Алексеев Константин Степанович |
![]() |
К Апрелю 1942 года заместитель командира эскадрильи 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( ВВС Черноморского Флота ) Гвардии Капитан К. С. Алексеев совершил 272 боевых вылета, в 72 воздушных боях сбил 11 самолётов противника.
В последующих боях Алексеев одержал ещё ряд блестящих побед. Особенно отличился летом 1942 года в небе Севастополя, сбив за несколько дней 7 вражеских самолетов.
В середине Мая началось третье наступление немецких войск на Севастополь, которое вылилось в варварское разрушение города. На рассвете 20 Мая артиллерия, а затем и авиация противника нанесла ряд ударов по городу, войскам и объектам базы. И так было каждые сутки вплоть до 7 Июня. Только 2 - 7 Июня немецкая авиация сделала 9 тысяч боевых вылетов, сбросив до 45 тонн авиабомб, а артиллерия противника выпустила 126 тысяч снарядов крупного калибра.
В первый же день авиационно - артиллерийской подготовки, предпринятой противником, лётчики - истребители Капитаны К. С. Алексеев, М. И. Гриб, Н. А. Спиров сбили 2 немецких самолёта. Кроме того, в этот день Черноморские авиаторы совершили 74 боевых вылета на бомбово - штурмовые удары по войскам противника.
В один из Июньских дней Константин Алексеев в паре с лётчиком Данилко вступил в неравный бой с 6-ю истребителями Ме-109. В этом бою наши пилоты сбили двух "Мессеров", а остальных заставили позорно удрать.
14 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в схватках с врагами, Константин Степанович Алексеев был удостоен звания Героя Советского Союза.
Истребители, ведомые Константином Алексеевым, часто прикрывали действия бомбардировочной и штурмовой авиации, пилотам которых были известны имена многих наших прославленных асов. Вспоминает Герой Советского Союза, известный лётчик - бомбардировщик, В. И. Минаков:
"Костю Алексеева я знал хорошо. Простой, скромный парень. Вместе со своими товарищами он часто сопровождал нас на удары по Тамани. Издали узнавая его самолёт, бомбардировщики радостно восклицали: "Костя !". Раз Алексеев с нами, значит, можно надеяться на успех: "Мессера" к нам не пройдут... В конце Апреля мы узнали об одном из его подвигов. Дело было так.
...В ночь на 20 Апреля 1943 года противник решил заминировать с воздуха Геленджикскую бухту, чтобы затруднить морякам перевозки оружия, техники и живой силы на Малую землю, где героически сражался наш десант. Одиночные самолёты противника под покровом ночи просачивались к бухте. Дул сильный ветер "бора", истребителям действовать было почти невозможно. И тогда, Константин Степанович решил вылететь сам.
Рискуя попасть под огонь своих же зениток, он неожиданно атаковал схваченный лучами прожекторов "Хейнкель-111" и быстро расправился с ним. Затем продолжал барражировать над бухтой. Вскоре сбил второй вражеский самолёт - миноносец, а за ним и третий. Замысел противника был сорван".
16 Сентября 1943 года Майор К. С. Алексеев повторил этот блестящий результат, пополнил свой боевой счет новыми победами. В одном из вылетов он уничтожил ещё 3 вражеских самолёта. В тот день противник решил нанести массированный удар по нашим кораблям. Вспоминает Герой Советского Союза Михаил Васильевич Авдеев:
"Противник уже приближался к порту Геленджика. Что делать ? На раздумье даны секунды, а лётное поле почти выведено из строя. Взлетать невозможно, но нужно. И к тому же проклятый ветер: может кому - нибудь и удастся взлететь, но как, потом садиться ?.. На войне бывают моменты, когда, не идя на риск, командир совершает почти преступление. Не подними мы самолёты - что останется от порта и стоявшего там десантного флота ?
Это была невиданная картина. Десятки людей буквально повисли на самолёте, не давая ему опрокинуться. Ветер валил их с ног. А они тянули машину в немыслемой какофонии взрывов на поле. Только в последний момен старта разжимались онемевшие ладони лётчиков и механиков. Один "Як" удержать не смогли - он опрокинулся.
Но вот, словно преодолев невидимую стену, набирает скорость самолёт Константина Алексеева. За ним уходит в небо Василий Куфтин. Ещё 4 машины отрываются от земли...
Алексеев атакует с ходу. Видимо очередь пришлась прямо по бомбам. Страшный взрыв разнёс "Хейнкель" на куски. Даже самолёт Константина резко отбросило в сторону. Начало положено: боевой строй бомбардировщиков сломан. "Яки" атакуют то одну группу "Хейнкелей", то другую, то Ме-109. Лезут, кажется, на явную гибель в самую гущу вражеских самолётов.
Вот ещё один "Хейнкель", задымив понёсся к земле. За ним - другой. Падает в море "Мессер". Армады немецких машин поворачивают на свою территорию...
Как наши лётчики посадили свои машины, одному богу известно. С трудом закатив "Яки" в капонир, Алексеев хмуро бросил ребятам: "Сколько ?"
Его поняли с полуслова. "Вы - три самолёта. Куфтин - два. Остальные - ещё три. Итого восемь. Неплохая арифметика..."
В лётной книжке Константина Алексеева рассказано о многих подобных схватках, в который он проявлял незаурядное искусство, мужество и железную выдержку. Этот мастер воздушного боя умел в сложной обстановке сохранять хладнокровие и разить врага только наверняка.
В ночь на 1 Ноября 1943 года началась операция по высадке десантных отрядов на Керченский полуостров. В этот день нашими истребителями было сбито 6 вражеских самолётов. Однако самые напряжённые дни оказались ещё впреди... Противник бросил против наших десантников всю свою авиацию. Для руководства воздушными боями непосредственно над плацдармом пришлось поднимать в воздух командиров авиаполков. Не до отдыха было и их заместителям.
Только за 3 дня боёв морские лётчики провели 22 воздушных боя и сбили 25 неприятельских самолётов. Особенно успешно в этих боях действовали пилоты 25-го авиполка под командованием Майора К. С. Алексеева.
2 Ноября шестёрка истребителей, ведомая командиром эскадрильи 25-го полка Героем Советского Союза Капитаном В. А. Михалёвым, встретила большую группу пикировщиков Ju-87 в сопровождении истребителей Ме-109 - всего более 40 машин. Находящийся над проливом со своей группой Константин Алексеев поспешил на помощь. К месту боя подтянулась и шестёрка машин 11-го ГвИАП. В результате короткого но очень упорного боя были уничтожены 5 вражеских бомбардировщиков ( 4 машины сбили лётчики 25-го полка и один - 11-го Гвардейского ).
Всего же в течение дня лётчики 25-го и 11-го Гвардейского авиаполков провели 12 воздушных боёв, уничтожив 18 вражеских самолётов ( 13 сбили пилоты 25-го ИАП и 5 - пилоты 11-го ГвИАП ). Лётчики других полков, проведя 15 воздушных боёв, сбили ещё 12 вражеских машин. Наши потери составили три истребителя ( два Як-1 и один Як-9 ) и 15 штурмовиков Ил-2, понесших большие потери от огня зенитной артиллерии.
Всего за период Керченской операции лётчики Алексеева уничтожили в воздушных боях 76 немецких самолётов. Его полк заслужил благодарность в приказе Верховного Главнокомандующего, был удостоен ордена Красного Знамени и наименования "Керченский".
Сам Алексеев поражал даже видавшие виды лётчиков необычайной храбростью и мастерством в воздушных боях. 12 Февраля 1944 года командир 25-го истребительного авиаполка Майор К. С. Алексеев одержал свою 19-ю воздушную победу, подтвердив репутацию одного из лучших черноморских асов. В одном из документов того времени ему дана такая характеристика: "Летает на всех типах истребителей днем и ночью, боевой и решительный летчик, дерется храбро, в бою хладнокровен, принимает смелые решения и практически осуществляет их на деле. Своим примером увлекает летный состав на разгром врага и смело ведет их в атаку. Дважды сбивал по два Ме-109 в один день. Известен бой тройки истребителей, возглавляемой им, против 12 Ме-109, в котором были сбиты 3 немецких истребителя. "Подходи ближе и бей в упор" - этот принцип всегда обеспечивает Алексееву победу в бою..."
Всего же за период войны Константин Алексеев совершил более 500 успешных боевых вылетов, из них - 60 на разведку и 50 на штурмовку. Проведя 110 воздушных боев, уничтожил 19 самолётов противника лично ( 8 из них - ночью ) и 3 в составе группы, штурмовыми ударами нанёс врагу значительный урон в живой силе и технике.
Начав войну заместителем командира эскадрильи, он закончил её командиром авиационного полка, лётчики которого сбили в воздушных боях 119 вражеских самолётов.
После войны Константин Степанович продолжил службу в авиации ВМФ. В 1948 году окончил Военно - Морскую академию, где позднее преподавал. С 1970 года Гвардии Полковник К. С. Алексеев - в запасе. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, иностранным орденом и медалью. Умер 24 Февраля 1971 года. Похоронен в Ленинграде. Имя Героя носит судно морского речного хозяйства.
Н а з а д