О Дмитрии Митрофановиче Татаренко снимали фильмы, рассказывали
известные писатели, сверстники - однополчане с благоговением говорили о нём как
о герое Гангута, Ханко, рыцаре Балтийского неба...
Дмитрий Татаренко родился 23 Мая 1921 года в посёлке Новоантоновка,
ныне Коченевского района Новосибирской области, в семье крестьянина. Окончил школу
№ 20 в городе Шахты ( Ростовская область ), работал навалоотбойщиком в шахте, учился
в аэроклубе. В 1939 году был призван в ряды Красной Армии и год спустя окончил
Ейскую военную авиациионную школу морских лётчиков. Закалка, которую Татаренко
получил в шахтах Донбасса, вскоре пригодилась ему в дни суровых испытаний в блокадном
Ленинграде и балтийском небе.
С первого дня Великой Отечественной войны - на фронте. О лётчиках,
охранявших небо над городом на Неве с гордостью и восхищением говорили тогда ленинградцы
и красноармейцы Волховского и Ленинградского фронтов. Не случайно одного из героев
своего романа "Балтийское небо" Николай Чуковский назвал Татаренко. Будучи корреспондентом
газеты "Лётчик Балтики", писатель не раз бывал в авиационном полку, встречался с
однополчанами пилота. Здесь от Сергея Рябушкина он впервые услышал ласковое "наши
цыганчата" ( за пышные, чёрные кудри товарищи часто называли Дмитрия Татаренко
"цыгончонком" ). Их, мужественных и смелых соколов, было в полку 19.
Даже после войны Дмитрий Митрофанович с теплотой и благодарностью
вспоминал Лунина, Кузнецова, Рябушкина, чьи находчивость и мужество были для него
примером. Много героических страниц в боевой истории Гвардейского полка, но одна из
них памятна особо - защита полуострова Ханко, именовавшегося в прошлом Гангутом.
Ханко оказался для противника крепким орешком, хотя его гарнизон
состоял лишь из стрелковой бригады, инженерно - строительной части, погранотряда,
береговой артиллерии и небольшой авиационной группы. В первые дни войны вражеские
самолёты совершали беспрерывные налёты на базу. Однажды 8 "Юнкерсов" прорвали наш
противовоздушный заслон и устремились к Ханко. Неожиданно навстречу им из - за
облаков вынырнули краснозвёздные истребители. Впереди группы шли Дмитрий Татаренко
и Василий Голубев.
Дмитрий уже видел, как на фюзеляже и плоскостях одного из
"Юнкерсов" всё отчётливее вырисовываются недавно совсем незаметные, расплывчатые
кресты. Вот враг под крылом самолёта Татаренко. Дмитрий немного сбавил газ и
нажал гашетку пулемётов. Огрызаясь очередями, "Юнкерс" увертывался от атак
истребителя. Маленький юркий "ястребок" сновал вокруг тяжёлой машины, пока она
не вспыхнула. "Ещё один закончил свои "победные" виражи в балтийском небе", -
подумал, провожая взглядом падающую в море машину, Татаренко.
Ни на один день не оставлял противник в покое защитников Ханко:
с земли их обстреливала артиллерия, с воздуха терзали самолёты. По первому зову
балтийские лётчики поднимали в воздух свои машины, не давали немецким бомбардировщикам
сбрасывать бомбы на землю героического полуострова... Много дней и ночей шли
кровопролитные бои за Ханко. В Ноябрьские дни 1941 года защитники Москвы,
восхищаясь подвигами гаггутцев, писали в "Правду": "Пройдут десятилетия, века
пройдут, а человечество не забудет, как горстка храбрецов, патриотов земли
Советской показывала примеры невиданной отваги и героизма".
Бои шли уже на подступах к Ленинграду, Гвардейский авиаполк, в
котором служил Дмитрий, был переброшен на его защиту. Гвардии Лейтенант Татаренко
водил уже в это время звено "Лавочкиных". В ожесточённых боях в районе Синявина
"Юнкерсы" в сопровождении "Мессеров" пытались прорвать оборону, чтобы бомбить
наши аэродромы, артиллерийские и зенитные позиции.
Однажды утром, когда над горизонтом ещё висела сизая дымка тумана,
восьмёрка наших истребителей взмыла ввысь. У командира звена Татаренко ведомым на
этот раз был Сергей Рябушкин. Долгие дни и месяцы войны они не расставались друг
с другом, делили радости и невзгоды, научились понимать друг друга без слов.
Как только "Лавочкины" оказались в заданном квадрате, из - за
облаков вывалилась десятка "Юнкерсов" в сопровождении "Мессеров". На раздумья
времени уже не оставалось: надо принимать бой, враг не должен долететь до Ленинграда.
Командир эскадрильи покачал крыльями - атакуем ! Разделившись на два звена,
"Лавочкины" набирали высоту. Звено Татаренко отсекало "Мессеров" от бомбардировщиков,
другое вступило в схватку с "Юнкерсами".
В клочьях седых туч сновал один из "Мессеров". "Что за виражи он
там выделывает ? - мелькнула мысль у Дмитрия. - Перехитрить хочет, отвлечь. Не выйдет".
Круто развернув свой истребитель, Татаренко пошёл в лоб ведущему Ме-109. Пальцы
привычно нажали гашетку, и длинная очередь настигла врага. Его машина вспыхнула
и, объятая пламенем, упала на землю.
Татаренко продолжал атаку. Ему удалось зайти в хвост другому вражескому
истребителю. Вот он в сетке прицела. Казалось, точная очередь прошила самолёт противника
- он перевернулся через крыло и камнем полетел вниз. Но нет, враг схитрил, сделал
вид, что подбит. Развернувшись, он пошёл на боевой разворот, приближаясь к нашему истребителю.
Противник умело маневрировал, уводя свою машину от огня, стремясь выйти в хвост
"Лавочкину". Татаренко резко развернул самолёт и снова пошёл в лоб "Мессеру".
Противник пытался свернуть, но в это мгновение Рябушкин точной очередью поразил врага.
В тот день ни один вражеский самолёт так и не долетел до цели, не
сбросил бомбы на город. А на аэродроме с нетерпением ждали возвращения смелых соколов.
В воздух полетели пилотки, когда они приземлились. Никто не обратил внимания,
как к Дмитрию подошел Николай Чуковский, по - братски обнял героя: "Ленинградцы
благодарят вас". Потом крепко пожал руки боевым друзьям Татаренко.
В потрепанной лётной книжке Дмитрия появлялись новые строчки и цифры
боевых вылетов, уничтоженных самолётов. К Марту 1943 года командир эскадрильи 3-го
Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я Авиационная бригада, ВВС
Балтийского Флота ) Гвардии Капитан Д. М. Титаренко совершил 550 боевых вылетов,
участвовал в 102 воздушных боях, сбил лично 14 и в составе группы 8 самолётов
противника. 24 Июля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами,
ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
...Вновь и вновь уходили крылатые парни за облака, в голубизну
балтийского неба, дерзко и смело сражались, легко и радостно вздыхали, когда
под крылом самолёта показывалась родная база, под колесами шуршала земля. Но тяжело
было на душе, когда сгорали в небе, не долетев до дома, боевые друзья...
Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на
собранные средства приобрели эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены
в части ВВС от имени земляков великого советского лётчика, Герой Советского Союза,
Валерия Чкалова. Все эти истребители имели надпись - "Эскадрилья "Валерий Чкалов",
на одной из сторон фюзеляжа.
Во многих случаях, на машинах имелась и другая надпись - "От колхозников
и колхозниц Горьковской области" - на другой стороне. Одна из таких машин, с "Жёлтым
номером 62", была передана в Августе 1943 года Дмитрию Татаренко. На этом самолёте
он одержал несколько побед. При этом, в число его жертв иногда попадали довольно
"матёрые воздушные волки"...
Так, 22 Сентября 1943 года заместитель командира 4-го ГвИАП Гвардии
Капитан Д. М. Татаренко ( к тому времени он был переведён в состав уже этого полка ),
сбил в районе Новой Ладоги истребитель FW-190. Пилот немецкой машины - унтерофицер
Фридрих Розенталь ( имевший 45 побед ) из состава 5/JG 54, совершил вынужденную
посадку на советской территории и попал в плен.
24 Мая 1944 года звено FW-190 из состава 5/JG 54 вылетело на
"охоту" за небольшими судами Краснознамённого Балтийского Флота. Для уничтожения
противника была поднята четвёрка Ла-5ФН из 4-го Гвардейского авиаполка. В завязавшемся
бою над Финским заливом ( севернее острова Котлин ), один из немецких пилотов -
унтерофицер Хейнц Бузхан ( имевший 21 победу ), пропустил атаку из задней полусферы
и его "Фокке - Вульф", сбитый заместителем командира полка Героем Советского Союза
Гвардии Капитаном Д. М. Татаренко, упал в море и затонул.
7 Августа 1944 года лётчики 4-го Гвардейского авиаполка,
севернее Чудского озера провели воздушный бой с четвёркой "Фокке - Вульфов"
известной немецкой истребительной эскадры JG 54 "Grunherz". В ходе этой схватки
замкомполка 4-го ГвИАП Герой Советского Союза Капитан Д. М. Татаренко, верно
рассчитав манев, сбил ведущего немецкой четвёрки. Им оказался командир I-й Группы
JG 54 Майор Хорст Адамейт ( фото слева внизу ), имевший на своем счету 166 побед.
Немецкий ас покинул горящий "Фоккер", спасся на парашюте и попал в плен.
Ведущий второй пары, сбитый Героем Советского Союза Капитаном Е. Т. Цыгановым -
унтер - офицер Ханс Лорр ( имевший 41 победу ) погиб.
... Война откатывалась на запад, к границам Германии. Авиаполк,
в котором командовал теперь эскадрильей Дмитрий Татаренко, оказывался всегда в
самых горячих точках. Долог был путь к Победе. И когда из репродуктора донесся
знакомый голос Левитана, все замерли на аэродроме, затаив дыхание. Они стояли и
смотрели на ликующую счастливую толпу, а в груди звенело: Победа ! Победа !
Это и он приблизил заветный час нашей Победы: 587 успешных боевых
вылетов совершил к концу войны лётчик - истребитель Дмитрий Титаренко, в воздушных
боях одержал 25 побед - 14 самолётов сбил лично и 11 в группе с товарищами.
После войны Дмитрий Митрофанович ещё долгие годы не расставался
с авиацией. В 1945 году он окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, в 1953-м году
Военно - Морскую Академию, в 1962-м году Военную академию Генерального штаба.
Командовал авиационным соединением, летал на реактивных машинах, заботливо растил
молодую смену авиаторов. С 1967 года Генерал - Майор авиации Д. М. Титаренко -
в запасе. Жил в Кисловодске ( Ставропольский край ). Награждён орденами Ленина,
Красного Знамени ( трижды ), Нахимова 3-й степени, Отечественной войны 1-й степени,
Красной Звезды ( дважды ), медалями и иностранным орденом. Почётный гражданин
городов Ленинграда и Таллина.