Владимир Меркулов родился 28 Декабря 1922 года в деревне Погорелово,
ныне Орловского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил 8 классов.
С 1940 года в Красной Армии, год спустя окончил Армавирскую военную авиационную школу
лётчиков.
С Апреля 1943 года в действующей армии. Сражался в составе 15-го
отдельного разведывательного авиаполка, затем продолжил службу в истребительной
авиации. Сражался на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м
Белорусских фронтах.
К Апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного
авиационного полка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный
авиационный корпус, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт ) Старший лейтенант
В. И. Меркулов совершил 195 боевых вылетов, в 82 воздушных боях сбил лично 19 и
в групе 4 самолёта противника. 26 Октября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные
в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в ВВС. В 1945 году окончил курсы
командиров эскадрилий, в 1948 - Высшие курсы слепой и ночной подготовки, в 1957
- Военно - Воздушную академию. Заслуженный военный лётчик СССР. С 1979 года
Генерал - Лейтенант авиации В. И. Меркулов - в запасе. Живёт в Киеве. Награждён
орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени
( трижды ), Красной Звезды ( трижды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР"
3-й степени, медалями.
* * *
Владимир Меркулов - один из многих тысяч советских лётчиков - истребителей,
на чьи плечи легла вся тяжесть Великой Отечественной войны. Попав на фронт лишь
в Апреле 1943 года, он быстро постиг искуство воздушного боя. Боевое крещение
принял в боях на Кубани. Он был замечен командиром 3-го истребительного авиационного
корпуса Генералом Е. Я. Савицким, и тот неоднократно брал Лейтенанта Меркулова
ведомым. Участвуя во многих воздушных схватках, уже к середине Сентября 1943 года,
Владимир записал на свой счёт 15 сбитых самолётов противника.
Но главный свой подвиг Старший лейтенант В. И. Меркулов совершил
26 Сентября 1943 года. В тот день он вылетел на задание ведомым у Генерал - Майора
авиации Е. Я. Савицкого. В завязавшемся воздушном бою, не имея другой возможности
спасти командира от атаки вражеского истребителя, Владимир Меркулов прикрыл его
машину своим "Яком"... Сам Евгений Яковлевич Савицкий вспоминает об этом случае
так:
"...Не летать для меня означало что - то
вроде личного несчастья, если не катастрофы. И даже приняв командование 3-м истребительным
авиационным корпусом, я по - прежнему не упускал возможности принимать участие
в боевых вылетах.
Как - то барражировали мы восьмёркой в районе Мелитополя.
Ведомым у меня был заместитель командира эскадрильи 43-го истребительного
авиаполка Старший лейтенант В. И. Меркулов. Мы только что сменили дежурившую
группу истребителей, прикрывавших с воздуха ведущие боевые действия войска, и
небо казалось чистым. Внезапно с наземного пункта наведения сообщили, что в
нашу сторону движется большая группа бомбардировщиков Не-111 в сопровождении
истребителей Ме-109.
"Хейнкели" шли плотным строем на излюбленной своей высоте -
примерно 2500 метров. У нас высота была 4000 метров, а заодно и возможность
набрать на снижении необходмую для эффективной атаки скорость. Вражеские истребители
тоже находились выше своих бомбардировщиков. И когда наша восьмёрка устремилась в атаку,
"Мессеры" попытались нас перехватить и связать боем. Но не успели. Выбрав мишенью
головную машину я быстро сокращал разделявшее нас расстояние. Воздушные стрелки с
"Хейнкелей", видя, что истребители прикрытия не поспевают, открыли сильный заградительный
огонь - голубые трассы их пулемётов плели в воздухе губительную сеть. Подавив
короткой предварительной очередью хвостового стрелка, я через несколько мгновений
открыл по "Хейнкелю" огонь на поражение. Бомбардировщик густо задымил и стал
падать.
Выходя из атаки, я обратил внимание, что воздушные стрелки огонь
прекратили. Значит, "Мессеры" уже здесь, мелькнула у меня мысль. И в этот момент
в наушниках шлемофона послышались мои позывные:
- "Дракон" ! "Дракон" ! Я... - И голос Володи
Меркулова, моего ведомого, внезапно оборвался.
Я тогда так и не понял, что случилось. В бою головой крутишь
непрерывно, но не из любопытства. Ведомого я не нашёл, зато увидел, как один из
"Мессеров" заходит в хвост "Яку", и бросил свою машину на выручку. "Мессера",
правда, мне срезать не удалось, но от "Яка" он отцепился... А Меркулова в небе
нигде не было.
И только позже, по рассказам лётчиков и офицера с пункта наведения,
мне стала ясна картина того, что произошло в воздухе и о чём хотел предупредить
меня мой ведомый. В момент выхода из атаки на меня спикировал сверху Ме-109.
И Меркулов, понимая, что не успеет отсечь врага огнём, подставил под удар свою
машину: очередь, предназначенная мне, пришлась по самолёту Меркулова.
Истребитель Як-7Б из состава 43-го ИАП, на котором летом - осенью 1943 года летал заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант В. И. Меркулов.
Скажу сразу: Старший лейтенант В. И. Меркулов остался жив, успев
выпрыгнуть из горящего "Яка" с парашютом. Впоследствии он стал Героем Советского
Союза, Генерал - Лейтенантом авиации. Но здесь я хочу подчеркнуть другое - ту
самоотверженность и взаимовыручку, которые постоянно проявляли в бою наши лётчики..."
Отличился Владимир Меркулов и в период воздушных боёв в Крыму.
...Войска 4-го Украинского фронта готовились к решительному удару
по укрепившимся на Крымском полуострове немецким войскам. Наш авиация громила коммуникации
и оборонительные сооружения врага на Перекопе. В этих операциях принимал участие и
Владимир Меркулов, мастер точных штурмовых ударов и воздушных боёв. Как - то,
возвращаясь с очередного задания, он встретил большую группу немецких бомбардировщиков,
шедшую под прикрытием 4-х истребителей. Меркулов сделал резкий разворот и повёл
свою машину в атаку. Лётчика поддержали два наших истребителя, случайно оказавшиеся
неподалёку. В этом бою немцы потеряли две боевые машины и вынуждены были уйти,
так и не выполнив своей задачи.
Памятный бой провёл он и 13 Апреля 1944 года, когда ему удалось
сбить сразу 2 транспортных самолёта Ju-52, шедших под сильным прикрытием "Фокке -
Вульфов".
К концу войны Капитан В. И. Меркулов совершил более 250
успешных боевых вылетов, провёл около 100 воздушных боёв, уничтожил 21 вражеский
самолёт лично и 4 - в группе с товарищами ( в некоторых источниках встречаются и другие
цифры ).
После окончания войны Владимир Иванович продолжал служить в ВВС.
В 1945 голу окончил курсы командиров эскадрилий, в 1948 году - Высшие курсы
слепой и ночной подготовки, в 1957 году - Военно - Воздушную академию. Летал до
середины 70-х годов на нескольких десятках типов самолётов и вертолётов.
В 1979 году ушёл в запас в звании Генерал - Майора.
|