Родился 1 Мая 1922 года в Москве, в семье рабочего. После
окончания средней школы № 94 и аэроклуба Ленинградского района в 1940 году
зачисляется в Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков, которую оканчивает
в 1941 году. Служит лётчиком - инструктором, в 1942 году оканчивает Батайскую
военную авиационную школу пилотов и в Мае, когда положение на фронте осложняется,
после 6-го рапорта направляется в действующую армию.
К Августу 1943 года командир звена 5-го Гвардейского истребительного
авиационного полка ( 207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный
авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго - Западный фронт ) Гвардии Младший
лейтенант В. И. Попков совершил 168 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях,
сбил лично 17 самолётов противника. 8 Сентября 1943 года за мужество и воинскую
доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
К концу войны командир эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного
авиационного полка ( 11-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й
Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия ) Гвардии
Капитан В. И. Попков совершил 475 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв,
лично сбив 41 самолёт противника. За мужество и героизм, проявленные в боях с
немецкими захватчиками, 27 Июня 1945 года он был награждён второй медалью
"Золотая Звезда".
После войны продолжил службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно
- Воздушную академию, в 1964 - Военную академию Генерального штаба. С 1980 года
преподавал в Военно - Воздушной инженерной академии. В 1989 году вышел в запас.
Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( дважды ), Александра
Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ) и 2-й степени, Красной
Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, медалями.
Заслуженный военный лётчик СССР. Почётный гражданин города Москвы. Бронзовый
бюст установлен на Самотечной площади.
* * *
Виталий Иванович Попков - один из тех немногих людей, кому суждено
было увидеть рукотворный памятник самому себе. Он был поставлен ему как дважды
Герою в столице, на Самотеке. Рассказывают, что однажды, когда ветераны собрались
в сквере, у памятника, по какому - то юбилейному поводу и по - фронтовому разлили
по 100 грамм, нагрянул постовой. Велико же было его изумление, когда в одном из
предполагаемых нарушителей правопорядка он узнал увековеченного в бронзе лётчика...
Попков родился в Москве 1 Мая 1922 года. По окончании московской
школы № 94 и аэроклуба Ленинградского района был направлен в Чугуевское военное
училище. На его выбор, конечно же, оказала влияние редкая и почётная профессия
отца, шофёра - механика, бывшего водителем бронеавтомобиля ещё в гражданскую.
Виталий Попков прошёл все ступени лётной подготовки: от кружка авиамоделистов
к планерной школе, затем аэроклуб и, наконец, Чугуев. Закончить училище ему
довелось в фантастическом выпуске 1941 года, где было 59 будущих Героев
Советского Союза ! Его однокашниками были Кожедуб и Лавриненков, Боровых
и Лихолетов, Кустов и Шишкань... Профессиональная одаренность молодого пилота,
его дисциплинированность, аккуратность и исполнительность не остались незамеченными
даже на блестящем фоне курсантов училища, и он был назначен на должность
инструктора...
С началом войны любимая служба стала в тягость, и после шестого
рапорта, весной 1942 года, когда военное положение вновь стало стремительно
осложняться, сержант Попков был направлен на фронт, в славный 5-й Гвардейский
истребительный авиаполк ( 207-я истребительная авиадивизия, 17-я Воздушная
армия ) на Юго - Западном фронт.
Его представление командирам было необычным. Добравшись на
перекладных к аэродрому, он не в силах совладать с понятным интересом забрался
в ещё не виданный им ЛаГГ-3, откуда был извлечён часовым. Комэск Герой Советского
Союза В. Ефремов отнёсся к восторженному новичку с пониманием и невзирая на
крайнюю непритязательность его внешнего облика, а одет он был в видавшую виды
шинель невыясненных цвета, размера и принадлежности, предложил летать ему на
подсменку. Предложение было с благодарностью принято, к огорчению наземных
членов экипажа истребителя во главе с техником Д. Скородкиным, чья нагрузка
возрастала отныне вдвое.
Свою первую победу в огненном небе Виталий Иванович запомнил
навсегда. Это случилось в начале Июня 1942 года в окрестностях города Холм -
на истребителе ЛаГГ-3 он сбил бомбардировщик Do-217. Вспоминает сам В. И.
Попков:
"Первый мой сбитый самолёт, это был
"Дорнье-217", - целая история. Началось всё с нарушения лётной дисциплины: во
время тренировок я с перехлёстом поупражнялся на малой высоте. И меня назначили
вечным дежурным по кухне. Я рвусь в бой, а мне: бой лихачей не терпит. Однажды
ранним Июньским утром над аэродромом внезапно появляются два "Дорнье" и два Ме-109,
которые прикрывали бомбардировщики. Их густые очереди бьют по стоящим на взлётных
полосах "ЛаГГам". А если взлететь им навстречу ?
В самолёт вскочил в фартуке, в котором чистил картошку. "Дорнье"
сбил с первого захода. Немцам это не понравилось, и они ушли. Я приземляюсь, море
восторга. Объясняю, что сбить самолёт для меня - всё равно что плюнуть. Командир
полка кричит: "Что же ты тогда ещё и "Мессеров" не прихватил ?!"
В ответ, я возьми да и ляпни: "Так вы, товарищ командир, своим
нижним бельём мне всех фрицев распугали !". Рубанул я правду - матку. Утро - то
раннее было, и командир на поле выбежал, что называется, не по форме. Комполка
чертыхнулся, но дорогу в небо мне открыл..."
Молодой лётчик быстро "вписался" в коллектив. В воздушных
схватках он набирался мастерства, росло и число его побед. Через несколько
дней в бою "6 против 30" ему удалось уничтожить ещё один бомбардировщик. В боях
под Ржевом, в Августе 1942 года, Виталий сбил 5 самолётов. В одноё из схваток
он был подбит и выпрыгнул с парашютом.
Истребитель ЛаГГ-3. На такой машине сражался В. И. Попков.
Тогда, в круговерти позиционного боя, он сумел поймать в прицел
и поразить истребитель противника, мгновение спустя исчезнувший в облаке взрыва,
и тут же ясно, как на картинке, увидел другой "Мессер", аккуратно пристраивающийся
в хвост машины его ведущего Гвардии Майора Ефремова. Резко сманеврировав, так,
что сквозь надсадный рёв мотора, казалось, был слышен хруст перегруженных
лонжеронов, Попков бросил свой "ЛаГГ" между "худым" и самолётом командира.
Несколько снарядов потрясли машину, из - под капота показался голубоватый огонь,
сменившийся растущим жёлтым пламенем... Секунды - и пожар проник внутрь,
загорелись комбинезон, перчатки, жаркие языки лизнули лицо... Уже теряя
сознание, лётчик перевернул самолёт и вывалился из кабины... Прогоревшее
полотнище парашюта не держало, оно лишь замедлило падение, и, если бы не
болотце, куда упал Виталий, в Москве было бы одним памятником меньше.
В конце Августа, по словам самого Виталия Ивановича, им был
сбит один из известнейших немецких асов:
"...Под Сталинградом 26 Августа 1942 года
я выиграл воздушный поединок у Германа Графа ( 9-й ас Люфтваффе, 212 объявленных
побед ). Порядочный лётчик. После того как его сбил, он провёл несколько лет
в наших лагерях. Когда вернулся в Германию, стал убеждённым антифашистом,
значительно позже даже баллотировался в Бундестаг от восточных областей ФРГ.
Мы с ним неоднократно встречались. Так вот он согласился со мной, что "по
честному", в "рыцарских поединках", он не сбил бы и десятой доли того, что есть
на его счету..."
Весной 1943 года Попков, одним из первых в полку, освоил новый
истребитель Ла-5. В Июле 1943 года, в период боёв под Харьковом, одердал свою 25
победу. Пилотом оказался ас из 52-й истребительной эскадры немцев, летавшим на
раскрашенном Ме-109: кок с белой спиралью, жёлтые кончики крыльев, пиковый туз
рядом с бегущим по волнам корабликом. Ас попал в плен, а крашеные обломки рассыпались
по степи под Харьковом. Недаром яркая раскраска и приметные эмблемы были непопулярны
среди большинства лётчиков. Сам Виталий Иванович вспоминает об этом случае так:
"Под Харьковом против нас сражалась знаменитая
немецкая 52-я истребительная эскадра. Так вот там особенно нас допекал Вильгельм
Батц ( 6-й ас Люфтваффе, 237 объявленных воздушных побед ), охотился на молодых
пилотов. Однажды он, ведя "охоту", подкараулил нашего новичка, зашёл ему в хвост
и... похоронив его, мы решили отомстить Батцу.
Он прилетел на третий день. Мы взлетели с Александром Пчёлкиным
с разных сторон аэродрома. Немцы на время растерялись, и уже вскоре я заходил в
хвост Батцу. Он "на все 100" использовал маневренные возможности Ме-109, пытаясь
уйти от преследования. Только я к тому времени уже не мальчик был, знал по чём фунт
лиха, 24 немецких самолёта грохнул. Вот Батц нырнул к земле, думал уйти. Я - за
ним. Вспорол "Мессер", когда до земли оставалось метров 30. Пробил бензопровод.
Батца спасло чудо: ему удалось обмануть крестьян деревеньки, где он приземлился,
и убежать.
После войны мы встретились. Напоминая Вилли Батцу о бое возле
украинского совхоза "Динамо", а он шарахнулся в сторону, распсиховался и выскочил
из здания. Только после того, как немецкие газеты на другой же день сообщили о
том, что русский ас напугал аса люфтваффе, Батц нашёл возможность извиниться
перед мной, даже книгу свою подарил. Я прочитал её - поднаврал он там много.
Бог ему судья..."
В годы войны советский писатель Алексей Толстой писал:
"В воздушном бою нет шаблона. Каждый бой - искусство". Таким искусством в
совершенстве владел и Виталий Иванович. К Августу 1943 года, когда позади остались
бои на Калининском фронте, в низовьях Дона и на Курской дуге, командир звена
5-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии Младший лейтенант В. И.
Попков совершил 168 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях, сбил лично
17 самолётов противника. 8 Сентября 1943 года, в дни сражения за Донбас, ему
было присвоено звание Героя Советского Союза.
В боевой характеристике Попкова говорилось: "Тихий и скромный
на земле, он со всей ненавистью и упорством сражается в воздухе, громит фашистских
захватчиков и всегда выходит победителем из самых трудных воздушных схваток".
В судьбе Попкова немало событий, где его поступки вырастают до
масштаба ратного подвига. Здесь и поединок 23 Июля 1943 года, когда терпеливо,
по крупицам набирая преимущество, он провел бой и сбил подряд 2 истребителя
новой модификации - Ме-109G-2; и схватка подо Львовом, где, успешно атаковав
вражеские бомбардировщики, уничтожив 3 из них, Попков вместе со своим ведомым
А. Пчёлкиным ( 387 боевых вылетов, 61 воздушный бой, 14 личных и 2 групповые
победы ), уже не имея ни единого патрона, сумел вырваться из клещей восьмёрки
немецких истребителей; и перехват над Глогау 16 Февраля 1945 года, где он сбил
2 Ju-87 и FW-190...
В боях на правом берегу Днепра командир эскадрильи Виталий Попков
увеличил личный боевой счёт до 30 сбитых вражеских самолётов. К Февралю 1945 года
командир эскадрильи 5-го Гвардейского истребительного авиаполка ( 11-я
Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й Гвардейский штурмовой
авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан
В. И. Попков совершил 325 боевых вылетов, провёл 83 воздушных боя, лично сбил
36 самолётов противника.
Истребитель Ла-5ФН Виталия Попкова, 5-й ГвИАП, зима 1945 года.
К концу войны, по официальным данным, он совершил 475 боевых
вылетов, 38 раз ходил на штурмовку вражеских аэродромов, переправ, живой силы и
техники противника. 117 воздушных боёв провел отважный лётчик, сбил лично 41
самолёт противника, последний 1 Мая 1945 года - в небе Берлина. Сражаясь в небе
Калинина, Калача, Харькова, Одессы, над берегами Днепра, Вислы и Одера отважный
советский ас уничтожил почти полтора вражеских авиаполка. На его счету один
воздушный таран. Вспоминает Виталий Иванович:
"...Весной 1945 года я, из - за озорства,
завалил таранным ударом "Юнкерс". Горяч был, вот и сбил его просто на спор...
К таранам в нашем полку относились как к последнему оружию лётчика.
Мы считали, что у противника нужно выигрывать чисто. Раз тебе вручили самолёт, так
надо его использовать умело - уничтожить на нём несколько машин врага. Был у нас
один лётчик, имевший на своём счету сразу два тарана. Я с ним поспорил: чуть искуснее
действуй и таран не нужен. Потом взорвался и говорю: " В первом же бою докажу,
что для аса таран - дело нехитрое !" А слово я привык держать. На следующий день
у всех на глазах я рубанул по хвосту Ju-88. Тот сразу вошёл в штопор и упал. А
я еле живой, весь в крови, сумел всё - таки сесть на своём аэродроме.
Докладываю командиру полка, что, мол, сбил немецкий самолёт тараном.
Интересные слова я услышал от Дважды Героя Советского Союза Василия Александровича
Зайцева... Тот самолёт мне в воспитательных целях не засчитали. Так что мой официальный
счёт воздушных побед ниже фактического. Но к кому тут предъявишь претензии ?
Теперь то я понимаю, что с моей стороны было проявлено настоящее воздушное хулиганство.
Последний свой самолёт противника я сбил над Берлином, разменяв уже
пятый десяток личных побед..."
На счёт "пятого десятка личных побед" - вопрос конечно интересный.
Кроме того, не всё ясно и с групповыми победами - в различных источниках их число
варьируется от 1 до 17. Так что точных данных, к сожалению, пока так и нет.
Когда закончилась война, Виталию Попкову было всего 23 года.
Но, несмотря на молодость, он был одним из прославленных Асов, которых газеты
военных лет называли воздушными снайперами. Лёгкий в общении и выдержанный,
покладистый и самоотверженный, требовательный к самому себе, Попков был образцовым
боевым товарищем и другом. Он был желанным ведомым у сложившихся мастеров
воздушного боя - В. Ефремова и И. Лавейкина, за ним, уже ставшим комэском,
смело шли младшие лётчики. Заметим, младшие по должности, по воинской субординации,
ибо до конца войны Попков оставался не только в полку, а во всей плеяде советских
асов одним из самых молодых по возрасту.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками,
27 Июня 1945 года Виталий Иванович Попков был награждён второй медалью "Золотая
Звезда". Он был участником Парада Победы 24 Июня 1945 года в Москве.
После войны Виталий Иванович продолжил службу в ВВС. Служил
командиром эскадрильи, позднее - командиром авиаполка, затем - командиром
истребительной авиадивизии ВМФ, помощником командующего ВВС Балтийского флота.
В 1951 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1964 году - Военную академию
Генерального штаба. В 1968 году ему присвоено звание Генерал - Лейтенант авиации.
Освоил многие реактивные истребители, среди них все типы "МиГов" - от МиГ-9 до
МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-15. Свой последний вылет совершил в 1979 году. С 1980
года преподавал в Военно - Воздушной инженерной академии. После увольнения в
запас, занимается общественной деятельностью. Почётный член трёх престижных
ветеранских организаций: Российского клуба асов, американского Клуба орлов и
немецкого клуба лётчиков - истребителей.
|