Родился 21 Октября 1921 года в деревне Горки, ныне Кингисеппского
района Ленинградской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу.
Работал учеником, затем токарем на заводе имени Кирова в Ленинграде. Окончил
Центральный аэроклуб. С 1939 года в Красной Армии, годом позже окончил Чугуевскую
военную авиационную школу лётчиков.
Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Боевую
деятельность начал на Южном фронте, где и открыл счёт своих побед.
К Июню 1942 года командир звена 183-го истребительного
авиационного полка ( 269-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная
армия, Юго - Западный фронт ) Старший лейтенант М. Д. Баранов совершил 176
боевых вылетов ( из них 83 на штурмовку наземных целей ), в воздушных боях
сбил 20 вражеских самолётов и 6 уничтожил на аэродромах. 12 Августа 1942 года
за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание
Героя Советского Союза.
Погиб 17 Января 1943 года. Похоронен в городе Котельниково
Волгоградской области. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени ( дважды ).
На могиле установлен памятник. О подвигах Героя рассказывают и экспонаты Волгоградского
музея обороны, одна из улиц города носит его имя. В городе Сланцы Ленинградской
области установлена мемориальная доска.
* * *
Любимец 183-го истребительного авиаполка. После яростного боя
6 Августа 1942 года, в котором ему удалось сбить 4 самолёта противника, Баранов
стал любимцем всей страны. Худенький 20-летний мальчишечка радостно смотрит на
нас с фотографий первых военных лет. Меньше всего в нем видится грозный воздушный
боец, скорее, веселый заводила, выдумщик, шутник и организатор смешных проказ.
Но мальчишечка был виртуозным лётчиком, мастером воздушной стрельбы, получившим
от Бога не только редкостные физические качества, но и талант тактика. Известно,
что за ним специально охотились немцы. Их асы были много опытнее Михаила, авиация
Германии в то время господствовала в воздухе, а новые модификации вылизанных
"Мессеров" превосходили его "Як" по многим параметрам, но сбить его под Сталинградом
им так и не удалось...
Он родился под Петроградом в деревне Горки в Октябре 1921 года.
После семилетки работал на Кировском заводе в Ленинграде и учился в аэроклубе.
Его инструктор Г. Хорт был одарённым лётчиком; недаром вместе с Михаилом аэроклуб
закончили такие впоследствии яркие лётчики - истребители, как Николай Козлов и
Михаил Комельков. Вместе со своими товарищами Баранов был направлен в Чугуевское
военное училище лётчиков, которое успешно окончил в 1940 году.
...Свою первую победу молодой лётчик одержал 22 Сентября 1941 года,
сбив истребитель Ме-109. Радость его была беспредельна. Он улыбался, потирал
руки и говорил сам себе: "Ура ! Есть один ! Молодец, Миша ! Угробил
гада ! Читай газеты, мама, читай газеты !". В одном из осенних боев 1941 года
он был сбит, ранен в ногу, выбросился с парашютом и более двух недель выходил
с оккупированной территории, пробираясь к "своим", застрелил вражеского солдата.
К концу Октября 1941 года, после захвата Мириуполя и Таганрога,
южная группа немецких войск готовилась к широкому наступлению на ворошиловградском,
шахтинском и ростовском направлениях. Главным из них было последнее, ибо Ростов
рассматривался противником как "ворота" на Кавказ с его богатейшими месторождениями
нефти.
В период, предшествовавший новому наступлению немецких войск,
наши лётчики наносили удары по скоплениям их живой силы и техники, активно вели
воздушную разведку. Можно привести десятки примеров мужества и высокого боевого
мастерства наших авиаторов, показанных в те дни.
30 Октября в районе Ново - Московское командир звена 183-го истребительного
авиаполка Старший лейтенант М. Д. Баранов сбил вражеский корректировщик "Хеншель-126".
На обратном пути он был встречен четырьмя Ме-109. Михаил, не раздумывая, пошёл в атаку
и меткой очередью сбил одного "Мессера". Остальные Ме-109 поспешили выйти из боя и
удалились на запад.
В другой раз, при возвращении из разведки, Михаил Баранов сбил
бомбардировщик Ju-88. Экипаж его выбросился на парашютах и был взят в плен. Отважный
лётчик совершил в те дни немало подвигов. Оотличился он и в воздушных боях на
дальних подступах к Сталинграду. Ежедневно Михаил совершал по 4 - 6 боевых вылетов
на прикрытие переправ через Дон и боевых порядков войск, на сопровождение штурмовиков
и разведку. В одном из вылетов его звено обнаружило на вражеском аэродроме большое
скопление самолётов. Атаковав этот аэродром, истребители уничтожили 7 вражеских
машин. После возвращения из разведки Баранов доложил командованию результаты
полёта и предложил направить на аэродром штурмовики, а затем сам повёл их к
цели. Во время удара по аэродрому он лично уничтожил 3 самолёта и 2 зенитных
орудия. Четвёртый вражеский самолёт отважный лётчик уничтожил уже в воздухе.
Но особенно отличился Михаил Баранов чуть позже - в период боёв
уже непосредственно за Сталинград. Воевал он смело и граммотно, а в одной из
схваток сбил известного немецкого Аса.
Поздравление с очередной победой... |
Уже к Июню 1942 года Михаил совершил 176 боевых вылетов и сбил
в воздушных боях 20 вражеских самолётов. Ещё 6 - уничтожил на аэродромах.
Вспоминая о тех днях, Герой Советского Союза Иван Иванович Пстыго писал:
"В те дни загремела, я не боюсь этого
слова, зажглась звезда боевой славы заместителя командира эскадрильи Старшего
лейтенанта Михаила Дмитриевича Баранова. С нами рядом воевал их 183-й истребительный
авиационный полк. Мы подолгу стояли на одних аэродромах. И Баранов нередко сопровождал меня во время
боевых вылетов. Он защищал нас, штурмовиков, от истребителей противника преданно и
умело.
Среднего роста, с виду не богатырь, с веснушками на лице, Баранов
был чрезвычайно скромным и даже застенчивым человеком. Сбив истребитель противника,
пытавшегося атаковать штурмовиков, вечером, обычно за ужином ( столовая у нас была
совместной ), Михаил нередко просил подтвердить свою работу. Мы всегда это выполняли
с охотой и воодушевлением. Как же красиво пилотировал истребитель Баранов ! Да
и с вражескими самолётами он дрался красиво.
В одном из полётов на обратном пути от цели домой нам попался немецкий
связной самолёт Fi-156 "Шторх" - нечто вроде нашего По-2. Мы решили сбить его, сделали
несколько заходов, но всё неудачно. "Шторх" маневрирует, да и летит себе. Баранов наблюдал
эту картину и передаёт по радио:
- "Горбатые", отойдите - ка в сторону и смотрите, как бъют эту дрянь !
Мы отошли, а Михаил устремился в атаку и открыл огонь. "Шторх" сразу же
вспыхнул и сгорел на земле...
Потом мы долго на досуге обсуждали этот случай. Я любопытствовал
у Михаила, а он меня учил - как грамотно брать упреждение, куда целиться и многим другим
своим профессиональным "тайнам" воздушного боя. Школа Баранова пригодилась, пошла в
прок.
Доклад Баранова о новой победе... |
Михаил всегда умел завоевывать тактическое превосходство над противником,
даже если тот имел численное преимущество. Его выражение: "Истребитель не считает противника,
а бьёт его" - стало крылатым. К концу Августа 1942 года Баранов имел уже на боевом счету
24 сбитых самолёта противника. Это был, конечно, большой мастер своего дела, настоящий
Ас !
Жизнелюб по натуре, отменный певун и плясун, он люто ненавидел
врага и, бывало говорил: "Сколько раз увижу фашиста - столько раз и убью гада !". А
ведь добрейшей души был человек. Помню, в Июле - Августе 1942 года, во время боёв за
Сталинград, многие беженцы и местные жители, не успев перебраться в тыл, прятались
с детьми по землянкам. Смотрим, Михаил раз, другой откладывает часть завтрака или
обеда, заворачивает в бумагу и подается к землянкам. Заглянули и мы следом. Оказалось,
целый месяц Миша подкармливал, спасая от голода, мать с тремя малышами... Стали
и мы урезать свой паек, поставив эту семью на довольствие".
6 Августа 1942 года Михаил Баранов совершил подвиг, прославивший
его имя на все времена. В этот день он во главе звена истребителей Як-1 вылетел
на перехват вражеских пикировщиков Ju-87, шедших к городу Котельниково под прикрытием
истребителей Ме-109. Не смотря на то, что силы били неравными, наши лётчики вступили
в бой. Пока другие истребители вели бой с "Юнкерсами", Баранов смело врезался в
строй "Мессершмиттов". Расстроив боевой порядок, тут же сбил одного из них.
Продолжая схватку с "Мессерами" он заметил шестёрку "Юнкерсов",
которые шли в сторону наших войск. Баранов мгновенно оценил обстановку - надо
во что бы то ни стало сорвать замысел врага. С первой атаки он поджёг "Юнкерс",
а остальные повернули назад. Набрав высоту, Михаил увидел пятёрку Ме-109, нападавших
на наш штурмовик Ил-2. Михаил поспешил к нему на выручку, врезался во вражеский
строй. Ещё один из "Мессеров", объятый пламенем, свалился вниз.
М. Д. Баранов на крыле своего Як-1 |
Бой продолжался, но у Баранова кончились боеприпасы. Ложными
атаками он сковывал противника, а штурмовик тем временем благополучно уходил на
свою территорию. Заняв удобную позицию, Михаил на глазах у наших бойцов, следивших
за боем с земли, настиг ещё одного "Месса" и правой плоскостью ударил его по
хвостовому оперению ( в этот день, в этом районе был сбит один из Асов I. / JG 53
"Pik As", Лейтенант Ганс Роухриг ( Hans Rouhrig ), вероятно и ставший одной из
жертв М. Д. Баранова ).
Баранов выбросился из повреждённой машины и раскрыл парашют.
Едва он приземлился ( на нейтральной территории ), немецкие миномётчики открыли
шквальный огонь. На помощь смельчаку пришли наши пехотинцы. Они рванулись вперед
и вынесли его из зоны огня. 12 Августа 1942 года за мужество и отвагу, проявленные
в боях с врагами, Михаилу Дмитриевичу Баранову было присвоено звание Героя Советского
Союза.
Комментируя этот эпизод известный советский лётчик - истребитель
Борис Еремин писал:
"На заключительном этапе войны многие
наши известные Асы в одном бою сбивали по два и даже по три вражеских
самолёта. Но это даже для того времени было редкостью, а что говорить о лете
1942, когда противник был на редкость силён и держал в своих руках инициативу !
Тогда это было настоящим подвигом. Не случайно из тех, кто начал воевать с первых
дней войны, в лётном составе уцелели буквально единицы. В массе своей до победы
дожили те лётчики, которые начали воевать уже в 1943 году и позднее".
В различных изданиях весьма часто публикуется фото самолёта
Михаила Баранова с 24 звёздами, по числу его личных побед. Но, при этом, обычно
отрезают правую часть фотографии. На ней же есть одна очень любопытная деталь -
над звездой имеется надпись - "Гроза фашистов - М. Д. Баранов". Номер самолёта,
к сожалению, не виден. На рисунке, приведенном ниже, указан номер "1", однако
надпись выполнена несколько иначе - согласно некоторым источникам, по обеим
сторонам борта они имели различную конфигурацию.
Истребитель Як-1 М. Д. Баранова. Сталинградский фронт, лето 1942 года.
Ниже приведено ещё одно изображение самолёта Михаила Баранова,
взятое с одного из сайтов Интернета. Количество звезд на фюзеляже - 27. Другая
и надпись - "Смерть фашистам". К сожалению, фото этого самолёта мне никогда не
встречалось, поэтому сказать о нём что - либо определённое я не могу.
Як-1 М. Д. Баранова, Сталинградский фронт, осень 1942 года.
После тяжёлого воздушного поединка под Сталинградом в Августе
1942 года, когда Михаил сбил 4 немецких самолёта, он часто болел. Медкомиссия
отстранила его от полётов, но он продолжал летать. Вскоре был Баранов был назначен
штурманом 9-го Гвардейского истребительного авиаполка. Однако недолеченные раны
дали о себе знать. В середине Ноября, в одном из полётов, судорога свела ногу и
Михаил едва не разбился. Его направили в дом отдыха. Там ему стало хуже и он
попал в госпиталь.
Вернулся в свой полк Баранов лишь 15 Января 1943 года. Медицинское
заключение, с которым он прибыл на фронт, гласило: "Подлежит амбулаторному лечению
в части, к полётам временно не допускать". Однако Михаил не представлял себя без
неба и вскоре добился разрешения на учебно - тренировочные полёты. 17 Января 1943
года он поднялся в воздух на самолёте Як-1, однако вскоре был вынужден приземлиться
- машина оказалась неисправной. Спустя некоторое время он вторично поднялся в небо
и стал выполнять над аэродромом фигуры высшего пилотажа. Внезапно машина перевернулась
на спину и почти отвесно пошла вниз. Истребитель со страшной силой ударился о мёрзлую
землю и тут же взорвался... Причина гибели лётчика осталось невыясненной.
Общий итог боевой деятельности М. Д. Баранова, в различных источниках,
трактуется по разному. Чаще всего приводятся следующие цифры - 24 лично и 28 в группе
сбитых самолётов противника, в 176 боевых вылетах. Реже приводятся и другие, например
- в 285 боевых вылетах и 85 воздушных боях. При этом, в одних случаях, эти победы он
имел к Июню 1942 года, в других - к концу Августа !
Следует отметить, что в некоторых источниках приводятся и другие
цифры. Например: 31 личная и 28 групповых побед, или - 16 личных 8 групповых
побед ( последние цифры приведены в книге воспоминаний Героя Советкого Союза
Николая Александровича Козлова "В огне сражений" ).
|