Шмелёв Илья Васильевич |
Родился 2 Августа 1917 года в Москве, в семье рабочего. В 1934 году окончил 10 классов средней школы. Жил в Москве в Товарищеском переулке в доме 22 / 24. Работал школьным инструктором по авиамоделизму, а позже - районным инструктором по авиамоделизму. Одновременно учился в аэроклубе, который окончил в 1938 году. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу имени В. П. Чкалова в 1940 году. Недолго пробыв в Москве, он уехал к месту назначения, в одну из авиачастей Западного особого военного округа. Там его и застала война. К Концу Мая 1943 года командир эскадрильи 4-го истребительного авиационного полка ( 287-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Майор Н. В. Шмелёв совершил 198 боевых вылетов. В 35 воздушных боях лично сбил 14 и в составе группы 10 самолётов противника. 24 Августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Он сражался на Юго - Западном, Сталинградском, Южном, Северо - Кавказском, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах. За период боевой деятельности, с Июля 1941 года по Май 1945 года, совершил 528 успешных боевых вылетов. В 77 воздушных боях сбил лично 29 самолётов противника и 16 - в группе с товарищами. После войны Илья Васильевич остался на службе в ВВС. Окончил Высшие лётно - тактические курсы командиров частей в 1947 году. Командовал авиационным полком. С 1957 года Полковник Н. В. Шмелёв - в запасе. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( пять ), Александра Невского, Отечественной Войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 25 Декабря 1979 году. * * *...24 Июня 1945 года Москва, Красная площадь, Парад Победы ! В первой шеренге Ленинградского фронта под опалённым в сражениях боевым знаменем стоит невысокий стройный лётчик. Золото звезды Героя и многих орденов сверкает на его груди. Во всём его облике чувствуется внутренняя собранность, напряжённость и в то же время гордость. Это понятно: человек вернулся с фронта рапортовать Родине о победе. Ещё несколько недель назад он сжимал ручку управления грозной боевой машиной, его глаза до боли всматривались в бескрайнее небо в поисках врага. Не сразу пройдёт напряжение военных лет. Долго ещё будет он прислушиваться к гулу пролетающих самолётов: свои ли ? Ратным трудом, немеркнущим подвигом миллионов своих сынов обрела страна мир и чистое небо. Вечно будет помнить народ имена своих героев, одним из которых был и лётчик - москвич Илья Шмелёв... Блестящий воздушный боец, без единой царапины прошедший всю войну - от западной границы до Сталинграда и от Кубани до Прибалтики, умница с внешностью и манерами старого русского интеллигента, Илья Шмелёв был образцом для молодёжи и опорой для командования, человеком, способным самостоятельно решать сложнейшие боевые задачи. "Даже внешность у него была располагающая - крепкая, широкая в плечах фигура, роскошная чёрная шевелюра и огромная борода", - вспоминал о нём однополчанин дважды Герой Советского Союза Иван Никифорович Степаненко. Свои первые воздушные бой Илья Шмелёв провел летая на устаревшем биплане И-153, в одном из них одержал первую победу. Вскоре он был назначен командиром разведывательного звена 282-го истребительного авиаполка и получил звание Лейтенант. Число сбитых им самолётов увеличивалось, росло и количество боевых эпизодов, в которых он принимал участие... Осенью 1941 года Шмелёв получил назначение в 4-й авиаполк, где пересел с устаревшей "Чайки" на современный истребитель Як-1 и стал командиром эскадрильи. Росло его боевое мастерство, и так же быстро возрастало число сбитых им самолётов противника. Серьезной школой стали для молодого лётчика воздушные схватки в небе Сталинграда. Затем он принял участие в боях на Северном Кавказе. Особо отличился летом 1943 года в боях на Кубани. Бывали дни когда Шмелёв сбивал по несколько вражеских самолёта в одном бою. В полку Шмелёва звали Батей. Это имя ему дали молодые лётчики, которые нашли в Шмелёве внимательного, отзывчивого, терпеливого старшего товарища. Отличный лётчик, мастер воздушного боя, он всегда стремился передать свой боевой опыт другим. А на фронте приобретённый в смертельных сражениях опыт значил особенно много ! От опыта зависел успех боевого вылета, исход воздушного сражения. От опыта зависела и сама жизнь лётчика. Естественно, что новички, да и не только новички, жадно прислушивались к своим более старшим товарищам. И Илья Шмелёв не жалел времени для того, чтобы дать друзьям ценные советы, разъяснить особенности поведения машины в различных условиях, подсказать тот или иной приём воздушного боя. А когда раздавался сигнал боевой тревоги и группа истребителей стремительно уходила в небо, учёба продолжалась, так сказать, на практике. Ни на секунду не упускал из поля зрения Илья Шмелёв своих ведомых. Сколько раз в эфире раздавался его голос, предупреждая товарища об опасности ! Сколько драгоценных советов подал он своим друзьям в минуты воздушного боя ! И в то же время сам всегда находился в наиболее жарком месте. 528 боевых вылетов совершил за годы войны Илья Васильевич Шмелёв. И многие из них были настоящим образцом самоотверженного служения Родине. Так, 30 Апреля 1943 года, в период боёв на Кубани, 6 наших истребителей во главе с Шмелёвым вылетели на прикрытие войск, наступавших в районе станицы Крымской. Уже в воздухе Шмелёву сообщили, что навстречу идут 35 вражеских бомбардировщиков Ju-87. Набрав высоту и оставив пару истребителей в прикрытии, он с тремя своими ведомыми немедленно ринулся в атаку. С ходу врезались они в строй бомбардировщиков. И вот уже в прицеле "Юнкерс". Короткая очередь, и бомбардировщик, задымив, клюнул носом, устремившись к земле... А глаза уже ищут следующего. Лёгкий нажим на педаль, чуть - чуть ручку вправо - и в прицел вписался второй "Юнкерс". Очередь - и бомбардировщик, накренившись, заскользил вниз. Строй самолётов противника рассыпался. Не выдержав стремительной атаки, вражеские лётчики обратились в бегство. Они начали беспорядочно сбрасывать бомбы, стремясь поскорее освободиться от своего, теперь уже для них самих смертельного груза. Некоторое время истребители преследовали врага, сбив ещё 4 бомбардировщика. Запас топлива быстро иссяк, и Шмелёв доложил об этом по радио командиру. Но с земли приказали подождать ещё немного. Ожидался подход ещё одной группы. И верно, через несколько минут появилась новая группа из 25 "Юнкерсов" в сопровождении нескольких истребителей. Набрав высоту, группа Шмелёва снова ринулась в центр вражеского строя. С ходу сбив одного "Юнкерса", Шмелёв на крутом вираже зашёл в хвост другому. Нажим на гашетку - и огненные трассы ринулись к вражеской машине. И ещё один "Юнкерс" рухнул на землю ! А его друзья тем временем, разбившись на группы, столь же смело атаковали другие самолёты противника. Стараясь уйти от прицельного огня, немецкие бомбардировщики повернули на запад. Только после этого с земли дали разрешение на уход группы из заданного района. Лётчики блестяще выполнили свою задачу: 8 пикировщиков сбили они за этот вылет, 4 из них записал на свой боевой счёт их командир - Илья Шмелёв ! Или другой эпизод. В Мае 1943 года, над Геленджиком, сразил он и "полосатого дьявола" - советский истребитель Як-1 с нанесенными на плоскостях чёрно - белыми полосами. Этот самолёт, пилотируемый немецким лётчиком, вёл воздушную разведку над ближними тылами советских войск и не вступая в схватки с нашими лётчиками, ловко избегал атак. Зенитная артиллерия, принимая его за свой самолёт , молчала. Но хитрость врага была разгадана, и командование поручило Илье Шмелёву сбить этот самолёт. Несколько дней не покидал лётчик свою машину, но вражеский разведчик не появлялся. Во время одного из налётов немецких бомбардировщиков Шмелёв уступил свой "Як" другому лётчику, самолёт которого был накануне повреждён. И вот когда истребители, отогнав неприятеля, возвращались на остатках горючего и с израсходованным боекомплектом, опять появился вражеский разведчик. Шмелёв бросился к ближайшему самолёту и взлетел в воздух. Немец пошёл навстречу и открыл огонь. Шмелёв также ответил пулемётной очередью. Машины стремительно сближались, но в последнюю минуту разведчик не выдержал и, отвернув в сторону, проскочил мимо. Шмелёв резко развернул машину, причём в этот момент сорвался прицел и ударил его в голову, оглушив на какое - то мгновение. Придя в себя, лётчик снова увидел противника, который уходил, маскируясь в складках местности. Прибавив газ до отказа, Илья Шмелёв стал настигать врага, отметив про себя, что машина плохо слушается рулей управления и, вероятно, неисправна. Пулемётная очередь, выпущенная им, прошла мимо цели, а стремительно несущийся "Як" проскочил вперёд. Пришлось снова развернуть машину и начать новую атаку. Теперь для верности Шмелёв скорректировал стрельбу трассирующими снарядами, а затем длинной очередью прошил вражеский самолёт. Вернувшись на свой аэродром, Шмелёв доложил командиру, что боевое задание выполнено, и добавил, что машина, на которой он летал, очевидно, неисправна и летать на ней нельзя. - Знаю, что нельзя, - ответил командир, - эта машина находится на ремонте ! Долго потом с улыбкой вспоминали лётчики полка, как Батя на полуразобранной машине "гонял" вражеского разведчика. 16 самолётов врага уничтожил Илья Шмелев во время жарких воздушных боёв на Кубани, в том числе известного немецкого Аса летавшего на самолёте с большим бубновым тузом на борту. 29 и 30 Апреля провёл сверхрезультативные бои на Як-1, сбив 8 неприятельских самолётов. Досрочно получил звание Майора. Затем Шмелёв участвовал в боях на Курской Дуге и одержал много новых побед. В числе сбитых им немецких лётчиков были и очень опытные - такие, например, как участник войны в Испании Обер - лейтенант Пауль Фриче, летевший на своем "Хейнкеле-111" бомбить Курск. Илья Шмелёв заставил его подорваться на собственных бомбах, так и не достигнув цели. Как сообщала тогда сводка Совинформбюро, "фашистские самолёты к Курску не прорвались". Осенью 1943 года Шмелёв был назначен командиром полка. Того самого полка, в который он пришел рядовым лётчиком трудной осенью 1941 года. Начались бои за Керченский полуостров... В одном из боев его самолёт был подбит. Перетянув через пролив, на подходе к хутору Гаркуша самолёт загорелся. Шмелёв посадил самолёт, не выпуская шасси. Едва машина коснулась земли, лётчика извлекли из кабины. У Шмелёва оказались ожоги лица, шеи, рук, перелом левого предплечья и правого плеча. Спустя неделю после лечения в госпитале состояние лётчика стало вполне удовлетворительным. Вскоре Илья Шмелёв вернулся в полк. Много было волнующих эпизодов. На фюзеляже самолёта Ильи Шмелёва росло число алых звёздочек - счёт лично сбитых им вражеских самолётов. Ещё в Июле 1943 года 4-й истребительный авиаполк, где воевал Илья Шмелёв, был перевооружен на самолёты Як-9Т, имевшие 37-мм пушку. На этой машине лётчики полка воевали до конца войны. ...В начале Октября 1944 года, перед боями за Ригу, Шмелёв попросил слова на партсобрании: "После Сталинграда мы, по сути, и не воевали над большими городами. Город - то красивый. Сталинград фашисты в щебень превратили, а этот не успели. Уберечь бы нам Ригу. Вношу предложение: избегать обстрела жилых зданий". Почин Шмелёва был поддержан комэсками 1-й и 3-й эскадрилий - А. Рязановым и И. Степаненко. В боях над Прибалтикой Илья Шмелёв сбил 9 неприятельских самолётов. Записи в лётных книжках многих наших авиаторов могут послужить сюжетом для увлекательных рассказов, повестей и даже романов. Такова, несомненно, и лётная книжка Героя Советского Союза, кавалера пяти орденов Боевого Красного Знамени, Ильи Васильевича Шмелёва. Вот одна из её завершающих страничек: "Налёт общий на 18 типах планеров и самолётов - 2288 часов. Боевых вылетов в период Великой Отечественной войны - 528. Лично сбитых самолётов противника - 29, ещё 16 - в групповых боях. Аварий и поломок не имеет, летать любит. Охотно и умело передает свой опыт подчиненным". Такой летной книжкой можно гордиться ! ...Но вот отгремели бои. Страна стала залечивать нанесённые войной раны, развернулось мирное строительство. А Илья Шмелёв по - прежнему оставался в строю. Он осваивает новую технику, обучает молодых пилотов лётному мастерству. 15 Марта 1957 года Полковник И. В. Шмелёв совершал ночной тренировочный полёт на реактивном истребителе. И в этот момент сказалась нервная перегрузка многих лет: отказало зрение. Как в тумане, смутно видел лётчик приборы, но что они показывали, разобрать не мог. Сесть удалось благополучно, но вскоре перестали действовать левая рука и левая нога. Госпиталь, долгие месяцы лечения... Могучий организм и усилия врачей победили - Илья Шмелёв встал на ноги. Но с авиацией пришлось расстаться. Недолго отдыхал Иван Алексеевич. Он потянулся душой к юным гражданам страны - школьникам, которые начинают свой путь с увлечения занятий техникой, целеустремлённо готовятся к чему - то большому, им самим ещё неведомому. К ним - то и пришёл Шмелёв. Посетители павильона "Юные натуралисты и техники" ВДНХ часто могли встретить там подтянутого и едва заметно прихрамывающего человека, окружённого толпой внимательно и почтительно слушающих его ребят. Это был Илья Алексеевич Шмелёв. |
Н а з а д