Владимир Абрамов родился 14 Июня 1921 года в городе Kузнецке,
ныне Пензенской области в семье служащего. Когда ему исполнилось 3 года, он
потерял своих родителей. Несколько лет мальчик был беспризорным, пока его не
приютил В. Кудряшов, председатель ВЧК города Кузнецка.
Получив неполное среднее образование, Владимир окончил Бакинский
аэроклуб. До призыва на действительную службу работал кладовщиком автобазы
бакинского метростроя. С 1938 года на службе в ВМФ. В 1940 году окончив Ейскую
военную авиационную школу морских лётчиков, получил назначение в 71-й истребительный
авиаполк ВВС Краснознаменного Балтийского Флота.
С началом Великой Отечественной войны на фронте, сражался в составе
3-й эскадрильи. В течение первого года войны он много летал на биплане И-15бис с
бортовым номером "42". Свою первую победу одержал на 2-й неделе войны, сбив бомбардировщик
Ju-88. В Июле - участвовал в уничтожении довольно редкого тяжёлого четырёхмоторного
самолёта FW-200. После того, как Абрамов атаковал немецкий самолёт и повредил его,
FW-200 попытался уйти на запад, однако вскоре был перехвачен и добит парой лучших
балтийских асов начала войны - А. Антоненко и П. Бринько, летавшими на истребителях
И-16.
Тяжёлый четырёхмоторный самолёт Fokke - Wulf FW-200 "Кондор".
Интересно то, что этот "Кондор" не был записан на боевые счета
ни Антоненко с Бринько, ни Владимира Абрамова ( посчитавших за честь отдать
первенство в одержании победы неизвестному коллеге ).
18 Августа 1941 года в упорном воздушном бою на своей "Чайке"
Владимир Абрамов сбил двухмоторный, 8-точечный многоцелевой самолёт Ме-110 и
повредил другую вражескую машину. Эта схватка походила на поединок кочевника,
вооружённого луком, с закованным в броню крестоносцем: стрелы отскакивали от
панциря так же, как пули ШКАСов "Чайки" от 10-миллиметровой брони "Сто десятого".
Однако не зря говорилось в боевых наставлениях того времени:
"Исход боя решается не столько качествами самолёта, сколько умением их использовать".
Прицельные очереди сзади - снизу, по моторам, с крутым, доступным лишь на биплане,
боевым разворотом, чтобы не проскочить вперед под огонь шести стволов Ме-110,
сделали свое дело. Самолет Абрамова в этом бою также получил тяжёлые повреждения.
Пилоту стоило немалой отваги и искусства посадить изуродованную, почти не
слушавшуюся рулей машину на свой аэродром.
Биплан И-15бис В. Ф. Абрамова, 1942 год |
Осенью 1941 года В. Ф. Абрамов был назначен командиром звена.
10 Сентября 1941 года будущий ас одержал ещё 2 победы. В Апрельских боях 1942
года он был дважды ранен. Второе ранение, в голову, оказалось тяжелым: спасла
немедленная медицинская помощь, оказанная ему полковым врачом прямо у самолёта.
"С 22 Июня 1941 года по 22 Апреля 1942 года совершил 308 боевых
вылетов, провёл 70 штурмовок и 87 разведок. В воздушных боях сбил 9 самолётов
противника: 2 - индивидуально, 7 - в групповых боях", - указывалось в характеристике
В. Ф. Абрамова при приёме в партию в Мае 1942 года. К осени 1942 года он был
назначен уже командиром эскадрильи 71-го истребительного авиаполка.
31 Мая 1943 года 71-й авиаполк был преобразован в 10-й Гвардейский.
Вскоре он был отозван в тыл на переформирование и до 1944 года переучивался на самолёты
Ла-5. 19 Марта 1944 года В. Ф. Абрамов одержал первую победу на новом истребителе,
когда повёл 5 машин своего полка против 27 самолётов противника. В этом бою он лично
сбил один вражеский самолёт.
К 19 Мая 1944 года Владимир Абрамов совершил 559 боевых вылетов,
провёл 57 воздушных боёв, сбил 20 самолётов противника - 5 лично и 15 в группе.
22 Июля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, он был
удостоен Золотой Звезды Героя Советского Союза.
Свой последний боевой вылет Гвардии Капитан В. Ф. Абрамов
провёл в тех же местах, где принял когда - то боевое крещение. Это закономерно
для авиации Балтийского флота, не совершавшей в годы войны тех гигантских
географических перемещений, которые выпали на долю других соединений.
Владимир Абрамов закончил войну с 29 воздушными победами,
одержанными им лично и в группе с товарищами. За это время он провёл 67 воздушных
боёв. Один самолёт был им поврежден ( ещё одна групповая победа, как уже писалось
выше, не была официально засчитана ). Среди сбитых им самолётов, наряду с основными
боевыми машинами противника: Hе-111, Ju-88, Ме-110, Ме-109, FW-190, FW-200 есть
и "раритет" - Hе-177, - плохо идентифицировавшийся двухмоторный торпедоносец.
В течение войны Владимир Абрамов совершил около 600 боевых вылетов
на истребителях И-15бис, И-16, Як-7Б и Ла-5. Награждён орденами Ленина, Красного
Знамени ( четырежды ), Отечественной Войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды
( дважды ), медалью "За боевые заслуги".
После войны Владимир Фёдорович продолжал службу в течение 30 лет
и был одним из немногих морских лётчиков, летавших на реактивных самолётах в его
возрасте. Служил инспектором по технике пилотирования, а позднее - начальником
лётной инспекции Северного флота.
В 1947 году окончил Высшие офицерские курсы авиации ВМФ, а в
1959 году - Высшие академические курсы при Военной академию Генерального штаба.
Занимал должность заместителя начальника Главного штаба войск ПВО. С 1974 года
Генерал - Майор авиации В. Ф. Абрамов - в запасе. Жил в поселке Заря Балашихинского
района Московской области, вёл большую военно - патриотическую работу среди молодёжи
и школьников. Умер 23 Мая 1983 года.
|