Наржимский Владимир Александрович |
Владимир Наржимский родился 14 Февраля 1915 года в деревне Тимковичи, ныне Копыльского района Минской области, в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы, работал на Московском механическом заводе. Был инструктором в Московском аэроклубе Метростроя. В 1935 году окончил Ульяновскую лётно - техническую школу. В 1936 - 1938 годах и с 1940-года - проходил службу в Военно - Морском Флоте. В 1941 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков. Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года, сражался в составе 32-го истребительного авиаполка. Участвовал в обороне Кавказа, Крыма, освобождения Румынии, Болгарии, Австрии, в боях с японскими империалистами на Дальнем востоке. Особенно отличился в период боёв за Новороссийск летом 1942 года. Следует отметить, что налёты вражеской авиации на Новороссийск начались значительно раньше битвы за Кавказ. Уже в Апреле 1942 года в воздушных боях лётчики 7-го истребительного авиаполка ( командир Подполковник А. З. Душин ) совершили много героических подвигов, в том числе - 3 воздушных тарана. Пилоты же 32-го истребительного авиаполка, только в Июле - Августе, базируясь на аэродроме Лазаревское, сбили в воздушных боях 60 самолётов противника. Командиры звеньев 2-й авиаэскадрильи этого полка Старший лейтенант В. А. Наржимский и Лейтенант Д. А. Стариков только за несколько Августовских дней лично сбили по 5 самолётов и по 3 в паре. Август 1942 года, когда немецкая авиация беспрерывно совершала налёты на наши корабли, базы и приморские города, стал наиболее тяжёлым периодом в боевой деятельности Владимира Наржимского, но и наиболее результатиыным. Только за две недели этого месяца Наржимский сбил 9 немецких бомбардировщиков. А звено, которым он тогда командовал, за 45 дней уничтожило 25 машин противника, не потеряв ни одной своей. В очередной сводке Советского Информбюро ( от 22 Августа 1942 года ), там, где сообщалось о боях на южном участке фронта, сообщалось: "...Активно действует наша авиация. Лётчики Н-ской части за 5 дней сбили 34 немецких самолёта. Лейтенант Владимир Наржимский в течение одного дня сбил 3 немецких бомбардировщика..." В Октябре - Ноябре 1942 года разыгрались ожесточённые бои на подступах к Туапсе. Черноморские лётчики оказали большую поддержку нашим сухопутным войскам, оборонявшим город. В воздушных боях особенно отличились лётчики 32-го истребительного авиаполка. Только за 2 недели боёв они сбили 50 вражеских самолётов. Лейтенант Владимир Наржимский за два дня уничтожил 6 вражеских самолётов, Лейтенант Дмитрий Зюзин в одном бою сбил два бомбардировщика, а Константин Егоров за один день сбил 4 самолёта противника. ...22 Cентября 1943 года эскадрилья Пе-2 40-го авиационного полка под прикрытием 12-ти истребителей 11-го Гвардейского истребительного авиаполка вылетела на бомбовой удар по плавсредствам в порту Тамань. Девятку пикировщиков вел комэск капитан А. К. Кондрашин, группу истребителей - командир 11-го полка Подполковник И. С. Любимов. Истребители рассредоточились по высоте в группах непосредственного прикрытия и ударной; группы возглавляли прославленные мастера воздушного боя Дмитрий Стариков, Владимир Снесарев, Владимир Наржимский. При подходе пикировщиков к цели группа была встречена четверкой Me-109. За ними вдали "паслась" группа FW-190. Пара "Мессеров" пошла в атаку на левое звено Пе-2. Снесарев кинулся на выручку, открыл заградительный огонь. "Мессеры" отвернули. Им на смену пришла вторая пара. Снесарев спикировал на ведущего, ударил из пушки. "Мессершмитт" вспыхнул и завертелся, падая... Яростно забили зенитки противника. Комэск Кондрашин перевел машину в почти отвесное пикирование, вслед ему заскользили его боевые друзья. Удар был разящим. В порту полыхнули взрывы: часть барж была нагружена горючим. Один из пикировщиков получил повреждения, к нему устремилась пара "Фоккеров". Навстречу - Любимов и Наржимский. Первым успел Любимов. Сблизившись с ведущим до предела, ударил из всего бортового оружия. "Фоккер" взорвался. Наржимский круто взмыл вверх, нацелился и тремя очередями зажег второй. Появилось еще четыре FW-190. Бросились на тот же подбитый Пе-2, он уже снизился до 500 метров. Стариков и Тащиев бросили машины в пике. Перехватили атаку врага в самый последний момент. Меткой пушечной очередью с ходу Дмитрий буквально развалил один из "Фоккеров". Итогом этого боя было три сбитых FW-190 и один Me-109. Все наши пикировщики и истребители благополучно вернулись на свой аэродром... ...23 Сентября 1943 года Советское информбюро передало: "Авиация Черноморского флота атаковала в районе Керченского пролива и порта Керчь транспортные средства противника и уничтожила 10 быстроходных десантных барж и 3 сторожевых катера противника". Это было так. Группу из 24 пикировщиков Пе-2 возглавлял Андрей Кузьмич Кондрашин. Их сопровождали 16 истребителей 11-го Гвардейского авиаполка, их ведущим был Капитан Семён Евстигнеевич Карасев. Он же - командир ударного звена. С каждой группой бомбардировщиков шли по 4 истребителя непосредственного прикрытия, их командирами были Лейтенант Пётр Краснов, Старший лейтенант Владимир Наржимский, Майор Борис Юдин. Маршрут прошли, не встретив противодействия. Вблизи района цели появились 4 Me-109, но в бой не вступили, ушли в сторону Азовского моря. Внизу то справа, то слева виднелись дымы пожаров: наши войска вели бой в районе лимана Кизилташского. В небе повисли серые шапки разрывов. Их становилось все больше и больше. Осколки достигали самолетов, однако никто не нарушал строй. Показался порт. Он был забит судами. "Петляковы" начали работать... Бомбы разорвались на баржах и между ними. Когда вся группа развернулась на обратный курс, замыкающий доложил: порт объят огнем. Горели и взрывались суда, цистерны с бензином на берегу, склады с боеприпасами... Появились вражеские истребители. Один из Ме-110 устремился к замыкающей строй "Пешке". Пётр Краснов атаковал "Стодесятый" и сбил с дистанции 100 метров ( к концу войны на его счету будет 8 немецких самолётов сбитых лично и 7 - в группе с товарищами ). В районе Курчанского лимана Владимир Наржимский, догонявший основную группу после воздушного боя, был атакован двумя Me-109. В завязавшемся бою, он сбил одного из них, второй поспешил ретироваться в сторону Темрюка... К Августу 1944 года заместитель командира эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 2-я Гвардейская минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского Флота ) Гвардии Капитан В. А. Наржимский совершил 339 боевых вылетов, провел 35 воздушных боев, в которых сбил лично 13 самолётов противника и 5 в составе группы. 6 Марта 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. К концу войны Владимир Наржимский совершил 427 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 18 самолётов противника лично и 5 в группе с товарищами ( по другим источникам имел 15 личных и 3 групповые победы в 389 боевых вылетах и 50 воздушных боях ). После войны Владимир Александрович продолжил службу в частях авиации ВМФ. В 1951 году окончил Военно - Воздушную Академию, а с 1958 года работал в ней же преподавателем. С 1960 года - заместитель начальника Центрального аэроклуба СССР, с 1962 года - старший преподаватель Военно - Политической академии. Кандидат военных наук, доцент. С 1970 года Гвардии Полковник В. А. Наржимский - в отставке. Жил в Москве. Работал в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ, на кафедре военно - патриотического воспитания. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями. Бюст Героя установлен в Севастополе. |
Звёздный час Владимира Наржимского
Н а з а д