Михаил Гриб родился 2 Октября 1919 года в селе Плескачевка,
ныне Смелянского района Черкасской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю
школу. В 1937 году был призван на службу в Военно - Морской Флот. В 1940 году
окончил Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Воевал
в составе 8-го истребительного авиаполка ( ВВС Черноморского флота ), летая на
истребителе И-16. Особенно отличился в боях летом 1942 года. В те дни, в небе
осаждённого Севастополя, всё время "висели" вражеские бомбардировщики. Нашим лётчикам
приходилось туго: они непрерывно подвергались атакам со стороны многократно
превосходивших сил врага. И тем не менее, черноморские авиаторы с честью выходили
из неравных схваток. Так, лишь за несколько Июньских дней, Михаил Гриб лично сбил
4 вражеских самолёта.
"...Небольшого роста, энергичный, подвижный, порывистый, с открытым
мужественным лицом, с глубоко сидящими глазами под густыми светлыми бровями, Михаил
Гриб виртуозно владел самолётом, прошел школу суровых испытаний войны. Он принимал
участие в боях при обороне Одессы и Севастополя. Когда Гриб вел группу, у лётчиков
прибавлялось сил и уверенности. Как дорого и много значит на войне вера в своего
командира, вера в то, что он в самой сложной обстановке найдет и примет единственно
правильное решение, отыщет путь к победе..." - так вспоминают о своем боевом товарище
лётчики - однополчане.
Однажды Михаил Гриб вылетел на задание с Александром Катковым. Лётчики
научились буквально с полуслова понимать друг друга. И на этот раз, вылетев вместе, они
почти сразу же повстречались с большой группой "Юнкерсов", идущих в сопровождении
9-ти истребителей Ме-109. Наша пара устремилась в атаку. В течение нескольких минут
самолёты крутились в воздушном клубке, выписывая самые немыслимые фигуры. Но вот длинная
очередь полоснула по машине Лейтенанта Гриба. Лётчик ощутил резкую боль в спине и левой
ноге. Рука соскользнула с сектора газа и повисла плетью. В кабине появился едкий дым.
Прикрываемый Александром Катковым, Михаил Гриб дотянул до своего
аэродрома и успешно посадил искалеченную машину. А на земле, тем временем, догорали
обломки "Мессершмитта" - 12-го по счёту немецкого самолёта, сбитого отважным лётчиком
в Севастопольском небе.
К Августу 1942 года командир звена 6-го Гвардейского истребительного
авиаполка ( 62-я Авиационная бригада, ВВС Черноморского Флота ) Гвардии Старший
лейтенант М. И. Гриб совершил 250 успешных боевых вылетов, провел 56 воздушных
боев, в которых сбил 10 самолётов противника. 23 Октября 1942 года за мужество
и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского
Союза. Несколько позже Михаил Иванович сражался в небе Кавказа и Украины.
С Января по Июнь 1943 года 6-й ГвИАП базировался на аэродроме
Геленджик и выполнял задачу по прикрытию военно - морской базы, кораблей и войск
на Мысхако, а таже сопровождал штурмовики 11-й штурмовой авиадивизии, в состав
которой он входил вместе с 8-м Гвардейским и 47-м штурмовыми авиаполками.
Только в Марте 1943 года лётчиками полка было сбито 36 самолётов противника.
В один из дней, отрабатывая со своим ведомым технику пилотирования, Герой Советского
Союза М. И. Гриб заметил большую группу Ju-87, шедших на бомбёжку наших
плавсредств под прикрытием истребителей. Мгновенно оценив обстановку, Гриб
вместе с Лазутиным с ходу пошел в атаку на четвёрку "Мессеров". Связав их боем,
смельчаки сбили два Ме-109, а вторую пару обратили в бегство. Поднятые в воздух
дежурные истребители схватились с бомбардировщиками и сбили ещё 4 вражеских
самолёта. В результате бомбовой удар врага был сорван. Гвардейцы без
потерь вернулись на свой аэродром.
В Июле 1943 года полк, весьма потрепанный в тяжелейших боях,
был выведен в тыл на переформирование. Там их ждали новенькие истребители Як-9Д. На
боковом капоте мотора всех машин был нарисован Гвардейский знак, а на бортах фюзеляжа -
большой порядковый номер, чтобы быть легче отличимыми в воздухе. На киле
самолётов, лётчики которых имели на боевом счету сбитые самолёты, техники
рисовали между лучами красной звезды маленькие звёздочки по числу официальных
побед. В начале Декабря полк перелетел на передовой аэродром Анапа для продолжения
боевой деятельности и вскоре снова оказался в самой гуще войны.
Истребитель Як-9Д из состава 6-го ГвИАП ВВС Черноморского Флота, на котором в 1943 - 1944 годах летал Гвардии Капитан М. И. Гриб.
10 Февраля 1944 года в одной из схваток самолёт Капитана Гриба
был подбит "Мессером" и лётчику пришлось поврежденную машину сажать на вынужденную
посадку, в районе Керчи. Произошло это лишь потому, что его ведомый Лейтенант
Иванов, увлекшись погоней за самолётом врага, оставил своего командира без
прикрытия. Михаил Гриб, уверенный в том, что хвост его машины надежно защищен
ведомым, заметил "Мессершмитт" уже в последний момент...
Як-9Д ( № 22 ) Михаила Гриба, 1943 год. |
Гриб попытался резким маневрированием уйти от смертоносного
огня, но на какую - то долю секунды опоздал. Снаряды и пули ударили по мотору
и правой плоскости его "Яка". Бросив машину почти в отвесное пике, он оторвался
от атаковавшего его "Мессера" и с заклинившим мотором сел неподалеку от позиций
наших артиллеристов. Несмотря на ссадины и ушибы, полученные при посадке "на
живот", Михаил Гриб в тот же день возвратился в полк и продолжал летать на
боевые задания. Правда уже с другим ведомым. В 15 часов 45 минут, в районе Большой
Бабчик он сбил свой очередной Ме-109.
Спустя всего несколько дней, 15 Февраля 1944 года, Михаил Гриб
праздновал уже свою 14 победу. Вместе с ним отличились Шапочкин, сбивший в этот
день сразу 3 самолёта ( доведя личный счёт до 8 побед ), Кологривов, Войтенко
и другие лётчики полка.
С Апреля 1944 года Михаил Гриб стал командиром 3-й эскадрильи
6-го Гвардейского авиаполка. Летал он в паре с Владимиром Вороновым, который
позднее вспоминал:
"Все лётчики и техники с радостью
отнеслись к этой новости. Гриб был опытным воздушным бойцом, прошёл большую и
суровую школу войны и в числе первых лётчиков полка был удостоен высокого звания
Героя Советского Союза. В ту пору ему было 25 лет. Нам не раз приходилось летать
с ним на боевые задания, и мы хорошо знали о его смелости не по рассказам других,
а по своим личным наблюдениям. Пилотировал он спокойно, без лишних резких движений,
в чем сразу чувствовалась рука опытного воздушного бойца".
В дни весенних боев за Севастополь ( Апрель - Май 1944 года )
Михаил Гриб одержал свою 17 воздушную победу.
В Августе 1944 года, по инициативе командира полка Героя Советского
Союза Гвардии Подполковника М. В. Авдеева, над аэродромом были проведены показательные
воздушные бои командиров эскадрилий. Победителем оказался Михаил Гриб, проявивший
все лучшие свои качества лётчика - истребителя. В середине Августа М. И. Гриб
совершил несколько вылетов на "свободную охоту" со своим бывшим напарником
Владимиром Вороновым. В одном из таких полетов им удалось нанести значительный
урон врагу. Вспоминает В. И. Воронов:
"Мы настигли артиллерийскую батарею
и разметали противника огнём из пушек и пулемётов. Немецкие солдаты, спасаясь от
нашего огня, разбегались по канавам и ямам. Я восхищался мастерством Гриба. Каждая
его очередь находила врага, метко поражая выбранную цель. Я старался не отставать
от своего командира. Атака следовала за атакой. После метких очередей мы проносились
так низко, что порой казалось, столкновение с землей неизбежно. Я понял стремление
командира зацепить винтом или обтекателем радиатора за головы разбегающихся вражеских
солдат и стремился делать то же самое".
В конце Августа эскадрилья Гриба первой перебралась на румынский
аэродром Мамайя и подготовила его для приема остальных самолётов полка. А в Сентябре
Капитан Гриб во главе четверки "Яков" первым произвел посадку на ограниченную
площадку аэродрома Балчик ( территория Болгарии ), проявив при этом высокое
летное мастерство. Однако, этот аэродром по своим размерам не мог обеспечить
базирование всех истребителей полка, поэтому уже на следующий день группа Гриба
вернулась обратно на аэродром Мамайя.
Як-9У раннего выпуска М. И. Гриба, 6-й ГвИАП ВВС ЧФ, осень 1944 года.
В Январе 1945 года Михаил Гриб убыл на курсы усовершенствования
офицерского состава и, таким образом, война для него закончилась. За период свое
боевой деятельности он совершил 510 успешных боевых вылетов, провел десятки воздушных
боев. На Болгарской земле упал последний сбитый им "Хейнкель" - 20-й по счёту
вражеский самолёт. Число же личных побед, в различных источниках, трактуется по
разному: от 16 ( М. В. Авдеев - "У самого Чёрного моря", часть 3 ), до 17 ( В. И.
Воронов - "Морские истребители" ).
После окончания войны Михаил Иванович продолжил службу в ВМФ.
В 1955 году окончил Военно - Морскую Академию. С 1968 года Гвардии Полковник М. И.
Гриб - в запасе. Жил в Ростове - на - Дону. За период службы награждён орденами
Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны
1-й степени, Красной Звезды, медалями.
|