных самолётов срочно вылетевших в Кронштадт, а один истребитель был повреждён на аэродроме во время внезапно начавшегося артиллерийского обстрела. Снаряды могли поразить и самолёты с детьми. Решение было принято мгновенно - немедленно взлетать ! Ли-2 летели на предельно малой высоте, а охранявший их истребитель под самой кромкой облаков. Так лётчику удобнее было вести наблюдение, а самому оставаться менее заметным для противника. В район Новой Ладоги на группу Ли-2 неожиданно напали 5 немецких истребителей Ме-109F. Противник не видя советского истребителя - предвкушал легкую победу. Воспользовавшись этим, Пилютов из - под облаков как снег на голову свалился на ведущего вражеской группы и спервой же очереди сбил его. Это сначала ошеломило неприятеля, но затем определив, что имеют дело лишь с одним советским истребителем, немцы решили разделаться с ним. В жестоком бою Пётру Пилютову удалось поджечь ещё один "Мессер". Однако и его самолёт был подбит - мотор заглох. Пришлось садиться на озеро. Противник, кружа над его машиной, продолжал обстрел из пушек и пулемётов. 21 ранение получил отважный лётчик. Но задачу он выполнил - вывел транспортные самолёты из - под удара, приняв его на себя. Спустя месяц Пётр Пилютов был уже в строю и продолжил борьбу в небе Ленинграда. 10 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, заместителю командира 154-го истребительного авиационного полка Капитану П. А. Пилютову было присвоено звание Героя Советского Союза. В 1944 году окончил курсы усовершенствования командиров полков. Вскоре Подполковник П. А. Пилютов принял под командование 29-й Гвардейский истребительный авиаполк. Пётр Пилютов успешно прошёл всю войну до последнего дня. Закончил ее лётчиком - инспектором 13-й Воздушной армии. На его счету более 400 боевых вылетов, более 70 проведённых воздушных боев, 23 сбитых вражеских самолёта. При этом в одних источниках, например - статье бывшего начальника штаба 154-го истребительного авиаполка, Н. Ф. Минеева ( опубликована в сборнике "Воздушный мост над Ладогой" ), указываются 23 личные и 6 групповых побед. В других - 23 победы всего, то есть - 17 лично и 6 в группе. Неизгладимое впечатление оставил у него Парад Победы на Красной площади, в котором Пилютов участвовал как посланец защитников ленинградского неба. После войны Пётр Андреевич продолжил службу в ВВС. При этом, трудящиеся Ленинграда единодушно избрали его депутатом Верховного Совета СССР. Депутатские обязанности приходилось совмещать с многотрудной армейской службой ( Пилютов тогда командовал авиационной частью ), и с учёбой: его полк получил новейшие по тому времени реактивные машины. Чтобы учить других, нужно было самому досконально освоить современные самолёты. А воли, настойчивости в учёбе ему было не занимать. Фронтовые раны всё же давали о себе знать и в 1955 году Полковник П. А. Пилютов ушёл в запас. Поселившись в Ленинграде, все свои силы и приобретенные за десятки лет службы знания отдавал он молодёжи. На общественных началах работал в городском клубе ДОСААФ, посещал школы, пионерские лагеря, проводил военнизированные игры. До последнего дня он, что называется, был на боевом посту. 24 Марта 1960 года готовился провести занятие в одной из школ по противоатомной и противохимической защите. Готовился, но не провёл: перестало биться сердце... |
Н а з а д