Пивоваров Михаил Евдокимович |
Михаил Пивоваров родился 22 Января 1919 года в селе Нижний Егорлык, ныне Сальского района Ростовской области, в семье крестьянина. Окончил 10 классов средней школы. В 1937 году был призван в ряды Красной Армии. Окончил Чкаловское зенитно - артиллерийское училище в 1939 году, Краснодарское авиационное училище в 1941 году, Ульяновскую высшую школу пилотов в 1942 году и курсы командиров звеньев в 1943 году. Служил на Дальнем Востоке. С лета 1943 года Пивоваров сражался на "Яках" в составе блестящего 402-го ИАП ( 265-я ИАД, 3-й ИАК). Боевой счет молодой лётчик открыл довольно быстро, одержав первую победу в Сентябре под Мелитополем. За первым сбитым последовал второй, третий... Весной 1944 года он участвовал в боях за Крым, за Севастополь. Бывали дни когда Михаил записывал на свой счёт сразу несколько побед. Так, 7 Апреля 1944 года командир звена 402-го истребительного авиаполка Лейтенант М. Е. Пивоваров в одном бою сбил 2 истребителя Ме-109. В конце Июня полк был переброшен на 3-й Белорусский фронт, где его лётчики обеспечивали прикрытие и поддержку с воздуха частей 5-й армии и 3-го Гвардейского механизированною корпуса. Владея исключительно высокой техникой пилотирования, Пивоваров в бою был дерзок, находчив, инициативен. Как воздушного бойца и наблюдателя его высоко ценил командир корпуса Е. Я. Савицкий, который неоднократно приглашал лётчика в разведывательные полёты. В одной из таких разведок они вынуждены были принять бой с 12 истребителями FW-190. Завязав схватку на предельно малой высоте, они сумели сбить по "Фоккеру". Сам Евгений Яковлевич Савицкий вспоминал об этом бое так: "И Июле 1944 года танковые соединения 3-го Белорусского фронта , быстро продвигавшиеся в глубь трещавшей по швам вражеской обороны, овладели важнейшими узлами дорог Вилейка и Красное, отрезав противнику путь отступления на Вильнюс. Начинался второй этап Белорусской операции. Основной задачей нашего корпуса по - прежнему оставалось прикрытие частей 5-й армии и 3-го Гвардейского механизированного корпуса. Требовались взлётно - посадочные площадки ближе к районам боевых действий танкистов. И мы повсюду настойчиво искали их, включая и территории, ещё не полностью освобождённые от противника. В одном из таких разведывательных вылетов наша с Лейтенантом Пивоваровым пара напоролась на группу из 12 самолётов FW-190. Немцы свалились на нас столь внезапно, что уклониться от боя было уже нельзя. Пришлось вступить в неравную схватку. Бой завязался на малой высоте, когда мы с Пивоваровым кружили почти над самой землёй, стараясь отыскать пригодную для посадки истребителей площадку. Обнаружившие нас немецкие лётчики стремительно спикировали на пару "Яков", посчитав её лёгкой добычей. Однако они быстро разобрались в том, что ошиблись. Истребители Як-7Б, на которых мы в тот раз вели разведку, гораздо легче и маневреннее, чем FW-190. Именно это нас и выручило. И хотя машина Пивоварова получила 18 пробоин, а я привёз на аэродром 2 здоровенные дыры в крыле и перебитые снарядами лонжероны, всё же расправиться с нами немцам не удалось. Больше того, им самим крепко попало. Воспользовавшись преимуществом в маневрировании, я срезал одного "Фоккера", лётчик которого, выпрыгнув с парашютом, попал в плен к танкистам. А прикрывавший мою атаку Лейтенант Пивоваров умудрился на выходе из неё всадить очередь в другой немецкий истребитель, который, густо задымив, вышел из боя и ушёл на запад. В общем, мы выкрутились..." В Сентябре 1944 года полк был перевооружен на Як-3, а Старший лейтенант Пивоваров назначен комэском. Он принимал участие в освобождении Польши, в Восточно - Померанской и Берлинской операциях. Истребитель Як-3 из состава 3-го истребительного авиакорпуса. К Февралю 1945 года командир эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт ), Старший лейтенант М. Е. Пивоваров совершил 269 боевых вылетов, в 69 воздушных боях лично сбил 21 вражеский самолёт. Свои последние победы Пивоваров одержал весной 1945 года. Так с 5 по 8 Марта состоялось 74 воздушных боя, в которых противник недосчитался 84 самолётов. В боях отличились лётчики 234-й и 265-й истребительных авиадивизий. Старший лейтенант М. Е. Пивоваров сбил два вражеских самолёта. 18 Апреля лётчики 16-й Воздушной армии в ожесточенной борьбе с немецкой авиацией провели 162 воздушных боя и уничтожили 151 вражеский самолёт. Это был один из наиболее тяжёлых боевых дней. Основная роль в этих боях принадлежала истребителям 3-го ИАК. Они за день выполнили 833 вылета и в 84 воздушных боях сбили 76 самолётов противника. Итоги дня для корпуса являлись рекордными за весь период его участия в Великой Отечественной войне. На одного лётчика в день в среднем пришлось 3,7 боевых вылета. Это означало, что многим из них пришлось вылетать на боевое задание 4 - 5 и более раз и почти в каждом вылете вести воздушные бои с противником. В этот день Старший лейтенант М. Е. Пивоваров сбил ещё 2 вражеские машины. К концу войны на счету Михаила Пивоварова числилось около 300 успешных боевых вылетов, 80 воздушных боёв, 37 сбитых самолётов противника - 26 лично и 11 в группе с товарищами. После окончания войны Михаил Евдокимович продолжил службу в ВВС. За мужество и отвагу, проявленные с врагами в годы войны, 15 Мая 1946 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. После тяжёлой аварии в 1947 году Капитан М. Е. Пивоваров ушёл в запас. Жил и работал в Москве. За период службы награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Красной Звезды, медалями. Умер 15 Мая 1949 года. Мемориальная доска установлена на родине Героя, его имя носит улица в городе Сальске. |
Н а з а д