![]() | Астахов Иван Михайлович |
![]() Родился 15 Мая 1921 года в селе Беломестное, ныне Новомосковского района Тульской области, в семье крестьянина. Мальчик рано потерял родителей и воспитывался у старшего брата в Москве. Окончил 7 классов неполной средней школы № 487 и аэроклуб в городе Люблино ( ныне Люблинский район Московской области ). С 1939 года в Красной Армии. Окончив 2-ю Борисоглебскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени В. П. Чкалова, служил в одной из авиационных частей. С началом Великой Отечественной войны на фронте. К Февралю 1944 года командир эскадрильи 49-го истребительного авиационного полка ( 309-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт ) Капитан И. М. Астахов совершил 283 боевых вылета, провёл 63 воздушных боя, в которых сбил лично 12 и в составе группы 7 самолётов противника. 3 Марта 1944 года в районе города Рудня Смоленской области в паре со своим ведомым вступил в бой с превосходящими силами противника. Сбил истребитель FW-190. В бою был тяжело ранен, а его самолёт получил повреждения. Израсходовав весь боекомплект, Астахов таранил ещё один вражеский самолёт. При этом погиб и сам. 1 Июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Похоронен в деревне Переволочье Руднянского района Смоленской области. В музее школы № 487 в Москве хранятся различные экспонаты, рассказывающие о жизни и подвигах Героя. * * *...Его похоронили в деревне Переволочье Руднянского района на Смоленщине. Прощальный залп из карабинов, скромный обелиск с красной звездой. Спустя несколько дней после этого самолёты 309-й Смоленской истребительной авиационной дивизии поднялись в воздух и взяли курс на запад, где бушевало пламя сражений. Сражаться с врагом в смоленском небе Капитан И. М. Астахов начал с конца 1942 года, когда войска Западного и Калининского фронтов вели подготовку к наступательным боям. Незадолго до этого его эскадрилья получила на вооружение новые машины конструкции С. А. Лавочкина - истребители Ла-5 и за короткий срок отлично овладела ими. И хотя среди лётчиков было немало молодёжи, недавно попавшей на фронт, под руководством таких опытных командиров, как Капитан Астахов, весь личный состав его подразделения в любую минуту был готов к схваткам с врагом. Истребителям приходилось выполнять самую разнообразную боевую работу: они патрулировали над полем боя, охраняли от вражеской авиации наземные войска, вылетали на разведку, сопровождали за линию фронта бомбардировщиков и штурмовиков. Сам Капитан Астахов находился в воздухе почти ежедневно, обучая своих подчинённых сложной профессии воздушного бойца, воспитывая у них мужество, отвагу, ненависть к врагам. Астахова никогда не останавливало численное преимущество противника. Во главе четвёрки или восьмёрки "Лавочкиных" он смело вступал в бой с 20 - 40 самолётами врага и благодаря личному героизму, умелому руководству боем, отличной слётанности пилотов эскадрильи всегда выходил победителем. 2 Сентября 1943 года эскадрилья Ивана Михайловича Астахова в составе 8 Ла-5 сопровождала наши штурмовики, наносившие удар по переднему краю обороны противника. Внезапно из - за облаков их атаковало 16 FW-190. Оставив две пары истребителей прикрывать штурмовики, Астахов повернул свою четвёрку навстречу врагу. Он вёл самолёты в лобовую атаку, полный решимости любой ценой обеспечить успех операции штурмовиков. Немецкие пилоты не выдержали, нарушили боевой порядок. С первой же атаки Капитан Астахов меткой очередью сбил ведущего группы "Фокке - Вульфов". Воспользовавшись растерянностью врага, наши лётчики взорвали в воздухе ещё два вражеских самолёта. На свой аэродром эскадрилья истребителей вернулась без потерь. Отлично справились со своим боевым заданием и надёжно прикрытые штурмовики. Лётчики - штурмовики не раз говорили: "Если нас прикрывает Астахов, можно смотреть только на землю, чтобы ни один захватчик не ушёл от заслуженного возмездия". 26 Сентября 1943 года, когда над освобождённым Смоленском уже реяло победоносное Красное знамя, 4 "Лавочкина" под командованием Ивана Астахова прикрывали наши наступавшие войска. Внезапно 36 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 12 истребителей попытались нанести удар вблизи переднего края. Узнав об этом от наземных наблюдателей, Капитан Астахов стремительно пошёл на сближение с противником. Его не смутило многократное численное преимущество врага. Под натиском советских истребителей строй неприятеля был расколот; беспорядочно сбросив свой груз, бомбардировщики повернули обратно. В этом воздушном бою Астахов сбил пикировщик Ju-87 и сильно повредил второй. Другие лётчики эскадрильи тоже уничтожили два вражеских бомбардировщика и повредили один. Так была выиграна очередная схватка с превосходящими силами врага. Этот бой, как образцовый, изучили во всех полках истребительной авиадивизии. Командование представило Капитана Астахова к правительственной награде. Бдительно несли свою боевую вахту в смоленском небе отважные лётчики - истребители. 13 Октября 1943 года Иван Астахов смело проводит бой и сбивает "Фокке - Вульф - 190". 22 Октября, возвращаясь с боевого задания, он заметил кружившихся над нашим аэродромом пару FW-190, и хотя горючее и боеприпасы были на исходе, не раздумывая, атаковал их. На глазах всего личного состава истребительного авиаполка он зашёл в хвост вражеской машины и сбил её с первой же очереди. Второй пилот врага на полной скорости уклонился от боя. ![]() К Февралю 1944 года Капитан И. М. Астахов совершил 283 боевых вылета, участвовал в 63 воздушных боях, лично сбил 12 самолётов противника и 7 уничтожил совместно с ведомыми. Последний раз он вылетел на выполнение боевого задания 3 Марта ( по другим источникам 7 Февраля ) 1944 года. В воздухе над передним краем пару "Лавочкиных" атаковало несколько истребителей врага. Противник, видя своё многократное численное превосходство, поочерёдно набрасывался на советские машины. Самолёт Астахова был подбит. Прикрывая товарища повреждённой и трудноуправляемой машиной, он продолжал бой и сбил одного из врагов. Но остальные восемь "Фокке - Вульфов" взяли истребитель в плотное кольцо, и, охваченный пламенем, он рухнул на землю. Так погиб один из героев освобождения Смоленщины, отважный воздушный воин Капитан Иван Михайлович Астахов. Указом Президиума Верховного Совета от 1 Июля 1944 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. |
Н а з а д