![]() |
Чтобы выделить отдельную группу самолётов для борьбы с ним, истребителей было недостаточно. Распылять же силы нельзя. Мы и так выполняли самую разнообразную боевую работу: прикрытие своих объектов, войск, нанесение штурмовых ударов, разведка и так далее. Боёв было более чем достаточно, это важнее, чем вести борьбу с одиночным асом. Приходилось надеяться на случайную встречу. Возможно, в бою, если для немцев сложатся неблагоприятные обстоятельства, они будут вынуждены бросить в бой и его.
Мы решили во что бы то ни стало сбить этот Ме-109. За его действиями тщательно следили. Все больше было данных о его молниеносных ударах и победах. Но нам около месяца он не был виден. Возможно, действовал по другим типам самолётов. Участок фронта против блокированного Ленинграда тогда стабилизировался. Обе стороны перешли к обороне. Пространство над Ленинградом оставалось небольшое, и мы должны были встретиться.
...Ноябрь 1941 года. Земля мало покрыта снегом и кажется серой. Чистый воздух - безграничная видимость. Четвёрка наших самолётов прикрывала свои войска от возможного налета бомбардировщиков. Маршрут - от Шлиссельбурга, вдоль правого берега Невы на юг и обратно. Спокойствие в воздухе нарушала лишь зенитная артиллерия противника, бесполезно тратившая свои снаряды. Так прошло минут десять.
Затем пришло предупреждение по радио - с юга приближаются самолёты противника. Мы их увидели. Десять Ме-109, двумя группами вышли на линию фронта. На фоне светлой перистой облачности четко виден боевой порядок. Три пары впереди, четверка сзади. От самолётов тянулись шлеи сизого дыма - признак форсирования моторов.
Немцы, имея больше чем двойное численное превосходство, не изменяя боевого порядка, идут на сближение и с хода стремятся произвести атаку.
Увеличиваем скорость, ведомые сильно приближаются, ждут от меня правильных и энергичных действий. Решаю в сомкнутом порядке нанести первый решающий удар, расстроить боевой порядок противника, а потом, если удастся, вести бой по частям.
Выполняю маневр, выхожу на прямую. самолёты идут навстречу друг другу на большой скорости. Встречные атаки требуют активных действий.
Прицеливаюсь в ведущего. Открываю огонь. Почти одновременно открывают огонь и ведомые. Наша атака стремительна, и противник не успевает открыть огня. Затем выполнили разворот и сзади стали преследовать первую группу из шести самолётов. Атакуем сзади, с очень короткой дистанции. Один "Мессер" вошел в пикирование и упал, второй - с дымом уходит в сторону. Мы продолжаем атаковать оставшуюся четверку, а вторая четверка Ме-109 преследует нас. Образуется карусель. В одну из атак подбиваем ещё одного.
В это время очередь попадает в мотор моей машины, и он начинает работать с перебоями. Даю знать ведомым и разворачиваюсь в свою сторону. Скорость упала, мотор тянет всё хуже и хуже. До передовой недалеко, но высота уменьшается.
В это время вижу - сзади быстро приближается пара "Мессеров". Откуда они взялись ? Подбитый самолёт еле летит. Ни одного движения не сделать без потери высоты. Единственное желание - во что бы то ни стало дотянуть до своей территории, а там... там пусть сбивают. Смерть лучше плена - только бы упасть в расположение своих войск, чтобы знали родные, товарищи, что погиб.
Своих не вижу. А "Мессеры" всё ближе, уже должны открыть огонь, но продолжают приближаться. Решаю никакого маневра не выполнять, иначе до своих не дотяну. И вдруг - радость надежды: пара "Яков" неожиданно свалилась на "Мессеров" сверху. Те, очевидно, не видели их, и, будучи атакованными, отворачивают и уходят в сторону. Тут вижу - опять "чёрная кошка" с номером "15". Он, безусловно, мог и раньше открыть огонь, но хотел сбить наверняка.
Пара "Яков", которая прикрыла мой выход из боя, те временем сама подверглась атаке со стороны противника. Лётчик А. Т. Карпов ( позднее, он станет прославленным советским асом, Дважды Героем ) должен был быть сбитым. Но напарник прикрывает его своим самолётом ( ему удалось дотянуть до аэродрома, но что это был за самолёт - весь изрешеченный пулями и осколками разорвавшихся снарядов ).
Едва я перетянул Неву, как мотор встал. Нужно было подыскать подходящее место и попытаться сесть так, чтобы можно было потом восстановить самолёт. Подо мной - заболоченная поляна в лесу. На предельно малой скорости приземлился. Самолёт с убранными шасси прополз метров 50 и уперся в высокие сосны. Разгоряченный, я быстро расстегнул привязные ремни и парашют, вылез из кабины. Закурил. И тут вижу: вокруг поляны со всех сторон, человек 70 - наши, автоматы в мою сторону, неспешно приближаются.
Вначале меня рассмешила такая предосторожность против одного человека. Кричат: "Бросай оружие, руки вверх". Вижу, шутить нельзя. Обида меня взяла. Не только в воздухе нас путают, но и на земле. Ничего не мог придумать лучше, как крепко выругаться. Смотрю - улыбки, автоматы опустили. Оказалось - артиллеристы, замечательные, гостеприимные люди.
Вот так и произошла вторая встреча с "Чёрной кошкой". Неплохой результат боя: у них было явное численное преимущество, но двух своих немцы потеряли, и два подбитых. И ещё неизвестно, чем кончился их полет. И у нас два подбитых.
Совершенно необязательно конец "Чёрной кошки" должен был придти именно от нас. В истории авиации известны многочисленные примеры, когда очень хорошие лётчики гибли не от более опытного противника, а от гораздо более слабого, а и то просто неизвестно от кого - сбит, и делу конец. Но получилось так, что встреча с "15-м" всё же произошла. Но это уже другая история...
Н а з а д