Глазов Николай Елизарович |
Родился в 1919 году в посёлке Шилка, ныне город Читинской области, в семье железнодорожника. Окончил среднюю школу, учился в аэроклубе. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году с отличием окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А. К. Серова. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. Воевал под Москвой, защищал Ленинград, участвовал в боях за Сталинград и в Крыму. К Марту 1943 года заместитель командира эскадрильи 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт ) Гвардии Лейтенант Н. Е. Глазов совершил 475 боевых вылетов, в 62 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 5 самолётов противника. 1 Мая 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 30 Июля 1943 года погиб при таране вражеского самолёта. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Похоронен в посёлке Штеровка Краснолучского горсовета Ворошиловградской ( Луганской ) области. Навечно зачислен в списки личного состава 31-го Гвардейского истребительного авиационного полка. В Шилке его именем названа улица, установлены памятник - барельеф и мемориальная доска на здании школы № 52. * * *Сестра Николая Глазова, Антонина Елизаровна, вспоминая о брате, рассказывала: "Коля родился в Декабре 1919 года. Наш отец был машинистом паровоза, мама умерла рано... Мне тогда было полтора года, а Коле - четыре. Он был моим другом и нянькой, баловал и строго спрашивал, если я в чём - либо была опрометчива. Мы любили и поддерживали друг друга... Учился он хорошо, был общителен, помогал отстающим, много занимался спортом, запоем читал..." Николай с детства гордился профессией отца, мечтал, когда вырастет, водить поезда, но в жизни получилось иначе - он попал в авиацию. Окончив в 1940 году Батайскую военную авиационную школу пилотов, Младший лейтенант Глазов служил в истребительном авиационном полку, стоявшем на одном из подмосковных аэродромов. С началом Великой Отечественной войны командир звена 11-го истребительного авиационного полка ( 6-й истребительный авиационный корпус, Московская зона ПВО ) Николай Глазов водил лётчиков на прикрытие своих наземных частей, штурмовку войск противника, отражал налёты вражеской авиации. В боях под Москвой он быстро становится одним из опытнейших лётчиков - истребителей. Однажды его звено вступило в бой с 10 Ju-88 и 4 Me-109. За 30 минут боя противник потерял 4 самолёта, из них 2 - на счету Глазова. Наши лётчики вернулись домой без потерь. В книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на странице 136 есть следующее сообщение: "5 Августа 1942 года лётчик 11-го ИАП Младший лейтенант Н. Глазов со своим ведомым вылетел на перехват самолёта - разведчика Ju-88 на дальних подступах к Ленинграду и после нескольких атак сбил "Юнкерс". Всего в небе Подмосковья он провёл 40 воздушных боёв, сбил 8 самолётов противника. В Августе 1942 года в составе полка был направлен под Сталинград. В Ноябре 1942 года Глазова перевели в 273-й истребительный авиационный полк ( 268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт ), где летал на Як-1 и участововал в Сталинградской битве. Николай был подлинным мастером воздушного боя, вражеские самолёты сбивал обычно с первой атаки. Много летал на свободную "охоту" и воздушную разведку. Его данные о войсках противника всегда отличались исключительной полнотой и точностью. Мастерство и мужество проявили в Сталинградском небе лётчики 273-го ИАП. Так, 15 Сентября девятка "Яков", ведомая заместителем командира эскадрильи Лейтенантом Н. Е. Глазовым, встретила на подходе к Сталинграду 18 бомбардировщиков противника типа Ju-88 и 12 истребителей прикрытия Me-109. Разделившись на две группы, девятка Глазова двумя парами "Яков" отвлекла на себя вражеских истребителей, а пятёркой атаковала бомбардировщики и в 15-минутном воздушном бою сбила 6"Юнкерсов", не понеся потерь. При этом сам Глазов лично сбил бомбардировщик Ju-88. За этот бой 23 Октября 1942 года он был награждён орденом Ленина. 1 Ноября в паре со своим ведомым прикрывал группу из 8 штурмовиков Ил-2. В завязавшемся воздушном бою сбил 2 истребителя Ме-109. Привёл всю группу без потерь на свой аэродром. В конце Ноября полк стал 31-м Гвардейским и был переведён на Южный фронт. И там, получив большой опыт в боях под Сталинградом, авиаторы смело вступали в воздушные схватки с численно превосходящим противником и выходили из этих боёв победителями. Таких примеров становилось всё больше... 27 Января 1943 года четвёрка Як-1 31-го Гвардейского истребительного полка, прикрывая свои войска, встретила семёрку бомбардировщиков Ju-88 и две пары истребителей сопровождения Ме-109. Первую атаку наше звено произвело внезапно со стороны солнца, затем парами атаковало бросившиеся врассыпную "Юнкерсы". В этом бою Гвардии Капитан А. М. Решетов и Гвардии Лейтенант Н. Е. Глазов сбили по одному бомбардировщику, которые упали и сгорели в районе станицы Мечетинская. К Марту 1943 года Николай Глазов выполнил 475 успешных боевых вылетов и сбил 18 неприятельских самолётов. 1 Мая 1943 года ему присвоили звание Героя Советского Союза. Впоследствии он участвовал в боях в районе Азовского моря. Вечером 30 Июля 1943 года командир эскадрильи Гвардии Старший лейтенант Н. Е. Глазов возвращался с боевого задания в районе города Красный Луч. С земли по радио передали, что над передним краем появился вражеский корректировщик - разведчик FW-189. Нужно сказать, что самолёт FW-189, являясь при своей высокой маневренности ( обеспеченной малой нагрузкой на крыло ) довольно трудной мишенью, обладал и довольно высокой живучестью - выдерживал большое число попаданий пуль и осколков снарядов. Немецкий разведчик - корректировщик FW-189 - ( "рама" ) Для советских лётчиков "рама", даже в 1943 году, оставалась нелёгким, но почётным трофеем. Многие истребители согласятся с мнением Генерала Б. Н. Еремина: "Чтобы завалить этот самолёт наверняка, надо было вести огонь по кабине. Но при удивительной маневренности "рамы" сделать это было не просто..." Обнаружив "раму", Глазов пошёл на сбижение. Поймав её в прицел, он нажал на гашетку, но очереди не последовало - патроны были израсходованы в бою. Тогда Николай решил пойти на таран. Он хотел нанести удар винтом, но в сумерках не рассчитал и врезался в один из фюзеляжей "Фокке - Вульфа". Вражеский самолёт развалился на части, но и Як-1 загорелся и упал на землю вместе с лётчиком... Всего за два года боевых действий Николай Елизарович Глазов произвёл 537 боевых вылетов ( из них более 100 - на разведку ), участвуя в 80 воздушных боях сбил 21 вражеский самолёт лично и ещё 7 - в группе с товарищами ( другие источники указывают на 17 личных побед ). Приказом министра обороны от 13 Февраля 1945 года навечно зачислен в списки 31-го гвардейского Никопольского истребительного авиаполка. На месте гибели Героя установлен обелиск. В Шилке его именем названа улица, установлены памятник - барельеф и мемориальная доска на здании школы № 52. В Москве в Центральном музее Вооружённых Сил установлена мемориальная плита. |
Н а з а д