Попов Иван Феоктистович |
Лётчик - истребитель, Подполковник. Родился в Декабре 1911 года. Участник Великой Отечественной войны с 1942 года. Сражался сначала в 835-м, а затем - 812-м истребительном Краснознамённом Севастопольском авиационном полку. С Января 1944 года - командир этого полка ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиакорпус ). За время боевых действий ни разу не был сбит. Представлялся к званию Героя Советского Союза, но не получил его. Погиб 11 Декабря 1944 года при перелёте на только что захваченный новый аэродром в условиях плохой видимости. Награждён орденами Красной Звезды, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалью "За боевые заслуги". * * *Данные о итогах боевой деятельности этого лётчика довольно противоречивы: от "около десятка" - по воспоминаниям Е. Я. Савицкого до "26 лично сбитых" - в вырезке из "Огонька" за 1944 год ( фото внизу ). В настоящее время благодаря официальным документам, которые любезно предоставили мне некоторые читатели данного сайта, можно с абсолютной уверенностью сказать лишь о следующем: Командир 812-го истребительного авиаполка Майор И. Ф. Попов к 12 Мая 1944 года совершил 113 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, в 46 воздушных боях лично сбил 19 самолётов врага, ещё 7 - сжёг на земле при штурмовке аэродромов. Эти данные взяты из Представления И. Ф. Попова к званию Героя Советского Союза, составленному 12 Мая 1944 года. Возможно именно отсюда и появилась цифра о 26-ти уничтоженных им лично вражеских самолётах ( 19 в воздухе и 7 на земле ). Однако, как свидетельствует фрагмент выписки из подтверждений на уничтоженные самолёты противника Майором И. Ф. Поповым, ( подписанный 15 Августа 1944 года ), были у него и другие воздушные победы, одержанные уже после написания Представления к званию Героя, 31 Июля 1944 года. Общее же число лично сбитых самолётов И. Ф. Поповым в воздухе, по последним данным ЦАМО, составляет 23. Ещё две "предполагаемые победы", одержанные им на "Харрикейне" во время службы в 835-м авиаполку, официального подтверждения пока не получили. Правда, внимательное изучение фрагмента данной выписки позволяет выявить некоторое несоответствии её данных - 21 воздушная и 5 наземных побед, с цифрами указанными командиром дивизии: 19 воздушных и 7 наземных. Кроме того, в числе сожжёных на земле машин указано 2 FW-200, вместо трёх FW-190...
Документов подтверждающих 26 личных побед Ивана Феоктистовича Попова, одержанных именно в воздушных боях, к сожалению, пока нет. Возможно в это число вошли и групповые победы лётчика. Быть может кто - либо из любителей авиации имеет дополнительную информацию об этом лётчике и поможет прояснить историю его подвигов до конца. Самолёт Як-1 из состава 812-го ИАП, на котором осенью 1943 года совершал боевые вылеты штурман этого полка Капитан И. Ф. Попов. Представление к званию Героя Советского Союза, составленное 12 Мая 1944 года командиром 265-й ИАД Полковником Карякиным, было одобрено командиром 3-го ИАК Генерал - Лейтенантом авиации Е. Я. Савицким и отправлено в вышестоящие инстанции. Но... вместо золотой Звезды Героя, Иван Феоктистович был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, а чуть позднее - ещё одним орденом Красного Знамени. Подполковник И. Ф. Попов погиб 11 Декабря 1944 года. Вот как описывает это Дважды Герой Советского Союза Маршал авиации Евгений Яковлевич Савицкий: "...Командир 812-го истребительного авиаполка Майор С. П. Попов погиб во время тренировочных полётов, которые мы тогда называли слепыми. Позже они стали называться полётами в сложных метеорологических условиях. Нужда летать при любой погоде возникала довольно часто. Поэтому тренировкам на слепые полёты мы придавали большое значение и всегда стремились их проводить, когда к тому представлялась возможность. В тот пасмурный октябрьский день небо заволокло сплошной облачностью да вдобавок ещё нанесло тумана, и Майор Попов, выполняя очередной тренировочный слепой полёт, потерял ориентировку и не вернулся на аэродром. Это был отважный воздушный боец, на счету которого числилось около десятка сбитых вражеских самолётов, и способный, опытный командир. Полетел он на свой страх и риск, но не из лихости или удали, а ясно сознавая, что опыт слепых полётов в полку необходим и кто - то должен им овладеть, чтобы затем передавать другим лётчикам. Так что это тоже была если и не боевая, то крайне важная для будущих боевых действий работа". Хочется отметить множество несоответствий в тексте, взятом из книги Е. Я. Савицкого "Полвека с небом", и действительностью: Во - первых: "...Майор С. П. Попов", вместо Подполковник И. Ф. Попов. Во - вторых: "в тот... октябрьский день" - по другим источникам всё это произошло в Декабре. Наконец, в - третьих: "...около десятка сбитых самолётов" - на самом деле их было значительно больше ! Первоначально, И. Ф. Попов был похоронен в селе Леплёвка ( одиночная могила, в 30 км юго - восточнее города Бреста ), затем останки перезахоронили в братскую могилу посёлка Домачево ( Брестская область ). |
Наградной лист Майора И. Ф. Попова
Н а з а д