Родился в Декабре 1923 года в городе Ржеве, ныне Тверской области.
В 18 лет ушёл на фронт. Защищая Ленинград, сражался на Волховском фронте. Во
время штурмовки железнодорожного эшелона в районе Глухой Керести, разрывная
пуля раздробила ему правое колено. Медицинская комиссия отстранила Александра
от службы в авиации. Сколько сил и нервов пришлось ему затратить, чтобы доказать своё
право сражаться за город, по которому в 1917 году в революционных колоннах проходил
его отец - балтийский моряк ! И он добился разрешения вновь вернуться в
строй...
24 Мая 1943 года командир звена 254-го истребительного авиационного
полка ( 269-я истребительная авиационная дивизия, 14-я Воздушная армия,
Волховский фронт ), Младший лейтенант А. В. Закревский в воздушном бою таранным
ударом сбил истребитель FW-190, за что был награждён орденом Красного Знамени.
После войны продолжал служить в ВВС. После ухода в запас жил и
работал в Харькове. Награждён орденами Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной
войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Всего 16 наград.
* * *
Отдельное разведывательное звено Лейтенанта Василия Синчука присоединилось
к 254-му истребительному авиаполку в Апреле 1943 года. Латанные и перелатанные
"ишачки" рядом с мощными двухпушечными истребителями Ла-5 выглядели как старое,
но грозное оружие. Эту истину наглядно подтверждали ордена и медали разведчиков.
Самым юным из разведчиков был сержант с медалью "За отвагу", высокий, светловолосый
и с какой - то необычной походкой. Знакомство с ним чаще всего начиналось с одних
и тех же вопросов:
- Сколько же тебе лет, герой ?
- Двадцать, - отвечал без особого энтузиазма сержант, не уточняя,
что его день рождения приходится на самый конец декабря.
- Медаль - то за что получил ?
Александр Закревский с друзьями. |
- Эшелон с боеприпасами подожгли в Подберезье.
- А что у тебя с ногой ?
- "Эрликоны", будь они прокляты !
- Пилотировать не мешает ?
- Вы же видите, летаю, - хмурился юный лётчик и тут же делал
разворот на 180 градусов, иначе говоря, переводил разговор в другое русло.
А произошло тогда вот что.
21 Сентября 1942 года Лейтенант Василий Синчук и сержант Саша
Закревский вылетели на разведку. У обоих за плечами было всего по несколько
боевых вылетов, но они уже знали, что далеко не каждый снаряд попадает в цель,
и клубки зенитных разрывов, волочившиеся за "ишачками" чёрной дорогой, уже не
вызывали неприятного холодка, как это было в первые дни. Да и некогда было
разбираться в своих ощущениях, не об этом будет спрашивать начальник штаба,
когда разведчики возвратятся на свой аэродром. Что делается на дорогах, на
железнодорожных узлах, - вот о чем пойдет разговор, так что смотреть и смотреть,
увертываться от зениток да не прозевать внезапную атаку "Фокке - Вульфов" или
"Мессершмиттов".
Миновали Подберезье, прошли над Новгородом. Повернули на запад.
Мрачны лица пилотов, окаймленные белыми полосками подшлемников. Эх, штурмануть
бы сейчас по эшелону, подползающему к Батецкой ! Но приказ начальника штаба
не допускает никаких вольностей: в бой не ввязываться, разве что на обратном
пути, когда основное задание будет выполнено.
Оставалось посмотреть Глухую Кересть - разгрузочную станцию
немцев на железной дороге Ленинград - Новгород. Вот тут и подвернулась разведчикам
подходящая работёнка. На станции стоял длиннейший эшелон с двумя паровозами
в голове. Железнодорожная насыпь Глухой Керести отличалась необыкновенной
белизной: цепочка платформ выделялась на ней, как на бумажной ленте. Синчук
покачал крыльями. Два самолёта, описав полукруг, пошли вдоль железнодорожного
полотна, чтобы прошить эшелон от хвоста до головы.
Боевые друзья: Саша Закревский ( справа ) и Вася Синчук, 1943 год. |
Первый заход охрана поезда прозевала. Пикируя вслед за Синчуком,
Саша хорошо видел охваченные огнем платформы. Взрывы эрэсов смели маскировку,
обнажив круглые башни и длинные стволы танковых пушек. Немного легче стало на
душе. "Это вам за Новгород ! А второй заход - за Ленинград !"
Истребители развернулись и снова пошли в атаку. Теперь
навстречу им неслось множество красных шариков. С платформ били эрликоны. Ещё
две пары эрэсов обрушились на состав с танками, поддали жару крупнокалиберные
пулеметы. Но не везти же боеприпасы обратно ! Синчук снова устремился на
горящий эшелон.
Вот тогда, в третьей атаке, нашла Сашу немецкая разрывная пуля.
Он успел нажать на гашетку и, лишь выходя из пике, почувствовал резкую боль в
правой ноге. Перед глазами поплыли красные круги, потонули в тумане циферблаты
приборов...
Ему казалось, что он всё делает правильно: вышел из атаки,
развернулся, летит к Волхову. На самом же деле он летел прямым курсом к
противнику, и было непонятно, почему Синчук, обогнав его, показывает разворот
в обратную сторону. Но командир есть командир, и надо выполнять то, что приказывает.
Саша полетел вслед за Синчуком и, когда под крылом блеснул Волхов, понял,
от какой беды спас его товарищ...
Лёжа в госпитале, Закревский вспоминал, как постигал он науку
побеждать врага. Его первым учителем был Василий Синчук. Облачное небо Приволховья
стало их учебной аудиторией, наглядными пособиями - самолёты врага. Прикрывая
Синчука, повторяя в воздухе его маневры, отличавшиеся необыкновенной законченностью
и даже изяществом, наблюдая за его стремительными, как молнии, атаками, Саша
учился искусству истребительного боя. Вот Синчук качнул крыльями: "Атакую !
За мной !". Заход со стороны солнца или из облаков, решительное пике, грозный
поток огня, и "наглядное пособие", дымя и завывая, прощается с небом.
Вскоре Саше пришлось самому показать, чему он научился у Синчука.
Находясь в разведке, они обнаружили немецкий корректировщик "Хеншель-126" по
прозвищу "каракатица" или "костыль". "Хеншели" корректировали стрельбу артиллерии,
поэтому лётчики расправлялись с этими зловредными существами без всякой пощады.
Чтобы не спугнуть разведчика, Синчук сделал большой полукруг
в небе и пошёл в атаку только тогда, когда солнце оказалось у него за спиной.
Он налетел на "каракатицу" сверху. Трассы вонзились в кабину стрелка, который
вёл встречный огонь, и погасли. Задранный вверх ствол пулемета стрелка как бы
обозначал: "Я мёртв". "Хеншелю" оставалось жить не больше минуты, но у Синчука
отказали пулеметы. Высунувшаяся из кабины рука в краге указала Саше на врага:
"Добей !"
Ему казалось, что он всё делает так, как Синчук. Но "Хеншель",
снижаясь, вихляя из стороны в сторону, удирал во все лопатки, и Саша никак не
мог поймать его в прицел. Но вот крестик оптического прицела словно приклеился
к серому с прозеленью загривку "каракатицы". Саша нажал на гашетку: "Ура !
Победа !" - "Хеншель" накренился, клюнул тупым носом и с полукилометровой высоты
засвистел к земле.
...Когда пришел санитарный эшелон, Саша разломал гипс на ноге
и был отправлен обратно в прифронтовой госпиталь, что и требовалось. Когда же
медики вынесли заключение, что сержант Закревский А. В. не может летать с покалеченной
ногой, он попросту обежал в свой полк. Сбив под руководством Синчука ещё 2
самолёта, он доказал, что мнение врачей было ошибочным.
В 254-м полку разведчики по - прежнему держались дружной сплочённой
семьей. Решили даже в секретном порядке подготовить для новых друзей концерт,
включив в программу сольное пение, пляску и баян. Но этим планам не суждено
было сбыться, так как один из главных солистов - Вася Синчук - неожиданно ушёл
из звена, пересев на новый истребитель Ла-5.
Вскоре Синчук стал потихоньку перетягивать на "Лавочкина" и
Сашу. Синчук привык ощущать за спиной биение верного Сашиного сердца. Он
понимал также, что на "ишачке" его друг не сможет раскрыть в полной мере свой
талант, а в том, что Саша талантлив, что он истребитель "от бога", в этом
Синчук не сомневался.
Саша не поддавался - его упорно отговаривали от этого друзья.
Трудно было Саше разгадать тайные мотивы их поведения. Лишь много позже он
догадался, что Володя Гайлов и Коля Зубков просто ревновали его к Василию.
Им не хотелось, чтобы Саша уходил из разведывательного звена. Всё завершиось
самым неожиданным и трагическим образом: Володя и Коля погибли в неравном бою
с "Мессершмиттами", оба в один день...
* * *
24 Мая 1943 года Младший лейтенант А. В. Закревский вылетел
на своём И-16 на разведку в сопровождении 4-х истребителей Ла-5. После
фотографирования линии фронта в районе деревне Вороново ( недалеко от Мги ),
Закревский обнаружил вражеский воздушный разведчик Me-110 в сопровождении двух
истребителей FW-190.
"Лавочкины" из группы прикрытия, начав выполнять манёвр, не
заметили противника. Вместе с Закревским остался только один Ла-5. Пара "Фокке -
Вульфов", воспользовавшись ситуацией, стремительно пошла в атаку на машину
Закревского. Завязался воздушный бой, в ходе которого противник решил расправиться
сначала с одиночным Ла-5. Выручая товарища, Закревский пустил в сторону ведомого
"Фоккера" РСы и обстрелял из пулемётов ведущего. Ведомый сначала отскочил в сторону,
но затем снова пошёл в атаку и открыл огонь. Самолёт Закревского получил пробоину
в правом крыле. FW-190 развернулся и пошёл в лобовую атаку.
Александр Закревский, 1943 год. |
Сблизившись, оба самолёта открыли огонь. Закревский промахнулся.
"Фокке - Вульф" имея преимущество в скорости, мог проскочить под нашим истребителем
и атаковать его сзади. Чтобы не дать ему такой возможности, Закревский решил пойти
на таран... При ударе его выбросило из кабины. На время Александр потерял сознание
и очнулся уже у самой земли. Успев раскрыть купол парашюта, он приземлился в расположении
наших войск. Это был его 150-й боевой вылет и 21-й воздушный бой. За свой подвиг Младший
лейтенант А. В. Закревский был награждён орденом Красного Знамени.
После недолгого лечения, вернувшись в полк, он принялся за восстановление
своего разведывательного звена. Трудность заключалась в том, что полк воевал на
скоростных, вооружённых пушками истребителях Ла-5, а зарведчики - на устаревших
И-16. Последний "ишачок" разбился при таране 24 Мая, поэтому Александр с дозволения
начальства перегнал новую червёрку И-16 из ремонтных мастерских. Из прежних лётчиков
в звене тоже остался только он. Пополнение прислал резервный полк.
И снова начались фронтовые будни... 24 Июля, при выполнении
очередного разведывательного задания, Александр Закревский был тяжело ранен в
руку и попал в госпиталь. 30 Июля именно там ему был вручён новенький партийный
билет.
* * *
Много новых испытаний выпало на долю Александра после того, как
он вылечил руку и вернулся в строй. Осенью 1943 года, в канун решающей битвы за
Ленинград и Новгород, Саша освоил Ла-5, стал командиром звена, Лейтенантом. Летал
он теперь в составе 2-й эскадрильи.
...1 Февраля 1944 года, в полдень, в жарко натопленную землянку,
где отдыхали между боевыми вылетами лётчики, вошел своей легкой, стремительной
походкой Василий Синчук. Оживленный, как всегда бывало с ним перед вылетом, он
остановился, окинул быстрым взглядом лётчиков, и, когда его серые, чуточку
насмешливые глаза остановились на Саше, сердце юного истребителя вздрогнуло от
радостного предчувствия.
- Саша, давай быстрее готовь свою лайбу, пойдем на охоту !
Проговорив эту фразу, Синчук повернулся и исчез так же внезапно,
как появился, а Саша, схватив шлемофон и планшет, затягивая на ходу "молнию",
кинулся вон из землянки. Наконец - то ему выпало счастье испытать вновь восторг
и упоение, которые всегда охватывали его, когда рядом с ним сражался Синчук.
Заревел самолёт Синчука. Ещё 4 истребителя подхватили запев
флагмана. Позади машин закрутились снежные смерчи, сходясь в огромную белую
тучу. Саша вскочил на крыло, с крыла в кабину. Рёв его "Лавочкина" с бортовым номером
"66" слился с могучим рёвом пятерки. Мелькнул белый флаг стартера, два самолёта,
сверкая красными звездами, помчались по снежной глади аэродрома и взлетели, за
ними - ещё две пары.
Сильную шестёрку выслал в тот день 254-й полк на прикрытие
пехоты и танков, пробивающихся от Новгорода к Луге. Уже одно то, что её вел
помощник командира полка Капитан В. П. Синчук, говорило о многом. В 23 года
Василий стал наставником молодых лётчиков - истребителей. Его авторитет
непререкаем. Он сбил 15 вражеских самолётов, двумя орденами Красного Знамени
отмечены его подвиги.
Не прошло и трёх минут после взлёта, как шестёрка превратилась
в пятёрку. Сашина машина отделилась от группы и пошла на посадку. В спешке
техник забыл закрыть на защёлку лючок. В воздухе лючок открылся, и в фюзеляже
"Лавочкина" загудело и забурлило, как в аэродинамической трубе.
Закрыть лючок - секундное дело. Саша был уверен, что он вновь
поднимется в воздух и присоединится к Синчуку, Тем более, что делал уже второй
круг, поджидая друга. Но в довершение беды заклинило фонарь. Синчук уже не мог
больше ждать...
Огорченный, злой, выбрался Саша из кабины. Надо же, из - за
паршивой защёлки сорвался боевой вылет с Синчуком. Когда - то теперь доведется
снова взлететь с ним в небо ? Понурив голову, побрёл к землянке командного
пункта. Здесь ему сказали, что Синчук уже дерётся с большой группой "Юнкерсов"
и "Фокке - Вульфов" близ станции Передольская на железной дороге Ленинград - Дно.
В. П. Синчук |
- Иду в атаку ! - эта команда была последней, которую услышали
по радио от Синчука. Уничтожив в последнем бою 3 вражеских самолёта, Василий погиб...
Глубокий кровоточащий шрам пролег в те дни через душу Александра Закревского
да так и остался там на всю жизнь.
18 Апреля 1944 года Василию Прокофьевичу Синчуку посмертно было
присвоено звание Героя Советского Союза. В эти дни 254-й полк сражался на подступах
к Пскову. Десятками сбитых немецких самолётов, исковерканных орудий, сожжённых
автомашин, повреждённых паровозов поминали своего доблестного однополчанина
лётчики - истребители.
Юра Ершов на своем истребителе написал: "За Синчука !". За 5
дней боёв он сбил 5 вражеских машин. Саша Серёгин довёл счёт своих побед до 8.
Эскадрилья Виктора Труханова уничтожила полтора десятка "Юнкерсов" и "Фокке -
Вульфов", а всего ко дню награждения Синчука Золотой Звездой полк сбил 110
вражеских боевых самолётов. Василий Синчук стал знаменем полка, его гордостью,
честью...
Отважно сражался с врагами и Саша Закревский. Умело используя
боевые возможности нового скоростного истребителя Ла-5, он провёл десятки
воздушных боёв, разведок, штурмовок, довёл свой счёт сбитых самолётов противника
до 13. Участвовал в разгроме врага под Ленинградом, в освобождении Новгорода и
Пскова. Над Псковским озером в паре с Викентием Мельниковым провёл беспримерный
бой с 30-ю бомбардировщиками Ju-87. Четыре "лапотника", пробив носами лёд,
пошли на дно Псковского озера, 3 из них - записал на свой боевой счёт Саша Закревский.
Затем он сражался на 3-м Прибалтийском фронте, участвовал в
прорыве "Северного вала" и освобождении Риги. В возрасте 20 лет Закревский был
назначен помошником командира полка по воздушно - стрелковой службе. Войну
закончил командиром истребительного авиаполка.
У него 4 ордена Красного Знамени: три за войну, а 4-й за
успешное освоение новой военной техники. Да, израненый, обожжёный лётчик
продолжал боевую службу в ВВС страны и после окончания войны. Он вывел свой
полк в передовые и был назначен заместителем командира авиационной истребительной
дивизии. Но ранения и травмы дали о себе знать. По настоянию врачей, в 1960
году Полковник А. В. Закревский был вынужден покинуть небо...
Фотографии, помещённые в этой статье,
любезно предоставлены родственниками Александра Васильевича Закревского.
|