HSU

Меркулов Владимир Иванович

В.И.Меркулов

Владимир Меркулов родился 28 Декабря 1922 года в деревне Погорелово, ныне Орловского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов. С 1940 года в Красной Армии, год спустя окончил Армавирскую военную авиационную школу лётчиков.

С Апреля 1943 года в действующей армии. Сражался в составе 15-го отдельного разведывательного авиаполка, затем продолжил службу в истребительной авиации. Сражался на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах.

К Апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт ) Старший лейтенант В. И. Меркулов совершил 195 боевых вылетов, в 82 воздушных боях сбил лично 19 и в групе 4 самолёта противника. 26 Октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1945 году окончил курсы командиров эскадрилий, в 1948 - Высшие курсы слепой и ночной подготовки, в 1957 - Военно - Воздушную академию. Заслуженный военный лётчик СССР. С 1979 года Генерал - Лейтенант авиации В. И. Меркулов - в запасе. Живёт в Киеве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени ( трижды ), Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

*   *   *

Владимир Меркулов - один из многих тысяч советских лётчиков - истребителей, на чьи плечи легла вся тяжесть Великой Отечественной войны. Попав на фронт лишь в Апреле 1943 года, он быстро постиг искуство воздушного боя. Боевое крещение принял в боях на Кубани. Он был замечен командиром 3-го истребительного авиационного корпуса Генералом Е. Я. Савицким, и тот неоднократно брал Лейтенанта Меркулова ведомым. Участвуя во многих воздушных схватках, уже к середине Сентября 1943 года, Владимир записал на свой счёт 15 сбитых самолётов противника.

Но главный свой подвиг Старший лейтенант В. И. Меркулов совершил 26 Сентября 1943 года. В тот день он вылетел на задание ведомым у Генерал - Майора авиации Е. Я. Савицкого. В завязавшемся воздушном бою, не имея другой возможности спасти командира от атаки вражеского истребителя, Владимир Меркулов прикрыл его машину своим "Яком"... Сам Евгений Яковлевич Савицкий вспоминает об этом случае так:

"...Не летать для меня означало что - то вроде личного несчастья, если не катастрофы. И даже приняв командование 3-м истребительным авиационным корпусом, я по - прежнему не упускал возможности принимать участие в боевых вылетах.

Как - то барражировали мы восьмёркой в районе Мелитополя. Ведомым у меня был заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного авиаполка Старший лейтенант В. И. Меркулов. Мы только что сменили дежурившую группу истребителей, прикрывавших с воздуха ведущие боевые действия войска, и небо казалось чистым. Внезапно с наземного пункта наведения сообщили, что в нашу сторону движется большая группа бомбардировщиков Не-111 в сопровождении истребителей Ме-109.

"Хейнкели" шли плотным строем на излюбленной своей высоте - примерно 2500 метров. У нас высота была 4000 метров, а заодно и возможность набрать на снижении необходмую для эффективной атаки скорость. Вражеские истребители тоже находились выше своих бомбардировщиков. И когда наша восьмёрка устремилась в атаку, "Мессеры" попытались нас перехватить и связать боем. Но не успели. Выбрав мишенью головную машину я быстро сокращал разделявшее нас расстояние. Воздушные стрелки с "Хейнкелей", видя, что истребители прикрытия не поспевают, открыли сильный заградительный огонь - голубые трассы их пулемётов плели в воздухе губительную сеть. Подавив короткой предварительной очередью хвостового стрелка, я через несколько мгновений открыл по "Хейнкелю" огонь на поражение. Бомбардировщик густо задымил и стал падать.

Выходя из атаки, я обратил внимание, что воздушные стрелки огонь прекратили. Значит, "Мессеры" уже здесь, мелькнула у меня мысль. И в этот момент в наушниках шлемофона послышались мои позывные:

- "Дракон" !   "Дракон" !   Я... - И голос Володи Меркулова, моего ведомого, внезапно оборвался.

Я тогда так и не понял, что случилось. В бою головой крутишь непрерывно, но не из любопытства. Ведомого я не нашёл, зато увидел, как один из "Мессеров" заходит в хвост "Яку", и бросил свою машину на выручку. "Мессера", правда, мне срезать не удалось, но от "Яка" он отцепился... А Меркулова в небе нигде не было.

И только позже, по рассказам лётчиков и офицера с пункта наведения, мне стала ясна картина того, что произошло в воздухе и о чём хотел предупредить меня мой ведомый. В момент выхода из атаки на меня спикировал сверху Ме-109. И Меркулов, понимая, что не успеет отсечь врага огнём, подставил под удар свою машину: очередь, предназначенная мне, пришлась по самолёту Меркулова.

Як-7Б В.И.Меркулова

Истребитель Як-7Б из состава 43-го ИАП, на котором летом - осенью 1943 года
летал заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант В. И. Меркулов.

Скажу сразу: Старший лейтенант В. И. Меркулов остался жив, успев выпрыгнуть из горящего "Яка" с парашютом. Впоследствии он стал Героем Советского Союза, Генерал - Лейтенантом авиации. Но здесь я хочу подчеркнуть другое - ту самоотверженность и взаимовыручку, которые постоянно проявляли в бою наши лётчики..."

Отличился Владимир Меркулов и в период воздушных боёв в Крыму.

...Войска 4-го Украинского фронта готовились к решительному удару по укрепившимся на Крымском полуострове немецким войскам. Наш авиация громила коммуникации и оборонительные сооружения врага на Перекопе. В этих операциях принимал участие и Владимир Меркулов, мастер точных штурмовых ударов и воздушных боёв. Как - то, возвращаясь с очередного задания, он встретил большую группу немецких бомбардировщиков, шедшую под прикрытием 4-х истребителей. Меркулов сделал резкий разворот и повёл свою машину в атаку. Лётчика поддержали два наших истребителя, случайно оказавшиеся неподалёку. В этом бою немцы потеряли две боевые машины и вынуждены были уйти, так и не выполнив своей задачи.

Памятный бой провёл он и 13 Апреля 1944 года, когда ему удалось сбить сразу 2 транспортных самолёта Ju-52, шедших под сильным прикрытием "Фокке - Вульфов".

К концу войны Капитан В. И. Меркулов совершил более 250 успешных боевых вылетов, провёл около 100 воздушных боёв, уничтожил 21 вражеский самолёт лично и 4 - в группе с товарищами ( в некоторых источниках встречаются и другие цифры ).

После окончания войны Владимир Иванович продолжал служить в ВВС. В 1945 голу окончил курсы командиров эскадрилий, в 1948 году - Высшие курсы слепой и ночной подготовки, в 1957 году - Военно - Воздушную академию. Летал до середины 70-х годов на нескольких десятках типов самолётов и вертолётов. В 1979 году ушёл в запас в звании Генерал - Майора.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д