Сергей Долгушин начал войну на пушечном И-16 с номером "16" на
борту, который уже 23 Июня был сожжен во время штурмовки вражескими Ме-110 на
аэродроме Лида. С Июля 1941 года в отдельной эскадрильи и затем в 180-м полку
летал на МиГ-3, сменив три машины. Первую сбили в бою 26 Июля; взамен на аэродроме
в Ржеве был подобран бесхозный МиГ, мотор которого отказал на взлете 1 Сентября.
Самолет был разбит, а на сменившем его истребителе Долгушин воевал до сдачи матчасти
соседнему полку 17 Марта 1942 года. Несколько вылетов было сделано зимой 1941 -
1942 годов на ЛаГГ-3, также входивших в эскадрилью.
Истребитель МиГ-3. На таком летал С. Ф. Долгушин в 1941 году.
Июнь - Июль 1942 года под Харьковом летал на одном и том же
"Харрикейне" с 4 пушками ШВАК, переданном потом в 436-й авиаполк. Примечательно,
что во время переучивания в Иваново Долгушину, с разрешения заместителя командира
запасного авиаполка П. С. Акуленко, удалось сделать один полет на американском
истребителе Р-51 "Мустанг". Уже в 434-м полку в Люберцах он дважды поднимался в
воздух на немецком истребителе Ме-109.
Под Сталинградом Капитан Долгушин воевал на Як-7Б. В Январе 1943
года летчик вернулся в 32-й Гвардейский авиаполк с Як-9 ( номер "20" ), закрепленный
за ним еще в Инспекции ВВС. Самолет был приспособлен для пилотажа и максимально
облегчен. В частности, баки не протектированны, снят коллиматорный прицел,
вместо него - визир и мушка на капоте. В полку прицел установили вновь. В 30-м
ГвИАП в Июле - Августе 1943 года летчик освоил Р-39 "Аэрокобра", воевал на ней.
Став командиром 156-го авиаполка, Майор С. Ф. Долгушин с Октября
1943 года летал на Ла-5ФН с номером "32", полученном в Сейме. Эта машина была
разбита в Сентябре 1944 года, когда при взлете вдруг оторвалась лопасть винта.
Летчик, пилотировавший самолет, был тяжело ранен. Сам Долгушин в это время вместе
с полком получал в Горьком новые Ла-7. С Сентября 1944 года командир полка летал
на машине с номером "93" ( смотрите рисунок внизу ).
Ла-7 командира 156-го ИАП Подполковника С. Ф. Долгушина ( 215-я ИАД, 8-й ИАК, 4-я Воздушная Армия ), аэродром Клюцов, Апрель 1945 года.
По результатам стендовых испытаний выбрали
наиболее мощный двигатель ( разброс составлял до 50 л.с. ).
С самолета была снята вся первоначальная краска, его заново загрунтовали,
окрасили и отполировали. Фюзеляж, крылья и горизонтальное оперение сверху не
были камуфлированы, но имели ровный серо - голубой цвет ( краска АМТ-11), снизу
- голубой ( АМТ-17 ). Красный капот и кок винта были введены Генерал - Лейтенантом
А. С. Осипенко в Июле 1944 года перед Бобруйской операцией, как отличительный
признак авиакорпуса. Тогда же приняты и опознавательные обозначения полков. Для
156-го ИАП это были чередующиеся горизонтальные полосы на киле и руле поворота -
3 красных и 3 белых.
Красные звезды с бело - красной окантовкой на фюзеляже, киле и
нижней поверхности крыльев. Номер "93" - белый без окантовки. Золотая Звезда на
капоте выполнена желтым и красными цветами. Под кабиной - 17 красных и 11 белых
звездочек ( по числу его официальных личных и групповых побед на конец войны ).
Желтая буква "Э" на киле - от почетного наименования 156-го авиаполка Эльбингский.
Технические надписи на машине не восстанавливались, на правом
борту был только белый номер "93" ( cмотрите рисунок внизу ). Обручи, стягивающие
капот - неокрашенная сталь. Лист обшивки за выхлопными патрубками - обожженый
металл. Отличительные элементы авиакорпуса и полка были нанесены сразу же после
получения самолета, а индивидуальные - в начале 1945 года и сохранялись по
крайней мере до Мая.
На другом Ла-7, с номером "14" ( смотрите рисунок вверху ),
Долгушин сделал несколько вылетов в 1945 - 1946 годах, уже после окончания
войны. Этот самолет имел стандартный камуфляж - сверху темно - серый ( АМТ-12 )
и серо - голубой ( АМТ-11 ), снизу голубой. Капот, кок и киль дополнительно не
окрашивались. Номер "14" - белый. Звезды в бело - красной окантовке - на обычных
местах.
В Липецке Долгушин освоил Як-3, Як-9П, Ла-9, Як-15 и Як-17. В
Кубинке сделал 2 полета на Ла-15 и перешел на МиГ-15. В Калининской авиадивизии
летал на Ил-28. В дальнейшем через его руки прошли МиГ-17, Як-25, Як-27, Су-7.
Последними типами, на которых он летал до 70-х годов, были Як-28 и Миг-21.
|