Закревский Александр Васильевич

А.В.Закревский

Родился в Декабре 1923 года в городе Ржеве, ныне Тверской области. В 18 лет ушёл на фронт. Защищая Ленинград, сражался на Волховском фронте. Во время штурмовки железнодорожного эшелона в районе Глухой Керести, разрывная пуля раздробила ему правое колено. Медицинская комиссия отстранила Александра от службы в авиации. Сколько сил и нервов пришлось ему затратить, чтобы доказать своё право сражаться за город, по которому в 1917 году в революционных колоннах проходил его отец - балтийский моряк !  И он добился разрешения вновь вернуться в строй...

24 Мая 1943 года командир звена 254-го истребительного авиационного полка ( 269-я истребительная авиационная дивизия, 14-я Воздушная армия, Волховский фронт ), Младший лейтенант А. В. Закревский в воздушном бою таранным ударом сбил истребитель FW-190, за что был награждён орденом Красного Знамени.

После войны продолжал служить в ВВС. После ухода в запас жил и работал в Харькове. Награждён орденами Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), медалями. Всего 16 наград.

*   *   *

Отдельное разведывательное звено Лейтенанта Василия Синчука присоединилось к 254-му истребительному авиаполку в Апреле 1943 года. Латанные и перелатанные "ишачки" рядом с мощными двухпушечными истребителями Ла-5 выглядели как старое, но грозное оружие. Эту истину наглядно подтверждали ордена и медали разведчиков. Самым юным из разведчиков был сержант с медалью "За отвагу", высокий, светловолосый и с какой - то необычной походкой. Знакомство с ним чаще всего начиналось с одних и тех же вопросов:

- Сколько же тебе лет, герой ?

- Двадцать, - отвечал без особого энтузиазма сержант, не уточняя, что его день рождения приходится на самый конец декабря.

- Медаль - то за что получил ?

А.В.Закревский с друзьями
Александр Закревский с друзьями.

- Эшелон с боеприпасами подожгли в Подберезье.

- А что у тебя с ногой ?

- "Эрликоны", будь они прокляты !

- Пилотировать не мешает ?

- Вы же видите, летаю, - хмурился юный лётчик и тут же делал разворот на 180 градусов, иначе говоря, переводил разговор в другое русло. А произошло тогда вот что.

21 Сентября 1942 года Лейтенант Василий Синчук и сержант Саша Закревский вылетели на разведку. У обоих за плечами было всего по несколько боевых вылетов, но они уже знали, что далеко не каждый снаряд попадает в цель, и клубки зенитных разрывов, волочившиеся за "ишачками" чёрной дорогой, уже не вызывали неприятного холодка, как это было в первые дни. Да и некогда было разбираться в своих ощущениях, не об этом будет спрашивать начальник штаба, когда разведчики возвратятся на свой аэродром. Что делается на дорогах, на железнодорожных узлах, - вот о чем пойдет разговор, так что смотреть и смотреть, увертываться от зениток да не прозевать внезапную атаку "Фокке - Вульфов" или "Мессершмиттов".

Миновали Подберезье, прошли над Новгородом. Повернули на запад. Мрачны лица пилотов, окаймленные белыми полосками подшлемников. Эх, штурмануть бы сейчас по эшелону, подползающему к Батецкой !  Но приказ начальника штаба не допускает никаких вольностей: в бой не ввязываться, разве что на обратном пути, когда основное задание будет выполнено.

Оставалось посмотреть Глухую Кересть - разгрузочную станцию немцев на железной дороге Ленинград - Новгород. Вот тут и подвернулась разведчикам подходящая работёнка. На станции стоял длиннейший эшелон с двумя паровозами в голове. Железнодорожная насыпь Глухой Керести отличалась необыкновенной белизной: цепочка платформ выделялась на ней, как на бумажной ленте. Синчук покачал крыльями. Два самолёта, описав полукруг, пошли вдоль железнодорожного полотна, чтобы прошить эшелон от хвоста до головы.

А. Закревский и В. Синчук
Боевые друзья: Саша Закревский
( справа ) и Вася Синчук, 1943 год.

Первый заход охрана поезда прозевала. Пикируя вслед за Синчуком, Саша хорошо видел охваченные огнем платформы. Взрывы эрэсов смели маскировку, обнажив круглые башни и длинные стволы танковых пушек. Немного легче стало на душе. "Это вам за Новгород !  А второй заход - за Ленинград !"

Истребители развернулись и снова пошли в атаку. Теперь навстречу им неслось множество красных шариков. С платформ били эрликоны. Ещё две пары эрэсов обрушились на состав с танками, поддали жару крупнокалиберные пулеметы. Но не везти же боеприпасы обратно !  Синчук снова устремился на горящий эшелон.

Вот тогда, в третьей атаке, нашла Сашу немецкая разрывная пуля. Он успел нажать на гашетку и, лишь выходя из пике, почувствовал резкую боль в правой ноге. Перед глазами поплыли красные круги, потонули в тумане циферблаты приборов...

Ему казалось, что он всё делает правильно: вышел из атаки, развернулся, летит к Волхову. На самом же деле он летел прямым курсом к противнику, и было непонятно, почему Синчук, обогнав его, показывает разворот в обратную сторону. Но командир есть командир, и надо выполнять то, что приказывает. Саша полетел вслед за Синчуком и, когда под крылом блеснул Волхов, понял, от какой беды спас его товарищ...

Лёжа в госпитале, Закревский вспоминал, как постигал он науку побеждать врага. Его первым учителем был Василий Синчук. Облачное небо Приволховья стало их учебной аудиторией, наглядными пособиями - самолёты врага. Прикрывая Синчука, повторяя в воздухе его маневры, отличавшиеся необыкновенной законченностью и даже изяществом, наблюдая за его стремительными, как молнии, атаками, Саша учился искусству истребительного боя. Вот Синчук качнул крыльями: "Атакую !   За мной !". Заход со стороны солнца или из облаков, решительное пике, грозный поток огня, и "наглядное пособие", дымя и завывая, прощается с небом.

Вскоре Саше пришлось самому показать, чему он научился у Синчука. Находясь в разведке, они обнаружили немецкий корректировщик "Хеншель-126" по прозвищу "каракатица" или "костыль". "Хеншели" корректировали стрельбу артиллерии, поэтому лётчики расправлялись с этими зловредными существами без всякой пощады.

Чтобы не спугнуть разведчика, Синчук сделал большой полукруг в небе и пошёл в атаку только тогда, когда солнце оказалось у него за спиной. Он налетел на "каракатицу" сверху. Трассы вонзились в кабину стрелка, который вёл встречный огонь, и погасли. Задранный вверх ствол пулемета стрелка как бы обозначал: "Я мёртв". "Хеншелю" оставалось жить не больше минуты, но у Синчука отказали пулеметы. Высунувшаяся из кабины рука в краге указала Саше на врага: "Добей !"

Ему казалось, что он всё делает так, как Синчук. Но "Хеншель", снижаясь, вихляя из стороны в сторону, удирал во все лопатки, и Саша никак не мог поймать его в прицел. Но вот крестик оптического прицела словно приклеился к серому с прозеленью загривку "каракатицы". Саша нажал на гашетку: "Ура !   Победа !" - "Хеншель" накренился, клюнул тупым носом и с полукилометровой высоты засвистел к земле.

...Когда пришел санитарный эшелон, Саша разломал гипс на ноге и был отправлен обратно в прифронтовой госпиталь, что и требовалось. Когда же медики вынесли заключение, что сержант Закревский А. В. не может летать с покалеченной ногой, он попросту обежал в свой полк. Сбив под руководством Синчука ещё 2 самолёта, он доказал, что мнение врачей было ошибочным.

В 254-м полку разведчики по - прежнему держались дружной сплочённой семьей. Решили даже в секретном порядке подготовить для новых друзей концерт, включив в программу сольное пение, пляску и баян. Но этим планам не суждено было сбыться, так как один из главных солистов - Вася Синчук - неожиданно ушёл из звена, пересев на новый истребитель Ла-5.

Вскоре Синчук стал потихоньку перетягивать на "Лавочкина" и Сашу. Синчук привык ощущать за спиной биение верного Сашиного сердца. Он понимал также, что на "ишачке" его друг не сможет раскрыть в полной мере свой талант, а в том, что Саша талантлив, что он истребитель "от бога", в этом Синчук не сомневался.

Саша не поддавался - его упорно отговаривали от этого друзья. Трудно было Саше разгадать тайные мотивы их поведения. Лишь много позже он догадался, что Володя Гайлов и Коля Зубков просто ревновали его к Василию. Им не хотелось, чтобы Саша уходил из разведывательного звена. Всё завершиось самым неожиданным и трагическим образом: Володя и Коля погибли в неравном бою с "Мессершмиттами", оба в один день...

*   *   *

24 Мая 1943 года Младший лейтенант А. В. Закревский вылетел на своём И-16 на разведку в сопровождении 4-х истребителей Ла-5. После фотографирования линии фронта в районе деревне Вороново ( недалеко от Мги ), Закревский обнаружил вражеский воздушный разведчик Me-110 в сопровождении двух истребителей FW-190.

"Лавочкины" из группы прикрытия, начав выполнять манёвр, не заметили противника. Вместе с Закревским остался только один Ла-5. Пара "Фокке - Вульфов", воспользовавшись ситуацией, стремительно пошла в атаку на машину Закревского. Завязался воздушный бой, в ходе которого противник решил расправиться сначала с одиночным Ла-5. Выручая товарища, Закревский пустил в сторону ведомого "Фоккера" РСы и обстрелял из пулемётов ведущего. Ведомый сначала отскочил в сторону, но затем снова пошёл в атаку и открыл огонь. Самолёт Закревского получил пробоину в правом крыле. FW-190 развернулся и пошёл в лобовую атаку.

А.В.Закревский
Александр Закревский, 1943 год.

Сблизившись, оба самолёта открыли огонь. Закревский промахнулся. "Фокке - Вульф" имея преимущество в скорости, мог проскочить под нашим истребителем и атаковать его сзади. Чтобы не дать ему такой возможности, Закревский решил пойти на таран... При ударе его выбросило из кабины. На время Александр потерял сознание и очнулся уже у самой земли. Успев раскрыть купол парашюта, он приземлился в расположении наших войск. Это был его 150-й боевой вылет и 21-й воздушный бой. За свой подвиг Младший лейтенант А. В. Закревский был награждён орденом Красного Знамени.

После недолгого лечения, вернувшись в полк, он принялся за восстановление своего разведывательного звена. Трудность заключалась в том, что полк воевал на скоростных, вооружённых пушками истребителях Ла-5, а зарведчики - на устаревших И-16. Последний "ишачок" разбился при таране 24 Мая, поэтому Александр с дозволения начальства перегнал новую червёрку И-16 из ремонтных мастерских. Из прежних лётчиков в звене тоже остался только он. Пополнение прислал резервный полк.

И снова начались фронтовые будни... 24 Июля, при выполнении очередного разведывательного задания, Александр Закревский был тяжело ранен в руку и попал в госпиталь. 30 Июля именно там ему был вручён новенький партийный билет.

*   *   *

А.В.Закревский

Много новых испытаний выпало на долю Александра после того, как он вылечил руку и вернулся в строй. Осенью 1943 года, в канун решающей битвы за Ленинград и Новгород, Саша освоил Ла-5, стал командиром звена, Лейтенантом. Летал он теперь в составе 2-й эскадрильи.

...1 Февраля 1944 года, в полдень, в жарко натопленную землянку, где отдыхали между боевыми вылетами лётчики, вошел своей легкой, стремительной походкой Василий Синчук. Оживленный, как всегда бывало с ним перед вылетом, он остановился, окинул быстрым взглядом лётчиков, и, когда его серые, чуточку насмешливые глаза остановились на Саше, сердце юного истребителя вздрогнуло от радостного предчувствия.

- Саша, давай быстрее готовь свою лайбу, пойдем на охоту !

Проговорив эту фразу, Синчук повернулся и исчез так же внезапно, как появился, а Саша, схватив шлемофон и планшет, затягивая на ходу "молнию", кинулся вон из землянки. Наконец - то ему выпало счастье испытать вновь восторг и упоение, которые всегда охватывали его, когда рядом с ним сражался Синчук.

Заревел самолёт Синчука. Ещё 4 истребителя подхватили запев флагмана. Позади машин закрутились снежные смерчи, сходясь в огромную белую тучу. Саша вскочил на крыло, с крыла в кабину. Рёв его "Лавочкина" с бортовым номером "66" слился с могучим рёвом пятерки. Мелькнул белый флаг стартера, два самолёта, сверкая красными звездами, помчались по снежной глади аэродрома и взлетели, за ними - ещё две пары.

Сильную шестёрку выслал в тот день 254-й полк на прикрытие пехоты и танков, пробивающихся от Новгорода к Луге. Уже одно то, что её вел помощник командира полка Капитан В. П. Синчук, говорило о многом. В 23 года Василий стал наставником молодых лётчиков - истребителей. Его авторитет непререкаем. Он сбил 15 вражеских самолётов, двумя орденами Красного Знамени отмечены его подвиги.

Не прошло и трёх минут после взлёта, как шестёрка превратилась в пятёрку. Сашина машина отделилась от группы и пошла на посадку. В спешке техник забыл закрыть на защёлку лючок. В воздухе лючок открылся, и в фюзеляже "Лавочкина" загудело и забурлило, как в аэродинамической трубе.

Закрыть лючок - секундное дело. Саша был уверен, что он вновь поднимется в воздух и присоединится к Синчуку, Тем более, что делал уже второй круг, поджидая друга. Но в довершение беды заклинило фонарь. Синчук уже не мог больше ждать...

Огорченный, злой, выбрался Саша из кабины. Надо же, из - за паршивой защёлки сорвался боевой вылет с Синчуком. Когда - то теперь доведется снова взлететь с ним в небо ?  Понурив голову, побрёл к землянке командного пункта. Здесь ему сказали, что Синчук уже дерётся с большой группой "Юнкерсов" и "Фокке - Вульфов" близ станции Передольская на железной дороге Ленинград - Дно.

В.П.Синчук
В. П. Синчук

- Иду в атаку ! - эта команда была последней, которую услышали по радио от Синчука. Уничтожив в последнем бою 3 вражеских самолёта, Василий погиб... Глубокий кровоточащий шрам пролег в те дни через душу Александра Закревского да так и остался там на всю жизнь.

18 Апреля 1944 года Василию Прокофьевичу Синчуку посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. В эти дни 254-й полк сражался на подступах к Пскову. Десятками сбитых немецких самолётов, исковерканных орудий, сожжённых автомашин, повреждённых паровозов поминали своего доблестного однополчанина лётчики - истребители.

Юра Ершов на своем истребителе написал: "За Синчука !". За 5 дней боёв он сбил 5 вражеских машин. Саша Серёгин довёл счёт своих побед до 8. Эскадрилья Виктора Труханова уничтожила полтора десятка "Юнкерсов" и "Фокке - Вульфов", а всего ко дню награждения Синчука Золотой Звездой полк сбил 110 вражеских боевых самолётов. Василий Синчук стал знаменем полка, его гордостью, честью...

Отважно сражался с врагами и Саша Закревский. Умело используя боевые возможности нового скоростного истребителя Ла-5, он провёл десятки воздушных боёв, разведок, штурмовок, довёл свой счёт сбитых самолётов противника до 13. Участвовал в разгроме врага под Ленинградом, в освобождении Новгорода и Пскова. Над Псковским озером в паре с Викентием Мельниковым провёл беспримерный бой с 30-ю бомбардировщиками Ju-87. Четыре "лапотника", пробив носами лёд, пошли на дно Псковского озера, 3 из них - записал на свой боевой счёт Саша Закревский.

А.В.Закревский

Затем он сражался на 3-м Прибалтийском фронте, участвовал в прорыве "Северного вала" и освобождении Риги. В возрасте 20 лет Закревский был назначен помошником командира полка по воздушно - стрелковой службе. Войну закончил командиром истребительного авиаполка.

У него 4 ордена Красного Знамени: три за войну, а 4-й за успешное освоение новой военной техники. Да, израненый, обожжёный лётчик продолжал боевую службу в ВВС страны и после окончания войны. Он вывел свой полк в передовые и был назначен заместителем командира авиационной истребительной дивизии. Но ранения и травмы дали о себе знать. По настоянию врачей, в 1960 году Полковник А. В. Закревский был вынужден покинуть небо...

Линия

Фотографии, помещённые в этой статье, любезно предоставлены родственниками Александра Васильевича Закревского.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д