HSU

Стариков Дмитрий Александрович

Д.А.Стариков

Дмитрий Стариков родился 1 Мая 1921 года в городе Гулькевичи, ныне Краснодарского края, в семье рабочего. Окончил аэроклуб в городе Черкесск. С 1939 года в ВМФ. В 1941 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище.

С Июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Январю 1944 года командир звена 11-го Гвардейского дважды Краснознамённого Николаевского истребительного авиаполка ( 1-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота ) Гвардии Старший лейтенант Д. А. Стариков совершил 399 боевых вылетов, в 26 воздушных боях лично сбил 11 самолётов противника. 21 Января 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

2 Октября 1945 года погиб в результате несчастного случая. Награждён Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Похоронен в городе Саки Крымской области, там же установлен обелиск Герою. Его именем названы школа № 4, а также улица в городе Черкесск.

*   *   *

...На Куликовом поле в Севастополе установлены мемориальные плиты с именами лётчиков - черноморцев, Героев Советского Союза. Среди них есть и имя Дмитрия Старикова. В 6"Б" классе школы - интерната № 1 города Херсона создан стенд, посвященный боевому пути 11-го Гвардейского истребительного авиаполка. Среди Героев - есть и Стариков. За голубой партой имени Дмитрия Старикова сидят ученики, отличившиеся в учёбе и общественной жизни класса и школы.

На счету лётчика - истребителя Дмитрия Александровича Старикова 21 вражеский самолёт, уничтоженный лично. Его боевой путь отмечен только победами. Техника пилотирования Старикова была безукоризненна, атаки стремительны, удары точны. За всю лётную службу он не имел ни единой поломки.

Что это, счастье, удача, случайность ?  Нет. Это талант !   Талант лётчика, воздушного бойца, талант - основа которого труд, упорство, творчество...

21 Июля 1941 года воспитанник Черкесского аэроклуба и Ейского военно - морского авиационного училища сержант Дмитрий Стариков прибыл в 32-й, впоследствии 11-й Гвардейский истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота, а 29 Июля впервые поднялся на выполнение боевого задания.

В каждом боевом вылете постигал Дмитрий сложную профессию лётчика - истребителя, учился у старших товарищей: командира полка Майора Н. З. Павлова, командира 2-й эскадрильи, в которой он служил, Капитана А. В. Шубикова, его заместителя Старшего лейтенанта Б. М. Литвинчука и других лётчиков, уже отличившихся в воздушных боях. В каждом вылете шлифовал он своё лётное мастерство, внося в него новые, свои элементы тактики.

В период обороны Крыма и Севастополя сержант Д. А. Стариков совершил 113 боевых вылетов, провёл 8 воздушных боёв, выполнил 25 штурмовок вражеских войск и позиций. За проявленную отвагу и мужество его наградили орденом Красного Знамени, присвоили звание Младшего лейтенанта.

...11 Ноября 1941 года полк перебазировался на Кавказ для изучения и освоения новой материальной части. Одновременно, став командиром звена, вместе со своим ведомым Младшим лейтенантом Суреном Тащиевым он анализирует бои, проведённые в Крыму, изучает тактику немецких лётчиков, лётно - тактические данные их самолётов, разрабатывает новые варианты боёв, и 17 Июля 1942 года на его счету появляется первый сбитый вражеский самолёт.

Барражируя над Туапсе вместе с Тащиевым, Стариков получает приказ с командного пункта полка: "Высота 7300. Курсом... идёт группа бомбардировщиков. Атакуйте !"

Истребители, взяв нужный курс, устремляются вверх. На высоте 5500 метров врезаются в облачность, пробивают её, и небо открывает им... одинокий Ju-88, летящий к Туапсе.

Курс бомбардировщика не совпадал с данными КП. Стариков понял, что этот "Юнкерс" - или приманка, имеющий целью отвлечь наши истребители от основной группы, или наоборот, самолёт, выполняющий основную боевую задачу. А основная - это удар по особо важному объекту, по военно - морской базе Туапсе. В ту же минуту послышался голос Тащиева: "Слева группа бомбардировщиков". И точно, со стороны моря к городу шли 9 "Юнкерсов". План боя созрел мгновенно: "Сурен !  Атакуем одиночного"... С небольшим доворотом истребители устремились навстречу врагу, пропустили его вперёд, с разворота пошли в атаку.

"Юнкерс" встретил пару ЛаГГ-3 сильным пулемётным огнём, но это не остановило Старикова и Тащиева. С короткой дистанции Дмитрий старался бить по кабине пилота. Тащиев - по кабине стрелка. Но Ju-88 пока не падал, шёл своим курсом. Истребители повторили атаку. Удерживая в перекрестье прицела кабину пилота, Стариков вновь открыл огонь. Удар был точен. "Юнкерс", беспорядочно кувыркаясь, устремился к земле...

Покончив с одиночным самолётом, Дмитрий решил атаковать остальных "Юнкерсов". Но... видя, как быстро наши лётчики расправились с одиночным экипажем, остальные, сбросив бомбы в море, забыв о групповой защите, врассыпную бросились восвояси. Преследовать их наша пара не стала - горючее было на исходе.

6 Августа 1942 года немецкие войска начали наступление на Майкопском направлении. В этот день их авиация совершила ряд массированных налётов на Туапсе. На полевом аэродроме, где базировался 32-й авиаполк, не смолкал гул моторов. В течение недели Стариков сбил 4 вражеских самолёта.

Началась новая неделя. Первый её день был знаменателен. Младшему лейтенанту Д. А. Старикову был вручён второй орден Красного Знамени. Его боевой счёт к тому времени составлял 9 вражеских самолётов, сбитых лично, и 3 в составе группы.

В конце 1942 года полк перебазировался в Грузию для изучения и освоения нового истребителя. Здесь же, за боевые заслуги в период обороны Крыма, Севастополя, военно - морских баз Новороссийска и Туапсе приказом Народного Комисссара ВМФ СССР весной 1943 года полк был переименован в 11-й Гвардейский.

И вот он снова на фронте, под Геленджиком. И опять боевые дежурства, вылеты по тревоге, бои. Здесь Дмитрий Стариков встретился с новинкой немецкой авиационной техники - истребителем FW-190. Встретился и сбил его точным снайперским ударом. Первым из лётчиков полка. А через несколько дней снова воздушный бой, и снова "Фоккеры". В этот день к берегам Крыма на перехват вражеских транспортов вышли наши торпедные катера. С воздуха их прикрывали 18 истребителей. Стремясь помешать боевой работе наших катерников, немцы подняли в воздух десятки FW-190. Несмотря на более чем тройное численное превосходство в воздухе, противник не сумел спасти свои суда от смертельных ударов наших торпедных катеров. Кроме того, не досчитался и нескольких своих самолётов. Два из них уничтожил Гвардии Старший лейтенант Дмитрий Стариков.

Год 1943.  25 Сентября - трагический день для Старикова, он потерял своего лучшего друга. 18 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 вылетели для нанесения бомбового удара по врагу в районе Керчи. Сильный зенитный огонь не смог остановить "Петляковых". Выполнив боевую задачу, они пошли назад. В этот момент их и настигла смешанная группа из 26 вражеских истребителей Ме-109 и FW-190. Шестёрка Ме-109 прежде всего бросилась на подбитый зенитками и отставший от общего строя Пе-2. На помощь его экипажу устремился Стариков со своим ведомым Тащиевым. Над Керченским проливом завязался неравный воздушный бой.

"Мессеры" разделились на две группы. Четвёрка решила связать боем нашу пару, а два других - ринулись на Пе-2. Выйдя из - под первой атаки врага, Дмитрий бросился наперерез "Мессерам", удущим в атаку на "Пешку". Он не думал тогда о себе. Верный закону братской взаимовыручки, он спасал экипаж подбитого бомбардировщика. Лишь на мгновение в прицеле мелькнул фонарь кабины Ме-109, но этого было достаточно. Немецкий истребитель полетел в волны пролива.

Крик: "Дима !  Сзади "Мессер"... - заставил его сманеврировать. И это сорвало планы врага. В ту же секунду немец сам попал под огонь Сурена Тащиева. Дымный след, протянувшийся до самой водной поверхности, подтвердил 8-ю победу Сурена. "Спасибо, друг !", - поблагодарил его Дмитрий.

Обозлённые потерей двух своих лётчиков, противник оставил Пе-2 и четвёркой бросился на пару истребителей. "Держись, Суренчик !" - крикнул Дмитрий, видя как Ме-109 устремились на них с разных сторон.

Но атака противника была безуспешной. Более того, один "Мессер", замешкавшийся с выходом, попал под пушечный залп Тащиева. Взрыв разнёс на куски вражеский самолёт. "Молодец, Сурен ! - закричал Дмитий. - Поздравляю с 9-й победой !"

Оставшись вдвоём, немцы как по команде бросились наутёк, стараясь спастись в облаках. Наши устремились в погоню. Пробив облачность, Стариков осмотрелся. "Мессеры" были уже далеко, гнаться за ними на было смысла. Об этом он и хотел сказать ведомому. "Дима !" - раздался вдруг голос Сурена, полный отчаяния и смертельной тоски. Стариков оглянулся и увидел FW-190, поспешно уходящий в облака, и падающий самолёт Тащиева. "Дима" - это было последнее, что мог сказать и сделать лётчик, чтобы предупредить друга о смертельной опасности. Он упал на траверзе мыса Такал, и Чёрное море стало вечной могилой бесстрашного лётчика, верного друга, уроженца села Чалтырь Ростовской области...

Известный советский лётчик - истребитель, Герой Советского Союза Константин Дмитриевич Денисов, с Октября 1943 года командовавший 11-м Гвардейским авиаполком, так вспоминает о тех трагических днях:

"Когда я прыбыл в Геленджик и принял полк, то обратил внимание на грустный вид Старикова. Спрашивать его о причине было неудобно, но командир эскадрильи Майор Б. А. Юдин доложил, что недавно в бою погиб его ведомый и лучший друг Лейтенант Сурен Абарцумович Тащиев.

В беседе со мной Стариков попросил разрешения нарисовать на своём самолёте сердце, пронзённое стрелой, и написать: "За Сурена Тащиева". Не сказал бы, что я был сторонником такого рода "живописи" на бортах или килях боевых самолётов, но на этот раз разрешил, понял, что тут не прихоть, не мальчишеский каприз. Стариков поклялся ещё беспощаднее бить врага, жестоко отомстить за гибель друга".

Проходили дни, недели. Но боль, вызванная потерей друга, не утихала. В воздушных боях Стариков стал ещё более злым и ожесточённым. Иногда это приводило к неоправданному риску. Беспокоясь за него, с Дмитрием побеседовали командир и комиссар полка, командир эскадрильи.

В Ноябре полк перебазировался на один из аэродромов Скадовска, что на юге Херсонской области. До вражеских войск, укрепившихся на правом берегу Днепра, было 60 километров. Примерно столько же - до противника, закупоренного в Крыму. Расстояние наложило особый отпечаток на боевую работу Гвардейцев. Зона действия истребителей стала значительно больше, чем на Кавказе. Они, прикрывая штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы, топмачтовики, стали доходить до Румынии и даже Болгарии.

6 Ноября 1943 года оказалось звёздным часом Дмитрия Старикова. В этот день он уничтожил в воздушных боях сразу 4 вражеских самолёта. Такое даже тогда бывало нечасто. После возвращения из последнего вылета на аэродром, товарищи поздравили Дмитрия с этой замечательной победой. В ответ на это, он сказал:

- Это ещё только пристрелка. Я за Сурена Тащиева начну новый счёт, с 20-го сбитого гада.

...Наша авиация блокировала морские и воздушные пути, соединяющие Крым с Румынией, топила в море вражеские транспорты, сбивала самолёты Ju-52, на которых немцы перебрасывали в Крым подкрепление своим войскам. С рассвета и до позднего вечера не смолкал гул авиационных моторов на трёх аэродромах Скадовска. С врагом не сражался лишь Стариков - командование поручило ему подготовку молодых авиаторов. Ничего не поделаешь, надо учить их воевать. И Дмитрий учил, вкладывая в нужное, важное дело весь свой опыт и знания.

22 Января 1944 года в полк пришла радостная весть: указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии Старшему лейтенанту Дмитрию Александровичу Старикову, за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и Золотая Звезда добавилась к трём высшим наградам - орденам Красного Знамени, полученным ранее. К этому времени в боевом активе Старикова числилось 450 боевых вылетов, 40 воздушных боёв, 17 вражеских самолётов, сбитых лично, и 6 в паре с боевыми друзьями. Отвечая на высокую награду, Дмитрий поблагодарил за науку побеждать всех товарищей, помогавших ему добиться столь блестящих результатов. Перед строем воздушных бойцов он поклялся, что и впредь будет ещё крепче бить ненавистного врага.

В середине Марта нашим войскам предстояло форсировать Днепр в нижнем его течение, освободить Херсон, комбинированным ударом с востока и северо - востока нанести удар по врагу в районе Николаева, с освобождением его выйти к Одессе. Но прежде, чем начать эту крупную военную операцию, необходимо было уничтожить вражескую авиацию на аэродромах Николаева. Эта задача была возложена на Скадовскую авиагруппу.

10 Марта 1944 года в воздух поднялись две группы штурмовиков, сопровождаемых истребителями 11-го Гвардейского авиаполка. Им предстояло нанести удар по аэродрому Кульбакино в районе Николаева. Ещё до подхода к цели, наши самолёты были встречены большой группой FW-190 и Me-109. Несмотря на численное преимущество в воздухе, немцы не смогли помешать работе штурмовиков. Их зорко охраняли наши истребители, отсекая все атаки противника. Два самолёта сбил Борис Литвинчук. По одному - Гайдуров, Прозор, Колонтаенко. Петерцев, Максимов, Кольцов, Мальцев и Орлов в групповых атаках сбили ещё 4 машины.

Отличился в этом бою и Дмитрий Стариков. Когда группа Ме-109 бросилась на выходящий из атаки Ил-2, наперерез им устремился наш истребитель с бортовым номером "21". Молниеносный маневр, стремительная атака и "Мессер" рухнул на землю. В том же бою и та же участь постигла вскоре и второго.

Прошло несколько дней, и на борту истребителя Старикова была нарисована уже 20-я звёздочка, означающая число сбитых им самолётов противника. А 21 Марта "Аэрокобру" с № 21 украсила 21-я звёздочка - символ очередной победы прославленного черноморского лётчика. И эта, двадцать первая победа была одержана им мастерски.

...Высоко в небе к нашему аэродрому приближался немецкий самолёт - разведчик. Наперехват вылетел Стариков. Инверсионный след подсказал, где находится враг. Это был многоцелевой Ме-110. Настигнув его, Дмитрий пошёл в атаку. Противник, не приняв боя, стал удирать. Но от Старикова трудно уйти. Чтобы оторваться от него, Ме-110 круто спикировал. Стариков не отставал. Испугавшись близости земли, немецкий пилот начал выводить самолёт из пикирования. В этот момент его и настиг пушечный залп. Ме-110 врезался в землю.

Это был последний боевой вылет Старикова и последний сбитый им вражеский самолёт. Он снова принялся за обучение молодых лётчиков...

В Августе 1944 года политотдел ВВС Черноморского флота, подводя итоги боевой работы авиаторов, одну из своих листовок посвятил Дмитрию Старикову:

"...За период Великой Отечественной войны он совершил 479 боевых вылетов, провёл 51 воздушный бой и сбил лично 21 самолёт противника. Активный участник освобождения Крыма и Севастополя, Кавказа и Николаева, показавший образец мужества и отваги. Он всегда шёл первым в атаку и увлекал за собой товарищей.

6 Ноября 1943 года во время прикрытия морского десанта, Стариков два раза водил свою четвёрку истребителей в атаку. В тот же день они сбили 8 вражеских самолётов, из них 4 сбил Стариков.

10 Марта 1944 года группа самолётов, ведомая Стариковым, вела бой с 50 вражескими истребителями. В этом жарком воздушном бою Стариков сбил два Ме-109, а лётчики его группы ещё 9 самолётов противника..."

Осенью 1944 года Дмитрий Стариков уехал в Москву на двухмесячные курсы усовершенствования лётного состава при Военно - Воздушной академии. Возвратившись, доложил командиру полка о готовности приступить к боевой работе с новыми силами и знаниями.

- Боевые действия на Чёрном море закончились, - сказал ему командир полка. - Главная ваша задача, Дмитрий Александрович, учить молодых лётчиков, готовить их к предстоящим воздушным боям. Война еще не закончилась...

- Задача ясна, - ответил Стариков, - приступаю немедленно...

Сайт управляется системой uCoz



15 вылетов Дмитрия Старикова...

Возврат

Н а з а д