HSU

Чубуков Фёдор Михайлович

Ф.М.Чубуков

Родился 21 Июня 1920 года в посёлке Бирюч Курской губернии, ныне Красногвардейского района Белгородской области, в семье крестьянина. В детстве переехал в город Воронеж, где окончил 10 классов школы № 12 и аэроклуб. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Командир эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) Гвардии Капитан Ф. М. Чубуков к Маю 1944 года совершил 296 боевых вылетов, в 52 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 5 самолётов противника. 19 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные вбоях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны совершил более 300 успешных боевых вылетов, участвуя в более чем 100 воздушных боях сбил 34 неприятельских самолёта лично и 5 - в группе с товарищами.

После окончания войны окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава, в 1952 году успешно окончил Военно - Воздушную академию. С 1962 года Гвардии Полковник Ф. М. Чубуков - в запасе. Жил в Риге. Преподавал в Институте инженеров Гражданской авиации. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

*   *   *

Cвоим боевым мастерством Фёдор Чубуков во многом обязан традициям 154-го ИАП ( 29-го Волховского ГвИАП ), где молодые лётчики опекались старшими и выпускались на боевое задание после серьёзной школы учебных боёв. Командир полка А. Матвеев, комэски П. Покрышев и П. Пилютов были не только выдающимися воздушными бойцами, но и талантливыми наставниками - педагогами. Вместе со своими учениками и соратниками они завоевали славу своего полка, выпестовали его "звездный" состав, стали самыми результативными на Ленинградском фронте, сбив в воздухе более 400 неприятельских самолётов.

Чубуков был мастером решительной, быстрой атаки, непрерывного давления на противника во время боя. Недаром на его счету 10 боёв, в каждом из которых он сбил по нескольку неприятельских самолётов. Первый такой бой он провёл 11 Июля 1942 года, когда на своем "Киттихауке" ему удалось сбить 2 истребителя Ме-109. В Сентябре 1942 года он заявил о себе уже как о сложившемся мастере воздушного боя: 3 Сентября сбил 2 бомбардировщика Ju-88, 14 Сентября уничтожил ещё один самолёт, а в бою 26 Сентября, когда немцам на свою голову удалось отсечь его "Кертис", он, сманеврировав и резко сбросив скорость, сбил сначала один и тут же, не дав опомниться, второй "Мессер" преследователей. После перевооружения 29-го ГвИАП на "Яки" он продолжил свою уверенную боевую поступь, вновь сбив пару Ju-88 над Волховом.

Як-7Б из 29-го ГвИАП

...Это было летом 1943 года. Лётчикам 29-го Гвардейского полка вручали медали "За оборону Ленинграда". На случай тревоги все построились рядом с самолётной стоянкой. Первым медаль получил Пётр Покрышев. Он прикрепил её пониже Золотой Звезды и вернулся в строй. Затем к командиру подошёл Андрей Чирков, сбивший первый вражеский самолёт на Ленинградском фронте. Чеканным шагом из строя вышел Александр Горбачевский. За ним - худощавый, казавшийся юношей, Фёдор Чубуков. Но только успел он принять из рук командира медаль и, вытянувшись, сказать "Служу Советскому Союзу !", как над аэродромом взвилась ракета...

Дежурному звену на вылет !

Чубуков сорвался с места и побежал к самолёту. Через несколько минут его лицо мелькнуло в кабине взлетающего истребителя. Шлем и напряжённо сосредоточенный взгляд сразу сделали Чубукова старше.

Было время, когда ему очень хотелось выглядеть взрослее. Моложавый вид и застенчивость Чубукова давали основание даже ровесникам обращаться с ним, как с младшим товарищем. А лётчики постарше называли его сынком. Они любили слушать, как Федя играет на бояне, но в бой старались не брать. Пусть, мол, ещё полетает в районе аэродрома, потренируется. Успеет повоевать. Поняв, в чём дело, Чубуков обиделся: "Чем без толку топтаться на аэродроме, лучше в пехоту пойду. Пользы больше будет..."

Его начали включать в группы сильных лётчиков, чтобы в случае чего было кому заступиться. Но однажды, вернувшись на аэродром, командир эскадрильи Пётр Покрышев кивнул в сторону вылезавшего из самолёта Чубукова: "Наш - то птенчик оказался с коготками. Царапнул "Мессера" и помог мне сбить его".

Покрышев, хорошо разбиравшийся в лётчиках, сделал Чубукова своим ведомым. И не разу не пожалел об этом. Чубуков не подвёл его. Раненый, с застрявшим в ноге осколком, он продолжал драться, не покидая боевых друзей. Чубуков повернул к аэродрому, только когда бой закончился.

Это было 15 Марта 1942 года. Через несколько дней лётчик послал из госпиталя в полк записку. Просил не беспокоиться, писал, что рана скоро заживёт. Вскоре он вернулся в полк, снова начал летать, пополняя свой боевой счёт новыми победами.

Однажды, случилось это в Августе 1942 года, Фёдор Чубуков оказался один перед 12-ю "Мессерами". Машина его была слишком маленькой целью для одновременной атаки всей вражеской группы. Они пикировали на него по очереди. Увёртываясь от атак, Чубуков изредка оглядывался: не летит ли кто из товарищей на помощь ?  Ему так хотелось увидеть своих !  Но товарищи были далеко. Они не могли бросить бомбардировщики, которые сопровождали.

Приходилось драться одному. Боеприпасов оставалось мало. Он уже сбил два Ме-109: первый - в самом начале боя, второй - когда немецкий истребитель после неудачной атаки оказался ниже его. Но и Чубуков едва справлялся со своим самолётом. Из пробитого мотора в кабину брызгало горячее масло. И, что ещё хуже, заклинило повреждённый пулями руль поворота.

Самолёт сорвался вниз. Ветер бил в стёкла фонаря, земля надвигалась с ужасающей быстротой. Но, как говорится, нет худа без добра. Внезапная потеря высоты спасла Чубукова. Он оторвался от преследователей. Огромным усилием выхватив из пике падающий самолёт, Фёдор уже не пытался набирать высоту. Едва не сшибая верхушки сосен, кое - как дотянул он до своего аэродрома.

Из кабины показался человек, которого никто не мог узнать. Чёрный, точно с головой окунувшийся в нефть, он с трудом выбрался на крыло машины и покачнулся. Техники успели подхватить лётчика. Это был Фёдор Чубуков...

Многие вспоминали об этом, когда командир вручал отважному лётчику медаль "За оборону Ленинграда". Жаль, поздравить парня так и не удалось. Помешала тревога...

Чубуков улетел во главе группы. В 1943 году, когда Пётр Покрышев, второй раз удостоенный звания Героя Советского Союза, принял полк, его бывший ведомый стал командиром эскадрильи. Одной личной храбрости теперь уже было мало. Теперь он был ведущим. Сам командовал эскадрильей, вёл её в бой, продолжая оставаться в то же время воздушным бойцом. Стремительность воздушного боя подчас не оставляет времени для команд. И тогда всё решает личный пример командира. Фёдору Чубукову пришлись по плечу и эти новые задачи. Ведь ему было у кого научиться точному удару по врагу, умелому маневру, взаимовыручке - он летал в паре с одним из лучших воздушных бойцов Ленинградского фронта Петром Покрышевым !

...В репродукторе на командном пункте сквозь треск и попискивание рации приглушённо звучала его скороговорка: "Справа ещё пара... Атакуем !.."

Когда лётчики вернулись, начальник штаба полка, расспросив о подробностях боя, принялся составлять донесение: "Попытка противника бомбить важную для снабжения Ленинграда перевалочную базу на мысе Осиновец сорвана. Бомбардировщики противника к цели не допущены. Один вражеский самолёт сбит группой наших истребителей".

Потом, взглянув на лётчиков, сказал: "Здорово всё - таки получилось. И медаль получили, и боевое задание выполнили. Поздравляю".

Только теперь Чубуков вспомнил о медали. Достав её из кармана и, положив на ладонь, принялся разглядывать.

- Хватит любоваться, - с шутливой строгостью сказал начальник штаба, - марш строиться, надо и остальным вручить медали...

Личный пример командира эскадрильи Капитана Чубукова не раз воодушевлял лётчиков. Но по привычке лётчики ещё долго называли Чубукова запросто - Федей. Когда же он в одном из боёв сбил сразу 4 немецких самолёта, Пётр Андреевич Пилютов, тот самый, что в Декабре 1941 года один дрался над Ладогой против 6-ти вражеских истребителей, сказал:

- Ну и ну !  Вот так Чубуков !  А мы с ним всё, как с маленьким: Феденька, Федя, а Федя съел медведя. И не одного !  Надо же, в одном бою четырёх порешил !  Скоро нам, старикам, придётся держать равнение на Федю...

После этого случая - а произошло это 28 Марта 1944 года, Фёдор Чубуков провёл ещё много успешных боёв. Стал настоящим асам. И шутка старого лётчика оказалась очень близкой к истине: Чубуков сбил на Ленинградском фронте 34 вражеских самолёта. И это только лично !  И ещё 5 - в групповых боях. Выходит, что он один уничтожил целый авиаполк.

Несколько позднее, в Сентябре 1944 года, газета "Правда" поместила статью, рассказывающую о боевых делах славных лётчиков 29-го Гвардейского Волховского истребительного авиационного полка. Были в ней и такие строчки:

"...На высоте 3500 метров лётчики встретили 4 вражеских самолёта типа FW-190. Это были немецкие асы. Наши Гвардейцы Чубуков и его ведомые навязали противнику вертикальный маневр. После многих обоюдных атак Чубукову удалось зайти в хвост одному "Фоккеру". Короткая очередь, и тот полетел к земле.

В эту минуту ведущий услышал голос с земли: "Курсом к нашему переднему краю летят 18 "Юнкерсов" в сопровождении 8 "Фокке - Вульфов". Чубуков вывел свою группу из боя и увидел на горизонте быстро растущие точки. Сражение развернулось над вражескими позициями. Гвардейцы разбили строй Ju-87. Противник вынужден был сбросить бомбы на свои же войска. Атаками сверху Гвардии Капитан Чубуков и Гвардии Младший лейтенант Логинов свалили пятый бомбардировщик противника.

Во время преследования остальных "Юнкерсов" на Гвардейцев набросились подоспевшие FW-190. Советский ас Фёдор Чубуков одержал в схватке с вражескими истребителями 4-ю в этом бою победу, доведя свой счёт до 20 сбитых вражеских самолётов".

В Cентябре 1944 года полк был передан из 13-й Воздушной армии в 7-ю Воздушную армию, действовавшую на Карельском фронте. Здесь комэск 29-го ГвИАП Гвардии Капитан Чубуков провёл свои последние воздушные бои, на Як-9 одержал последние победы.

Войну Фёдор Чубуков заканчивал летая на новом именном истребителе Як-9У. История этой машины такова. В театре имени Е. Вахтангова, как и во многих художественных коллективах, в годы войны была создана фронтовая бригада. Артисты приезжали на передний край к бойцам. Талантливый коллектив выступал перед защитниками Москвы и Сталинграда, перед участниками битвы за Берлин.

Передача самолётов Як-9У
Ф. М. Чубуков ( второй слева ) в
день передачи новых самолётов

В одной из поездок на фронт вахтанговцы познакомились с Гвардейцами 29-го авиаполка. Родилась мысль собрать средства на постройку самолётов и назвать их именем своего театра. Это патриотическое начинание поддержали все работники театра.

22 Февраля 1945 года 4 новеньких истребителя Як-9У с надписью на борту "Вахтанговец" представители театра торжественно передали на подмосковном аэродроме Гвардейцам - авиаторам.

Новые боевые машины получили Ф. Чубуков, О. Архиреев, Б. Логинов и П. Емельянов. Всем им были вручены и удостоверения Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова - лётчики стали почётными членами театрального коллектива. В ответ авиаторы обещали ещё крепче бить врага, чтобы приблизить светлый день Победы. Мастера сцены сфотографировались с друзьями - лётчиками на память.

Самолёты "Вахтанговец попали в надёжные руки. Так, Борис Логинов, например, прибыл на фронт лишь в 1943 году после окончания Качинской авиашколы. До конца войны он выполнил 172 боевых вылета, провёл 32 воздушных боя, сбил 10 самолётов противника лично и 2 в группе. Олег Архиреев уничтожил 12 вражеских самолётов лично... Свой боевой путь истребители закончили в небе Берлина.

Самолёт Як-9У

Один из Як-9У подаренных лётчикам 29-го ГвИАП, весна 1945 года.

После войны Ф. М. Чубуков продолжил службу в ВВС. Судьба бросала его по бескрайним просторам нашей страны: сегодня на востоке, завтра - уже на юге. Но где бы ни был Фёдор Михайлович Чубуков, он всегда помнил Ленинград. И по праздникам, когда положено надевать все награды, он вместе с Золотой Звездой и многими боевыми орденами обязательно прикреплял к мундиру бронзовую медаль на оливковой ленте - ту самую, которую вручили ему в Июне 1943 года на фронтовом аэродроме близ Ленинграда.

Уйдя в запас, Фёдор Михайлович поселился в Риге. Уже не летая, он не порвал связи с авиацией - работал в Рижском институте инженеров Гражданского Воздушного Флота.

Несколько слов о судьбе других лётчиков, воевавших на подаренных самолётах с надписью "Вахтанговец":

Именной Ла-9У

Борис Александрович Логинов ( на снимке - четвёртый справа ), после войны долгие годы не расставался с военной авиацией. Продолжал службу в ВВС, осваивал реактивную технику, не один раз участвовал в воздушных парадах. Когда здоровье не позволило больше держать штурвал, продолжал службу на земле. В запас ушёл в звании Гвардии Подполковник.

Олег Владимирович Архиреев ( на снимке - третий справа ), после победы вернулся в Махачкалу, где заканчивал перед войной аэроклуб. Работал в нём лётчиком - инструктором, командиром звена, а потом начальником лётной части. Стал мастером самолётного спорта, обучил не один десяток пилотов.

Сведений о Петре Емельянове ( на снимке - первый справа ), к сожалению, пока найти не удалось.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д