HSU

Каравай Павел Петрович

П.П.Каравай

Родился 12 Июля 1921 года в городе Смоленске, в семье служащего. Окончил железнодорожную школу № 29 в 1939 году и аэроклуб. Работал в нём лётчиком - инструктором. С 1940 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов.

С Октября 1942 года в действующей армии. К Марту 1945 года командир эскадрильи 897-го истребительного авиационного полка ( 288-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт ) Капитан П. П. Каравай совершил 145 боевых вылетов, провёл 27 воздушных боёв, в которых лично сбил 15 самолётов противника. К концу войны он выполнил 172 успешных боевых вылета и участвовал в 35 воздушных боях. На его боевом счету 16 самолётов врага сбитых лично и 7 - в групповых боях. 18 Августа 1945 года за мужество и храбрость, проявленные в схватках с врагом, отважному лётчику было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал служить в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1973 года Полковник П. П. Каравай - в запасе. Жил в Киеве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), многими медалями.

*   *   *

Павел Каравай родился 12 Июля 1921 года в городе Смоленске. Окончил железнодорожную школу № 29. Самым заветным желанием юноши было стать авиатором, поэтому он поступает в аэроклуб. В 1939 году Павел в первый раз поднялся в небо на учебном самолёте У-2. А вскоре стал уже инструктором - лётчиком, в том же аэроклубе. В 1940 году Павла Каравая призвали в Красную Армию и направили в Сталинградскую военную авиационную школу пилотов, окончив которую ( в 1942 году ) он стал лётчиком - истребителем.

На фронтах Великой Отечественной войны с Октября 1942 года. Начав свой славный путь с берегов Волги, он продолжал его в воздушных сражениях под Харьковом, на Дону, под Одессой. Затем Павел Каравай участвовал в боях за освобождение Румынии, Югославии, Болгарии, Венгрии и Австрии.

...Советская промышленность быстрыми темпами наращивала выпуск военной продукции, в том числе и авиационной. Самоотверженный труд советских конструкторов и рабочих, быстрая перестройка технологического процесса позволили наладить выпуск новейших по тому времени самолётов типа Як-76, Ла-5, Ил-2 и Пе-2. В стране ширилось движение за сбор личных средств на строительство танков, самолётов, подводных лодок, артиллерийских орудий и другого вооружения в подарок фронту.

Лишь в Пензенской области в Сентябре 1942 года для этой цели было собрано 14 млн. рублей. Построенные на эти деньги 8 авиационных эскадрилий уже накануне 25-й годовщины Великого Октября были переданы воинам Сталинградского фронта.

Як-1Б П.П.Каравая, 1942 год
Як-1Б П. П. Каравая, зима 1942 - 1943 гг.

С Ноября 1942 года Павел Каравай летал уже на именном истребителе Як-1Б с бортовым номером "12" и надписью на борту "Жирновский колхозник". На этой машине он одержал несколько воздушных побед.

При получении именных самолётов в полках проходили митинги, на которых авиаторы брали обязательства крепче бить врага. Принимая самолёт, построенный на средства колхозника Власенко из Саратовской области, лётчик 288-й истребительной авиационной дивизии П. П. Каравай сказал: "Я заявляю со всей ответственностью, что это доверие оправдаю с честью. Буду на этом самолёте беспощадно истреблять фашистских захватчиков, не жалея ни сил, ни крови для полного разгрома и изгнания ненавистного врага с нашей земли".

Лётчик сдержал свое слово. Между авиаторами, получившими именные самолёты, и трудящимися, на средства которых они были построены, устанавливались тесные связи. Деньги на строительство самолётов вносили и сами авиаторы. Лишь в 17-й Воздушной армии личный состав собрал 4 млн. рублей.

...16 Декабря 1942 года в 9 часов 30 минут войска Юго - Западного фронта перешли в наступление. Командующий фронтом решил ударами с северо - запада и с востока разгромить основные силы противника, на 6 день операции достичь рубежа Новая Калитва, Чертково, Тацинская, Тормосин и зайти во фланг наступавшей на север котельниковской группировке противника.

Из - за сложных метеорологических условий 17-я Воздушная армия не смогла поддержать атаку. Сухопутные части встретили упорное сопротивление противника. Однако когда в середине дня погода улучшилась, авиация произвела более 200 самолёто - вылетов на обеспечение наступления 1-й и 3-й гвардейских армий. Удары с воздуха наносились по узлам сопротивления в районах Филонова, Новой Калитвы, Боковской и по скоплению войск противника в районах Твердохлебовки, Богучара, Ивановки, по аэродромам Тацинская и Морозовский. Немецкое командование пыталось организовать оборону, но безуспешно.

Як-7Б П.П.Каравая, 1943 год
Як-7Б П. П. Каравая, весна 1943 года

Отважно сражались с врагом лётчики - истребители 288-й авиационной дивизии. Их не смущало, когда иной раз численный перевес был на стороне противника. В эти же дни группа в составе 5 истребителей вылетела на прикрытие штурмовиков. Вскоре наши лётчики заметили 2 "Мессершмитта". Развернув машину, старший сержант П. П. Каравай атаковал ведущего "Мессера". Тот задымил, перешёл в пикирование и врезался в землю. Второй немецкий лётчик поспешил убраться восвояси.

От боя к бою росло боевое мастерство молодого лётчика. Увеличивался счёт сбитых им самолетов. Грудь П. П. Каравая украсили три ордена: Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны 2-й степени.

В период войны отдельные лётчики приобретали, если можно так выразиться, некую специализацию - одни становились отличными воздушными бойцами, другие замечательными разведчиками. Павел Каравай имел свое "хобби" - он по праву считался лучшим специалистом в дивизии по организации штурмовых налётов на вражеские аэродромы. В одном из воздушных боёв таpанил вpажеский самолёт.

Як-1Б П.П.Каравая, 1943 год
Як-1Б П. П. Каравая, осень 1943 года.

С лета 1943 года П. П. Каравай летал на истребителе Як-1Б с бортовым номером "28". На этой машине, в одной из напряжённых воздушных схваток, он сбил известного немецкого аса.

Однажды в пылу воздушной схватки Каравай увлекся и забыл, что ведёт бой без прикрытия. На помощь ему поспешил лётчик из другой группы, но не успел. Истребитель Каравая был подбит и загорелся. Пламя ударило в лицо, обожгло руки. С большим трудом лётчик покинул неуправляемую машину. Колхозники подобрали обожженного лётчика и доставили в госпиталь.

Поправившись, Павел Каравай вернулся в родной полк. Он участвовал в воздушных сражениях под Харьковом и Одессой; в боях за освобождение Болгарии, Румынии, Югославии, Венгрии и Австрии сбил лично 16 вражеских самолётов и 7 - в группе с товарищами. За боевые подвиги отважный лётчик - истребитель был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.

Як-9П П.П.Каравая, 1946 год
Як-9П Майора П. П. Каравая, 1947 год.

После окончания Павел Петрович ещё долго служил в Военно - Воздушных Силах страны, передавая свой богатый фронтовой опыт молодому поколению авиаторов. Окончил Военно - Воздушную академию. Лишь в 1973 году Полковник П. П. Каравай ушёл на заслуженный отдых.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д