Владимир Наржимский родился 14 Февраля 1915 года в деревне Тимковичи,
ныне Копыльского района Минской области, в семье служащего. Окончил 10 классов
средней школы, работал на Московском механическом заводе. Был инструктором в
Московском аэроклубе Метростроя. В 1935 году окончил Ульяновскую лётно - техническую
школу. В 1936 - 1938 годах и с 1940-года - проходил службу в Военно - Морском
Флоте. В 1941 году окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.
Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года, сражался
в составе 32-го истребительного авиаполка. Участвовал в обороне Кавказа, Крыма,
освобождения Румынии, Болгарии, Австрии, в боях с японскими империалистами на Дальнем
востоке.
Особенно отличился в период боёв за Новороссийск летом 1942 года. Следует
отметить, что налёты вражеской авиации на Новороссийск начались значительно раньше
битвы за Кавказ. Уже в Апреле 1942 года в воздушных боях лётчики 7-го истребительного
авиаполка ( командир Подполковник А. З. Душин ) совершили много героических подвигов,
в том числе - 3 воздушных тарана.
Пилоты же 32-го истребительного авиаполка, только в Июле - Августе,
базируясь на аэродроме Лазаревское, сбили в воздушных боях 60 самолётов противника.
Командиры звеньев 2-й авиаэскадрильи этого полка Старший лейтенант В. А. Наржимский
и Лейтенант Д. А. Стариков только за несколько Августовских дней лично сбили по
5 самолётов и по 3 в паре.
Август 1942 года, когда немецкая авиация беспрерывно совершала налёты
на наши корабли, базы и приморские города, стал наиболее тяжёлым периодом в боевой
деятельности Владимира Наржимского, но и наиболее результатиыным. Только за две недели
этого месяца Наржимский сбил 9 немецких бомбардировщиков. А звено, которым он тогда
командовал, за 45 дней уничтожило 25 машин противника, не потеряв ни одной своей.
В очередной сводке Советского Информбюро ( от 22 Августа 1942 года ), там, где
сообщалось о боях на южном участке фронта, сообщалось: "...Активно
действует наша авиация. Лётчики Н-ской части за 5 дней сбили 34 немецких самолёта. Лейтенант
Владимир Наржимский в течение одного дня сбил 3 немецких бомбардировщика..."
В Октябре - Ноябре 1942 года разыгрались ожесточённые бои на подступах
к Туапсе. Черноморские лётчики оказали большую поддержку нашим сухопутным войскам,
оборонявшим город. В воздушных боях особенно отличились лётчики 32-го истребительного
авиаполка. Только за 2 недели боёв они сбили 50 вражеских самолётов.
Лейтенант Владимир Наржимский за два дня уничтожил 6 вражеских
самолётов, Лейтенант Дмитрий Зюзин в одном бою сбил два бомбардировщика, а Константин
Егоров за один день сбил 4 самолёта противника.
...22 Cентября 1943 года эскадрилья Пе-2 40-го авиационного полка под
прикрытием 12-ти истребителей 11-го Гвардейского истребительного авиаполка
вылетела на бомбовой удар по плавсредствам в порту Тамань. Девятку пикировщиков
вел комэск капитан А. К. Кондрашин, группу истребителей - командир 11-го полка
Подполковник И. С. Любимов. Истребители рассредоточились по высоте в группах
непосредственного прикрытия и ударной; группы возглавляли прославленные мастера
воздушного боя Дмитрий Стариков, Владимир Снесарев, Владимир Наржимский.
При подходе пикировщиков к цели группа была встречена четверкой
Me-109. За ними вдали "паслась" группа FW-190. Пара "Мессеров" пошла в атаку на
левое звено Пе-2. Снесарев кинулся на выручку, открыл заградительный огонь.
"Мессеры" отвернули. Им на смену пришла вторая пара. Снесарев спикировал на
ведущего, ударил из пушки. "Мессершмитт" вспыхнул и завертелся, падая...
Яростно забили зенитки противника. Комэск Кондрашин перевел
машину в почти отвесное пикирование, вслед ему заскользили его боевые друзья.
Удар был разящим. В порту полыхнули взрывы: часть барж была нагружена горючим.
Один из пикировщиков получил повреждения, к нему устремилась пара "Фоккеров".
Навстречу - Любимов и Наржимский. Первым успел Любимов. Сблизившись с ведущим
до предела, ударил из всего бортового оружия. "Фоккер" взорвался. Наржимский
круто взмыл вверх, нацелился и тремя очередями зажег второй.
Появилось еще четыре FW-190. Бросились на тот же подбитый Пе-2,
он уже снизился до 500 метров. Стариков и Тащиев бросили машины в пике. Перехватили
атаку врага в самый последний момент. Меткой пушечной очередью с ходу Дмитрий
буквально развалил один из "Фоккеров". Итогом этого боя было три сбитых FW-190
и один Me-109. Все наши пикировщики и истребители благополучно вернулись на свой
аэродром...
...23 Сентября 1943 года Советское информбюро передало:
"Авиация Черноморского флота атаковала в районе Керченского пролива и порта Керчь
транспортные средства противника и уничтожила 10 быстроходных десантных барж и 3
сторожевых катера противника". Это было так.
Группу из 24 пикировщиков Пе-2 возглавлял Андрей Кузьмич Кондрашин.
Их сопровождали 16 истребителей 11-го Гвардейского авиаполка, их ведущим был
Капитан Семён Евстигнеевич Карасев. Он же - командир ударного звена. С каждой
группой бомбардировщиков шли по 4 истребителя непосредственного прикрытия, их
командирами были Лейтенант Пётр Краснов, Старший лейтенант Владимир Наржимский,
Майор Борис Юдин.
Маршрут прошли, не встретив противодействия. Вблизи района цели
появились 4 Me-109, но в бой не вступили, ушли в сторону Азовского моря. Внизу
то справа, то слева виднелись дымы пожаров: наши войска вели бой в районе лимана
Кизилташского. В небе повисли серые шапки разрывов. Их становилось все больше и
больше. Осколки достигали самолетов, однако никто не нарушал строй.
Показался порт. Он был забит судами. "Петляковы" начали работать...
Бомбы разорвались на баржах и между ними. Когда вся группа развернулась на обратный
курс, замыкающий доложил: порт объят огнем. Горели и взрывались суда, цистерны
с бензином на берегу, склады с боеприпасами...
Появились вражеские истребители. Один из Ме-110 устремился к
замыкающей строй "Пешке". Пётр Краснов атаковал "Стодесятый" и сбил с дистанции
100 метров ( к концу войны на его счету будет 8 немецких самолётов сбитых лично
и 7 - в группе с товарищами ).
В районе Курчанского лимана Владимир Наржимский, догонявший
основную группу после воздушного боя, был атакован двумя Me-109. В завязавшемся
бою, он сбил одного из них, второй поспешил ретироваться в сторону Темрюка...
К Августу 1944 года заместитель командира эскадрильи 11-го Гвардейского
истребительного авиаполка ( 2-я Гвардейская минно - торпедная авиационная дивизия,
ВВС Черноморского Флота ) Гвардии Капитан В. А. Наржимский совершил 339 боевых
вылетов, провел 35 воздушных боев, в которых сбил лично 13 самолётов противника
и 5 в составе группы. 6 Марта 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях
с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
К концу войны Владимир Наржимский совершил 427 успешных боевых
вылетов, в воздушных боях уничтожил 18 самолётов противника лично и 5 в группе
с товарищами ( по другим источникам имел 15 личных и 3 групповые победы в 389
боевых вылетах и 50 воздушных боях ).
После войны Владимир Александрович продолжил службу в частях авиации
ВМФ. В 1951 году окончил Военно - Воздушную Академию, а с 1958 года работал в ней
же преподавателем. С 1960 года - заместитель начальника Центрального аэроклуба
СССР, с 1962 года - старший преподаватель Военно - Политической академии. Кандидат
военных наук, доцент. С 1970 года Гвардии Полковник В. А. Наржимский - в отставке.
Жил в Москве. Работал в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ, на кафедре военно -
патриотического воспитания. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ),
Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( трижды ), медалями.
Бюст Героя установлен в Севастополе.