HSU

Маковский Спартак Иосифович

Маковский С.И.

Родился 27 Ноября 1920 года в городе Павлодар ( Казахстан ), в семье рабочего. Окончил 7 классов в городе Запорожье. Работал на заводе "Запорожсталь", учился в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

С Апреля 1943 года - на фронтах Великой Отечественной войны. 8 Мая 1943 года вблизи станицы Крымская Краснодарского края командир зена 43-го истребительного авиаполка Старший лейтенант С. И. Маковский таранным ударом на встречном курсе сбил истребитель врага.

К Январю 1944 года командир эскадрильи 43-го истребительного авиаполка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт ) Старший лейтенант С. И. Маковский совершил 92 боевых вылета, в 49 воздушных боях сбил лично 18 ( 1 тараном ) и в группе 1 самолёт противника. 13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1958 года Подполковник С. И. Маковский - в запасе. Жил в Свердловске. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Умер 27 Марта 2000 года.

*   *   *

"Как мы всё - таки плохо знаем своих героев !   Тот же Спартак Маковский 215 боевых вылетов сделал, провёл 76 воздушных боёв, сбил 30 вражеских самолётов лично и 7 в группе. А что о нём написано ?  Часто ли вспоминается его имя ?"

Такими вот строчками начинается рассказ о лётчике - истребителе С. И. Маковском в одной из книг, изданных ещё в 60-х годах уже прошлого, то есть 20-го, века. Ну что же, попробуем восполнить этот пробел в истории отечественной авиации и рассказать всё, что нам известно об этом человеке...

...700, 500, 300 метров... С бешеной скоростью пожирали оставшееся между ними расстояние немецкий "Мессер" и советский "Як". Что испытывает лётчик в эти последние мгновения, какие мысли проносятся в мозгу перед лобовым тараном ?   Не будем гадать и строить предположения. Предоставим слово оставшемуся в живых пилоту того самого "Яка" Лейтенанту Спартаку Маковскому:

"Думал ли я в тот момент о своей жизни, понимал ли, что столкновение может быть гибельным ?  Нет, не думал. Я знал, что внизу бъются мои друзья, что им тяжело, и если враг прорвётся туда, им станет ещё тяжелее. Значит, надо уничтожить его любым способом. И если я вообще о чём - нибудь думал в эти секунды, когда дистанция между нами сокращалась, то только об одном: не дать врагу подойти к месту воздушного боя".

300... 200... Когда между ними оставалось метров 150, немец нажал и уже не отпускал гашетку, исходя пушечно - пулемётным огнём. "Психуешь, - с мимолетним чувством удовлетворения и превосходства отметил Спартак, - потому и стреляешь без остановки". Через какую - то долю секунды гримаса исказила лицо врага, и он резко отвернул влево. Лейтенант уловил этот маневр, как боксёр на ринге угадывает намерения противника. Он успел слегка повернуть истребитель влево и ударил "Мессер" плоскостью.

Вражеская машина начала разваливаться на лету, но и перевернувшийся от столкновения "Як" свалился в штопор. Первая попытка спасти самолёт окончилась ничем. Выбрасываться с парашютом тоже было нельзя: бой разыгрался в районе станицы Крымская, где ещё хозяйничали оккупанты.

После нескольких попыток всё же удалось вытащить машину в горизонтальный полёт. Растерзана она была до неузнаваемости: в плоскостях зияли рваные дыры от пулемётных очередей, половина правого крыла отсутствовала. И тут Лейтенант увидел приближавшийся вражеский истребитель. Под угрозой потери управления и нового штопора Спартак был лишён любой возможности маневрировать и представлял собой идеальную мишень для упражнения в стрельбе. Подумалось почти обречённо: "Сейчас меня будут добивать..."

Но сработала заповедь фронтового братства. Его напарник Каширин, неотступно следовавший за командиром, был начеку. Ведовый вырвался на перехват и пробил очередью мотор Ме-109. Дорога на родной аэродром была свободна.

На своих полутора крыльях Спартак кое - как дотянул до посадочной полосы. Толчок, ещё толчок - вот и дома...

Як-7Б 3-го ИАК

Як-7Б из состава 3-го истребительного авиакорпуса, 1943 год.

...Совсем не случайно мальчишка, родившийся в 1920 году в захолустном городе Павлодаре, что в Казахстане, был наречён Спартаком, по имени вождя восставших рабов. Так решил отец, Иосиф Иванович Маковский, человек незаурядной и героической судьбы. Он храбро сражался в рядах Красной Гвардии, был комиссаром отряда особого назначения, партизанил, боролся с контрреволюцией в Сибири и Казахстане.

В семейном архиве Маковских хранится документ, необычный даже по названию: "История болезни, причинённой белым террором".

В Августе 1918 года Иосиф Иванович являлся начальником штаба рабоче - крестьянского повстанческого движения, захлестнувшего Павлодарский и Славгородский уезды. Белогвардейские каратели жестоко подавили восстание, а Маковский после двухмесячного преследования был схвачен и брошен в уездную тюрьму 7 Ноября 1918 года - в день первой годовщины Октябрьской революции. В тюрьме он пробыл 13 месяцев. Вынужденные отступить, колчаковцы 27 Ноября 1919 года зверски расправились с 35 заключёнными. Среди них был исколотый штыками начальник штаба повстанцев.

Дальнейшее настолько невероятно, что лучше будет дословно процитировать упомянутый документ:

"Тов. Маковский пролежал в трупах до прихода советских войск. 29 Ноября 1919 года был извлечён из трупов солдатами 26-й советской дивизии 5-й армии и перевезён из тюрьмы в павлодарскую уездную больницу со следующими штыковыми ронениями: пять ран в грудь, из которых 4 с поражением лёгких ( выход воздуха ), одна в живот, 6 в спину и бока, не считая ранений в ноги и руки. Приведён был в сознание... Температура повысилась до 39 градусов. Пролежал в больнице до 28 Декабря 1919 года. Благодаря здоровой натуре, выздоровел..."

Год спустя, в Декабре 1920 года, Иосиф Иванович уже делегат VII Всеросийского съезда Советов, где был принят знаменитый план электрофикации России - ГОЭЛРО.

Можно сказать, что Маковскому - младшему досталось от отца богатейшее наследство - вся его огромная страна, которую предстояло благоустраивать и защищать от всяческих посягательств. Пример отца и собственное гордое имя никак не позволяли Спартаку плестись в хвосте. Он отлично учился в школе, особенно налегая на любимые предметы - физику и математику. Потом выбрал самую престижную для своего времени профессию лётчика, успешно занимался в Свердловском аэроклубе и на "отлично" закончил школу военных лётчиков. После чего был зачислен в 43-й истребительный авиаполк 278-й авиадивизии.

Маковский попал на фронт лишь в Апреле 1943 года. Сама судьба закалила этого мужественного человека, сразу бросив его в огонь самого жестокого воздушного сражения - в битву на Кубани. За 2 года своей фронтовой жизни он совершил, как минимум, 3 высочайших подвига, каждый из которых достоин высшей награды.

Перед войной отец вручил ему как напутствие автобиографию с короткой припиской: "Дорогой сын мой, Спартак !  Даю тебе свою краткую биографию, которая будет тебе заветом на всю жизнь для преданности своей Родине".

Напутствие отца Спартак достойно пронёс через всю войну и намного преумножил славу семьи Маковских. За свои боевые подвиги удостоен звания Героя Советского Союза, награждён многими орденами и медалями...

Но сильно ошибается тот, кто полагает, что жизнь героев проходит безоблачно и ликующе, под бравурные марши духовых оркестров. Вот и для Спартака радость Победы была омрачена личным горем. В Сентябре 1945 года он получил краткосрочный отпуск и приехал на родину отца, в город Запорожье. Туда же вот - вот должен был вернуться Иосиф Иванович, который по поручению обкома партии находился в районах области и помогал в проведении уборки. Но сыну не довелось обнять отца - его злодейски убили бандиты, бывшие пособники оккупантов...

Помимо наград, сын принёс с войны ранение и пошатнувшееся здоровье. Уволившись в запас, Подполковник С. И. Маковский поселился в Свердловске и возглавил тот самый аэроклуб, который дал ему когда - то путёвку в небо. Среди свердловчан, особенно среди школьников и молодёжи, он прослыл горячим, искренним пропарандистом боевых традиций нашей авиации. О смертельных схватках и подвигах он рассказывал не понаслышке.

С. И. Маковский у своей машины
С. И. Маковский у своего истребителя.

...В Январе 1944 года страна услышала в сводке Совинформбюро это гордое имя - Спартак.

Полк, в котором воевал Старший лейтенант Маковский, летал на штурмовку вражеских аэродромов на правом берегу Днепра, в районе между Николаевым и Каховкой. Результаты налёта радовали: в воздухе сбили 4 немецких самолёта, 3 машины сожгли и много повредили на земле. Только, вот, сильно досаждал зенитный огонь.

- Когда я посмотрел на часы, время было возвращаться, - рассказывал Маковский молодёжи. - Подаю команду своему ведомому Виктору Кузнецову: "Уходи от огня. Береги боеприпасы, на обратной дороге штурманём переправу". И тут же заметил, что машина Кузнецова теряет высоту, а за ней тянется голубоватая полоса. На дым не похоже. Запросил напарника, но тот не ответил. Может быть, рация вышла из строя ?  На всякий случай посоветовал ему садиться в плавни, где должны быть наши партизаны.

Догнав снижающегося товарища, Маковский понял, что за "хвост" тянулся за машиной: в воздухе разбрызгивалось горючее из пробитого бака. Между тем истребитель Кузнецова уже прыгал по неровному полю. Сел он между двух дорог, по которым двигались немецкие колонны. И противник сразу же бросился с двух сторон к нашему самолёту.

"Сам погибай, а товарища выручай !" - словно приказал Спартаку властный внутренний голос. Он сделал круг на малой высоте, ударил по бегущим немцам из пулемётов и заставил их залечь. Сам же стремительно и точно приземлился рядом с Кузнецовым. Крикнул:

- Садись быстрее !  Левую ногу - в кабину, голову - под казырёк. Да крепче держись руками за поручни прицела. Быстрее, Витя, иду на взлёт !

Пока немцы подоспели к месту вынужденной посадки, истребитель уже уносил двоих пилотов на свой аэродром. Самолёт ещё не успел подрулить к стоянке, как был окружён чуть ли не всем личным составом полка. Боевых друзей вынесли из кабины на руках. Виктора, получившего ушиб ноги, отправили в санчасть, а Спартака бросились обнимать и долго качали.

Оказавшийся в тот день и час на аэродроме командир авиакорпуса Генерал - Майор авиации Е. Я. Савицкий приказал построить полк. Вызвав Маковского перед строем и крепко обняв, Евгений Яковлевич сказал:

- Ваш подвиг не забудется. Преклоняюсь перед вашей храбростью и представляю вас к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза.

Президиум Верховного Совета СССР утвердил 13 Апреля 1944 года представление фронтового командования. Сам же Е. Я. Савицкий, уже будучи Маршалом авиации и Дважды Героем Советского Союза, часто вспоминал добрым словом о Спартаке Маковском:

"Это был талантливый лётчик. И не просто лётчик, а командир, организатор боя. Ему поручались наиболее ответственные и сложные задания. Нередко бывало, что я возглавлял общую авиагруппу, а он вёл одну из подгрупп. Неоднократно бывал моим ведомым. Три или четыре вражеских самолёта я сбил именно тогда, когда вылетал в паре с Маковским".

В заключении нашего рассказа хочется вернуться к его началу и отметить, что цифры, приведённые в той самой книге, не совсем соответствуют действительности. По имеющимся на сегодняшний день сведениям за годы войны Спартак Маковский совершил 218 успешных боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, сбил лично 23 вражеских самолёта и 2 - в группе с товарищами, ещё 5 неприятельских самолётов уничтожил на земле штурмовыми ударами. Свои последние победы лётчик одержал 29 Апреля 1945 года, сбив над Берлином 2 самолёта FW-190. Такая вот арифметика...

После войны он окончил Высшие лётно - тактические курсы офицерского состава. Летал на современных типах боевых самолетов до самой демобилизации в звании Подполковника в 1958 году. Жил и работал в Екатеринбурге.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д