Родился 26 Февраля 1918 года в станице Аксайская, ныне город
Аксай Ростовской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней
школы и фабрично - заводское училище. Некоторое время работал слесарем на одном
из Ростовских заводов. Вечерами учился в аэроклубе. В Красной Армии с 1938 года.
Окончил Сталинградское военное авиационное училище в 1940 году.
С Июля 1942 года в действующей армии. К Июлю 1943 года заместитель
командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка ПВО ( 205-я истребительная
авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная Армия,
Воронежский фронт) Старший лейтенант Н. Д. Гулаев совершил 95 боевых вылетов,
уничтожил лично 13 самолётов противника и 5 в группе с товарищами. 28 Сентября
1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено
звание Героя Советского Союза.
За 125 успешных боевых вылетов и 42 воздушных боя, в которых он
лично сбил 42 самолёта противника, 1 Июля 1944 года командир эскадрильи 129-го
Гвардейского истребительного авиаполка ( 205-я истребительная авиационная
дивизия, 7-й истребительный авиакорпус, 5-я Воздушная Армия, 2-й Украинский
фронт ) Гвардии Капитан Н. Д. Гулаев был награждён второй медалью "Золотая
Звезда".
После войны был на командных должностях в Войсках ПВО. Одним
из первых освоил управление реактивным самолётом. В 1950 году окончил Военно -
Воздушную инженерную академию имени Жуковского, а в 1960 - Военную академию
Генерального штаба. В 1956 году был делегатом XX съезда КПСС. С 1972 года Генерал
- Полковник авиации. С 1979 года - в отставке. Жил в Москве. Награждён орденами
Ленина ( дважды ), Октябрьской Революции, Красного Знамени ( четырежды ),
Отечественной Войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ). Умер 27
Сентября 1985 года. Бронзовый бюст установлен на родине, мемориальная доска -
в Ростове - на - Дону.
* * *
Даже среди далеко неординарных лётчиков - истребителей фигура
Николая Гулаева выделяется своей колоритностью. Только он, человек беспримерной
отваги, сумел провести 10 сверхрезультативных боёв, две из своих побед одержал
тараном. Его скромность на людях и в самооценке диссонировала с исключительно
настойчивой, агрессивной манерой ведения воздушного боя, а честность и открытость
он с мальчишеской непосредственностью пронёс через всю жизнь, до конца сохранив
и некоторые юношеские предрассудки.
В 1918 году с семье слесаря завода "Красный Аксай" Дмитрия Семёновича
Гулаева родился первенец. Сына назвали Николаем. Рос он любознательным, настойчивым,
очень любил спорт, увлекался плаванием. Часто выступал на соревнованиях за честь
своей школы. От сверстников Николая отличало огромное трудолюбие. Он очень любил отца,
во всём ему подражал. А Дмитрий Семёнович был хорошим рабочим, одним из заводских
передовиков.
Когда Николай окончил школу, проблемы выбора жизненного пути не было.
Он твёрдо решил, как и отец, стать слесарем. Отправившись в Ростов - на - Дону, он
был принят в школу ФЗУ. Проучившись два года и получив профессию слесаря, Николай пошёл
работать на Ростовский завод "Эмальпосуда".
Ещё во время учёбы в ФЗУ, юноша увлёкся авиаспортом и в самом конце
обучения подал заявление в аэроклуб. Придя на завод, от своего увлечения не отказался
и после рабочей смены регулярно ходил на занятия. Видимо, в этот период у молодого
рабочего и родилось желание стать профессиональным лётчиком. Завод помог ему, и в
1938 году Гулаев уезжает на учёбу в военную авиационную школу. В Декабре 1940 года, закончив
её в звании Младшего лейтенанта, он прибывает для дальнейшей службы в 423-й авиаполк.
Через несколько месяцев под Могилёвом молодой пилот встретит известие о начале войны.
Но в бой ему пришлось вступить не сразу. По приказу командира он
перелетел на другой аэродром для получения новых, более совершенных самолётов, а
затем встал на противовоздушную оборону промышленного центра далеко от линии фронта.
В Марте 1942 года Николай Гулаев, в числе 10 лучших лётчиков, был направлен на
оборону Борисоглебска. Там основные налёты вражеской авиации были ночью, и ему пришлось
переучиваться на ночную работу.
В Июне 1942 года Гулаев был переведен в 487-й авиаполк, где
вскоре, 3 Августа 1942 года, принял свой первый бой. Первую победу он одержал
без приказа, впервые в жизни взлетев ночью, под вой воздушной тревоги и
подбадривающие реплики механиков. Ему повезло. На фоне лунного неба он увидел
знакомые по таблицам и схемам силуэты - "Хейнкели". Форсируя мотор своего "Яка",
сблизился с неприятельской машиной так, что отчётливо стали видны пламенеющие
выхлопы двигателя, и нажал на гашетки. Очередь оказалась удачной: трасса
засверкала быстрыми красными стрелами, вдруг расцветшими в ночи растущим
огненным хвостом, бомбардировщик скользнул на крыло, извергавшее багровые клубы
горящего топлива и, беспорядочно штопоря, устремился к земле... Реакция
командира на его победу была неординарна: Николаю объявили о взыскании и представили
к награде. Так началась одна из самых ярких ратных судеб в нашей авиации.
Шли боевые будни. Гулаев приобретал опыт. Теперь он действовал
более граммотно, смело и решительно. Однажды группа истребителей под командованием
Гулаева вылетев на патрулирование встретила более 20-ти Ju-87, шедших без прикрытия
на штурмовку наших войск. В завязавшейся схватке, Николай сбил лидера вражеской
группы, а его лётчики ещё 2 самолёта. Остальные стали поспешно удирать за линию
фронта, беспорядочно сбрасывая бомбы. Чуть позднее появилась новая группа Ju-87
- 36 самолётов, теперь уже под охраной 18-ти Ме-109. Несмотря на огромное
преимущество противника в силах, наши лётчики атаковали их, врезались в строй
Ju-87 и сбили 5 самолётов противника, принудив к бегству остальных.
В Феврале 1943 года, после окончания курсов командиров звеньев,
Лейтенант Гулаев был направлен в 27-й истребительный авиаполк. В составе этого
полка он прожил свой "звездный" год, сбив в воздухе более 50 неприятельских машин,
"создав" десяток асов, став Дважды Героем Советского Союза.
Говорить о "школе" Гулаева не принято, однако его особенная,
вдохновенная и рискованная, внешне начисто лишённая какого бы то ни было
практицизма, манера ведения боя делает его по меньшей мере "символом" романтического
направления в искусстве воздушного поединка. Как никто другой, он умел быть
результативным: трижды ( 5.7.1943 г., 25.4.1944 г., 30.5.1944 г. ) он одерживал
по 4 победы в день, ещё дважды ( 7.7.1943 г., 18.4.1944 г. ) уничтожал по 3
самолёта и в 7 боях ( 14.5.1943 г., 12.7.1943 г., 24.10.1943 г., 28.10.1943 г.,
15.12.1943 г., 17.12.1943 г., 8.1.1944 г.) делал дубль. На его счету 9 двухмоторных
бомбардировщиков ( 5 Не-111 и 4 Ju-88), 5 "рам" - корректировщиков FW-189, 15
"штук" - пикировщиков Ju-87. Столь весомый расклад трофеев не характерен для
лётчиков фронтовой авиации, список побед которых главным образом составляли
истребители.
Лётчик 27-го истребительного авиаполка ( 205-я истребительная
авиационная дивизия, 2-я Воздушная Армия, Воронежский фронт ) Старший лейтенант
Н. Д. Гулаев особенно отличился на Курской дуге в районе Белгорода. Накануне
Курской битвы Люфтваффе сосредоточило там около 1000 самолётов для поддержки
4-й танковой армии генерала Гота и оперативной группы "Кемпф". Наряду с новинками
бронетехники Вермахт впервые широко использовал здесь новейшие истребители FW-190
А-4, А-5 и А-6, несшие, как правило, 4 - 6 пушек и 2 пулемёта.
В первой же схватке 14 Мая 1943 года, отражая налёт на аэродром
Грушка, Николай в одиночку вступил в бой с 3 бомбардировщиками Ju-87, прикрываемыми
4 Ме-109. Разогнав самолёт на малой высоте, Николай сделал "горку" и, приблизившись
к ведущему бомбардировщику, с первой же очереди сбил его.
Стрелок второго "Юнкерса" открыл по нему огонь. Тогда Гулаев
сбил и его. Пытался атаковать третий, но кончились патроны, и тогда Николай
решил его таранить. Левым крылом своего Як-1 он ударил по правой плоскости
"Юнкерса" и тот рассыпался на части. Неуправляемый истребитель вошёл в штопор.
После нескольких попыток Гулаеву удалось выровнять самолёт и посадить его у
переднего края в расположении частей 52-й стрелковой дивизии. Прибыв в полк,
уже на другом самолёте он вновь вылетел на боевое задание. За этот подвиг Н. Д.
Гулаев был награждён орденом Красного Знамени.
Сознание собственного авторитета не только укрепило его
уверенность, но значительно повысило внутреннюю дисциплину и самоконтроль,
усилило требовательность к самому себе. Внимательным образом он изучал
попадавшую ему в руки литературу, если позволяло время, мог часами обсуждать
перипетии проведённых или представляемых воздушных боёв. Теперь он одерживает
победы в каждом втором своём перехвате: 22 Мая сбивает Ju-88, 29-го - Ju-87,
8 и 25 Июня - 2 Ме-109.
День начала Курской битвы, ставший самым кровопролитным днем
Второй Мировой войны, Гулаев ознаменовал 4 личными победами, одержанными в 6
боевых вылетах на прикрытие аэродромов. На следующий день Гулаев сбил FW-190,
7 Июля - Ju-87, а также Hs-126 и FW-189, записанные как групповые победы, 8-го
- Ме-109, 12-го - 2 Ju-87. 12 Июля Николай Гулаев сделал свой "дубль", уже
будучи назначенным командиром 2-й эскадрильи 27-го истребительного авиаполка.
В один из дней четвёрка истребителей, ведомая Гулаевым, провела
весьма успешный бой. Внезапно и смело они атаковали большую группу из 100 самолётов
противника. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все
четверо благополучно вернулись на свой аэродром. В этот же день звено Гулаева
совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов. 9 Июля,
в районе Белгорода, Николай Гулаев совершил свой второй таран и вновь благополучно
приземлился на парашюте. Всего же, на Курской дуге, он уничтожил 17 вражеских
самолётов.
К середине Июля, когда сильно поредевший полк был выведен с
фронта для пополнения и перевооружения, в его лётной книжке значилось, что к
тому времени он совершил 147 посадок на Як-1 и 4 посадки на Як-7.
9 Августа 1943 года, после краткого инструктажа, он совершил
свой первый полёт на "Аэрокобре". В первом же боевом вылете на новой машине Николай
уничтожил очередного "лаптежника", через два дня мощной очередью по кабине сбил
Ju-88, назавтра - 2 Ме-109, 29 Октября - ещё одного "Мессера" и закончил месяц,
сбив модифицированный Не-111 с усиленным вооружением и бронированием. Заметим,
что все свои победы Гулаев одержал отнюдь не в режиме "свободной охоты": большинство
его боевых вылетов записаны как прикрытие наземных войск, реже - аэродромов или
переправ, на его официальном счету также до 10 перехватов и разведок.
28 Сентября 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с
врагами, Николаю Дмитриевичу Гулаеву было присвоено высокое звание Героя Советского
Союза. К тому времени на его счету числилось уже 27 сбитых самолётов противника.
На митинге в полку Герой дал товарищам слово удвоить это число. Во фронтовой
газете "Крылья победы" Николай выступил с серией статей о передовом опыте.
В одной из них он писал:
"Хоть ты одержал несколько побед, однако не
думай, что уже достиг совершенства, стал первоклассным лётчиком - истребителем.
Пока ты сидишь и самоуверенно подсчитываешь свои победы, противник обгонит тебя,
он найдёт то новое, что по своей самонадеянности упустил ты, и в очередном поединке
поймает тебя на хитром маневре".
Не успокаиваться на достигнутом, постоянно и настойчиво совершенствоваться -
к этому звал товарищей Николай Гулаев. И сам он служил образцом творчески мыслящего
мастера воздушного боя.
В Ноябре 1943 года с аэродрома Зеленая, что неподалеку от
Пятихаток, ему удалось уничтожить 2 особенно ненавистные для солдат корректировщика
FW-189 - "рамы" и в последний день месяца сбить свой 3-й "Хейнкель-111". В
новогодних боях за Кировоград Гулаев одержал 3 двойные победы и сбил Ju-88.
В начале 1944 года Гулаев становится уже командиром эскадрильи,
принимает участие в освобождении Правобережной Украины. 8 Января четвёрка
истребителей под его командованием, прикрывая наземные войска, атаковали большую
группу вражеских бомбардировщиков и истребителей ( до 50 машин ). Используя облачность,
наши лётчики внезапно с первой же атаки сбили 4 немецких самолёта. В этом
скоротеченом бою Николай Гулаев уничтожил 2 вражеские машины.
Замечательный бой был проведён им и весной 1944 года. В те дни войска
2-го Украинского фронта форсировали реку Прут и создали на её западном берегу плацдарм.
5 Марта шестёрка "Аэрокобр" под командованием Гулаева вылетела на прикрытие наших
наземных войск. Вскоре лётчики обнаружили большую группу вражеских самолётов. Бомбардировщики
шли тремя девятками в боевом порядке "клин" под охраной 8 истребителей. С земли
поступила команда: "Перехватить противника и ни в коем случае не допустить до нашей
линии обороны".
Оценив обстановку, Гулаев принял дерзкое решение: самому в составе
двух пар атаковать бомбардировщиков, а паре Петра Никифорова связать боем истребителей
прикрытия, тем самым облегчить выполнение основной задачи - уничтожение бомбардировщиков.
Да, это был риск, но риск трезвый, основанный на точном расчёте и
уверенности командира эскадрильи Н. Д. Гулаева в мастерстве подчинённых, в их мужестве.
Задача, поставленная ведущему пары Никифорову, была особенно сложной.
От того, как она будет выполнена, зависел успех задуманного боя. Но Гулаев прекрасно знал
мастерство Никифорова и надеялся на него. И не напрасно. Отлично действовала эта пара. Она
смело атаковала истребителей противника и связала их боем. Врагу быстро стало
не до прикрытия подопечных бомбардировщиков.
Тем временем Гулаев со своими ведомыми стремительно врезался в боевые
порядки бомбардировщиков и один за другим поджёг три самолёта противника. Выходя из
атаки, Николай увидел, как противник в панике бросает бомбы куда попало и поворачивает
обратно. Воспользовавшись замешательством врага, четвёрка сделала повторный заход по
уходящим самолётам.
В этой схватке за 4 минуты боя нашими лётчиками было уничтожено 11
вражеских машин, из них 5 - лично Гулаевым. Основная задача - не дать противнику сбросить
бомбы на наши войска - была успешно выполнена.
Н. Д. Гулаев в кабине своей "Аэрокобры", Украина, зима 1944 год.
В ходе Корсунь - Шевченковской операции и под Уманью он сбил
Ме-109, FW-189 и транспортный Ju-52.
В Марте 1944 года Гвардии Капитану Н. Д. Гулаеву был предоставлен
отпуск для поездки на Родину... Мать и сестра пережили оккупацию, а вот
отца его, тихого всегда занятого хозяйством, фашисты повесили.
Мрачным и нелюдимым вернулся в часть прежде веселый и озорной
комэск. В Апреле 1944 года он был особенно неукротим, ещё никогда с таким
упорством и неистовством он не искал встреч с противником, и никогда - ни до,
ни после этого периода - ему не удавалось сбивать 10 вражеских самолётов за 2
недели. Тогда же он провел два своих сверхрезультативных боя: 18 Апреля, прикрывая
наземные войска в районе Шера, сбил 2 Ju-87 и Ме-109, а 25-го под Дубоссарами
изрядно пощипал "Фоккеров", уничтожив 4 неприятельские машины. Вот как вспоминал
об этом бое год спустя сам Гулаев:
"В 15:30 шесть самолётов "Аэрокобра"
вылетели под моим командованием на прикрытие наземных войск в районе плацдарма.
Набрав по маршруту высоту около 4000 метров, я пришёл в заданный район и установил
связь с радиостанцией наведения. При выполнении задания я ходил с правым кругом,
углубляясь на территорию противника километров на 10.
Сделав два круга и пройдя с курсом 260 - 270°, я обнаружил группу
самолётов, идущих под облаками с курсом 90°, на высоте от 2000 до 2500 метров в
строю колонны, состоящей из трех девяток. Боевой порядок девяток был клин. Выше
и сзади шли, по - видимому, с опозданием 8 Ме-109. Поровнявшись на встречных курсах,
я атаковал одну группу двумя парами с правым разворотом под ракурсом 2 / 4 с дистанции
150 - 200 метров и сбил один FW-190. При выходе из атаки боевым разворотом вправо
я снова атаковал самолёт FW-190, который загорелся и отвесным пикированием пошёл
к земле.
Вследствие неожиданности атаки первая девятка потеряла четыре FW-190:
два сбил я и по одному Лейтенант Букчин, мой ведомый, и Старший лейтенант Козлов.
Противник, видя горящие самолёты, стал уходить с правым разворотом с курсом 230 -
250". При развороте один самолёт подставил мне живот, я молниеносно открыл огонь
и сбил третьего FW-190...
Имея всё же превосходство в высоте и скорости, мы продолжали
вести бой, несмотря на близкий исход горючего и боекомплекта. Младший лейтенант
Гуров атаковал Ме-109 на встречных курсах в лоб; в результате атаки самолёт резко
накренился, задымил, вошёл в отвесное пикирование и врезался в землю недалеко от
нашей радиостанции. В это время меня атаковали 2 Ме-109 сверху - сзади; но благодаря
моему ведомому, своевременно предупредившему меня, мне удалось выйти из - под
удара быстрым движением рулей. При выходе в сторону облачности на меня свалился
из облаков один FW-190, подставив свой хвост, в результате чего был сбит. Таким
образом, на моем счету появился ещё один сбитый самолёт - четвертый.
Бой всё разгорался. Старшему лейтенанту Козлову энергичным
разворотом удалось зайти Ме-109 в хвост и с дистанции 100 - 150 метров короткой
очередью зажечь его. Младший лейтенант Акиншин, ведомый Капитана Никифорова, на
вираже, с дистанции 50 - 70 метров, сбил один Ме-109. Ввиду исхода горючего и
боекомплекта я запросил командира корпуса о помощи. Командир, находившийся на
радиостанции наведения, поднял в воздух с ближайшего аэродрома 18 самолётов
"Аэрокобра". Не прошло 3 - 4 минут, как эти самолёты вступили в бой, что облегчило
положение нашей шестёрки.
Боекомплект мой был израсходован полностью, но из боя я не
выходил, а делал ложные атаки, пугая немецких лётчиков. Моему ведомому удалось
в одной такой ложной атаке, следуя за мной, сбить ещё один FW-190. Наша шестёрка
вернулась на свой аэродром без потерь и существенных повреждений... В этом
воздушном бою было сбито 7 FW-190 и 4 Ме-109".
При прочтении отрывка возникает ощущение органичной легкости,
с которой Гулаев проводит воздушный бой. Всё протекает как бы само собой: "один
самолёт подставил мне живот", другой "свалился из облаков, подставив свой хвост",
из - под удара пары Ме-109 удается выйти "быстрым движением рулей". Эта внешняя
лёгкость и является, наверное, проявлением высочайшего мастерства, искусства,
будь то воздушный бой, музыкальное произведение или спортивный поединок.
Невысокого роста, крепкий ( сказались занятия атлетизмом ), с
золотистыми глазами, подвижный "как ртуть", скорый на острое словцо и всегда
готовый к дерзкому молодечеству, Николай Гулаев был прирождённым воздушным бойцом.
Его исключительная одарённость тем более полно проявилась в высокоорганизованном
и сильном по составу полку, каким был 129-й Сандомирский орденов Александра Невского
и Богдана Хмельницкого Гвардейский истребительный авиационный полк. Лётчики полка
сбили в воздушных боях около 500 самолётов противника, среди них были 13 Героев
Советского Союза. Командовали полком известные асы - В. И. Бобров, а с Февраля 1944
года - В. А. Фигичев.
Гулаев постоянно искал новые приемы ведения воздушного боя, дрался
храбро, навязывая противнику свою волю. Нередко шёл на риск, основанный на твердом
знании техники и тактики, точном расчете. Много раз ему доводилось сопровождать
группы наших бомбардировщиков, вылетающих на задания в глубокий вражеский тыл.
...Авиационный полк находился на полевом аэродроме Правобережной
Украины. Стояли тёплые весенние дни. Однажды утром над аэродромом появился немецкий
истребитель. Как только наши самолёты поднялись в воздух, он, не принимая боя,
улетел. А на следующий день в то же время появился снова. И вновь быстро улетел,
увидев наши самолёты. Так продолжалось дня три - четыре. При этом немецкий лётчик
появлялся всегда с особой точностью: ровно в 11 часов.
Командир полка вызвал к себе Гулаева и потребовал покончить с
утренними прогулками немецкого пилота. Николай решил во что бы то ни стало сбить его.
Утром пошёл к своему самолёту и в 10 часов 50 минут запустил мотор. Взлетел, набрал
высоту и, отойдя чуть в сторону, стал ждать.
Ровно в 11:00 над аэродромом появился непрошенный гость. Гулаев
ринулся на врага, направив машину прямо в лоб. Расстояние быстро сокращалось.
Первым дрогнул противник - резко отвернул в сторону, но не отступил. Круто
развернувшись, Гулаев попытался занять выгодное положение и зайти противнику в
хвост. Не удалось. Умело выполняя различные маневры, тот ушёл из - под удара.
Гоняясь друг за другом, самолёты то свечой взмывали ввысь, то входили в пике.
Наконец Гулаеву удалось так построить свой маневр, что он
оказался в хвосте у противника. В перекрестье прицела появился "Пиковый Туз",
нарисованный на борту вражеского самолёта. Огонь ! самолёт противника
резко клюнул носом и рухнул вниз. Но лётчику почти у самой земли удалось выброситься
с парашютом. Николай кружил над ним до тех пор, пока тот не приземлился. Было 11 часов
14 минут.
Через некоторое время немецкого пилота доставили в штаб. Им
оказался Полковник, на кителе которого было четыре Железных Креста. Он оказался
довольно разговорчивым: "Я был во Франции, Италии. Везде мне везло, а тут, на
русском фронте, оказался сбитым. Хотелось бы видеть того, кто это сделал..." Вызвали
Гулаева. Немецкий ас ожидал увидеть великана, эдакого "русского медведя", а перед ним
стоял молодой, не очень высокий человек...
Истребитель Р-39N "Аэрокобра" Николая Гулаева, Август 1944 года.
30 Мая 1944 года над Скулянами Гулаев вновь сбил 4 вражеских
самолёта за один день: Hs-126, 2 Ме-109 и Ju-87. При этом Ju-87 и Ме-109 он сбил
в одной атаке своим "фирменным приемом": резко развернув "Кобру" после смертоносной
очереди по "Юнкерсу" навстречу атакующему его истребителю. Сам был серьёзно ранен
в правую руку; сконцентрировав все силы и волю, сумел привести истребитель на
свой аэродром, зарулил на стоянку и потерял сознание. Он пришёл в себя только в
госпитале, после операции. Здесь же узнал о присвоении ему звания Дважды Героя
Советского Союза.
Н. Д. Гулаев в кабине "Аэрокобры". |
Свой последний боевой вылет Николай Гулаев выполнил с аэродрома
Турбя в Польше, 14 Августа 1944 года, уже будучи Гвардии Майором штурманом 129-го
Гвардейского истребительного авиационного полка. Накануне, 3 дня подряд - 10, 11,
12 Августа, он сбивал по "Фоккеру".
В Сентябре 1944 года Гулаев был направлен на учебу. Исход войны
был ясен, и прославленных асов берегли, в приказном порядке направляя их в Военно
- Воздушную академию.
Всего за годы войны Гвардии майор Н. Д. Гулаев произвёл 240 боевых
вылетов. В 69 воздушных боях лично сбил 57 самолётов противника и 5 - в группе с
товарищами. Его "производительность", 4 вылета на один сбитый, стала одной из
самых высоких в советской истребительной авиации. Отважный воздушный боец сражался
на Сталинградском, Воронежском, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Участвовал в боях под
Сталинградом, Белгородом, на Орловско - Курской дуге, освобождал Правобережную
Украину, Белоруссию, Польшу, Румынию, Чехословакию. Был рядовым пилотом, командиром
звена, заместителем командира и командиром эскадрильи, штурманом полка, заместителем
командира полка.
После окончания войны Николай Дмитриевич продолжал служить в авиации.
В 1950 году он окончил Военно - Воздушную академию. Командовал полком, с 1954 года
- авиационной дивизией в Ярославле, потом в Ельце. В 1960 году окончил Военную
академию Генерального штаба. В 1961 году был назначен командиром корпуса в Ржев,
а в 1964 - 1974 годы командовал 10-й Воздушной армией, базировавшейся под Архангельском.
В 1972 году ему было присвоено звание Генерал - Полковник авиации. В 1974 году
Н. Д. Гулаев был назначен начальником боевой подготовки войск ПВО страны.
Он освоил многие типы реактивных боевых машин. Летал на МиГ-21
до 1967 года, пока П. Батицкий, в то время главком ПВО страны, не запретил ему
летать. В 1979 году Н. Д. Гулаев был отправлен в отставку. Талантливый военачальник,
он не пришёлся ко двору во времена, когда наверху ценились отнюдь не деловые
качества. Тяжело переживая свое отстранение от службы, он умер в Москве 27 Сентября
1985 года.
|