Осипов Михаил Михайлович |
Михаил Осипов родился 27 Июля 1918 года в селе Кондоль Кондольского района Пензенской области, в семье крестьянина. В 1934 году окончил 7 классов сельской школы. Работал на заводе в Пензе, учился в аэроклубе. В Феврале 1938 года призван в ряды Красной Армии, закончил военную авиационную школу лётчиков в городе Тамбове, затем курсы командиров звеньев. Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. В действующей армии с Сентября 1941 года. Сражался на Южном фронте. Был ранен. Однажды, осенью 1941 года командир звена 8-го истребительного авиаполка ( 5-я резервная авиационная группа, Южный фронт ) Лейтенант М. М. Осипов, барражируя в зоне над Ростовом - на - Дону, завязал бой с двумя вражескими самолётами, из которого вышел победителем. 23 Января 1942 года со своим звеном, прикрывая наступающую кавалерийскую дивизию Генерал - Майора А. А. Гречко, в районе города Барвенково ( Харьковская область ) вступил в бой с группой "Юнкерсов". Израсходовав боеприпасы, Осипов дерзкими атаками принудил противника к бегству, настиг удиравшего врага на бреющем полёте и винтом своего самолёта отрубил ему хвост. "Юнкерс " врезался в землю и сгорел. Осипов же благополучно совершил посадку на своей территории. 1 Января 1942 года командир полка Майор Я. А. Курбатов решил "поздравить" врага. С новогодним "визитом" вылетели 5 лучших лётчиков полка, в том числе и Осипов. Погода была нелётная: шёл снег, мела позёмка, и противник чувствовал себя в полной безопасности. К Дебальцево лётчики подошли скрытно, маскируясь складками местности. Затем взмыли вверх и ударили реактивными снарядами по клубу, где пировали немецкие офицеры. В расположении врага поднялась невообразимая паника. Отважная пятёрка открыла пулемётный огонь и довершила начатое дело до конца. Как потом сообщили партизаны, новогоднее пиршество превратилось для врага в траур: около 50 человек было уничтожено, ещё десятки ранено... К Февралю 1942 года, участвуя в боях на ряде фронтов, Михаил Осипов совершил 127 успешных боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил лично 5 и в составе группы 3 самолёта противника, 1 самолёт таранил, уничтожил 4 танка, более 200 автомашин с солдатами и грузами. 6 Июня 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему, первому в полку, было присвоено звание Героя Советского Союза. В последующем он совершил ещё 173 боевых вылета. 22 Февраля 1942 года Михаил Осипов был назначен заместителем командира 2-й эскадрильи 8-го истребительного авиаполка. А вскоре началась Барвенково - Лозовская операция, в ходе которой нашим лётчикам пришлось драться с новыми немецкими истребителями Me-109F. В первом же бою, Михаил в лобовой атаке сбил один из таких "Мессеров". В Марте 1942 года, юго - западнее Краматорска, Лейтенант М. М. Осипов одержал свою очередную победу. Вспоминает известный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза Г. Р. Павлов: "В паре с Михаилом Осиповым мы вылетели на разведку. По пути нас перехватила четвёрка "Мессеров". Враг летел выше нас. Засуетившись они, расходясь попарно, стали занимать выгодное для атаки положение. Мы снизились почти до самой земли и пошли на бреющем. Противник, прибавив обороты, всей четвёркой перешёл в пикирование и устремился на нас. За счёт потери высоты скорость у них была внушительная. Но и мы шли на максимальной, делая вид, что не замечаем их. Стрелять на пикировании "Мессера" не станут: с большой дальности не попадёшь, а при малой - не хватит высоты для вывода самолёта. А им хотелось, конечно же, ударить наверняка. Осипов точно предугадал намерения врага и теперь выжидал. Его "Як" стал незаметно смещаться влево. Я делаю тоже самое. Вижу, как ведущий "Мессер" заводил носом - уточняет прицеливание. Ещё секунда - другая и он откроет огонь... - Пошли ! - спокойным голосом скомандовал Осипов и рванулся вверх так стремительно, что я чуть было не отстал от него. Закручивая косую петлю, с огромными перегрузками, мы резко пошли на вертикаль. Противник, проскочив вперёд, оказался ниже нас. Крутым виражом в верхней точке петли мы вышли в горизонтальный полёт и увидели противника уже на одной с нами высоте. Ме-109 потянулись за нами, но скоро поняли, что на виражах им с "Яками" не справиться, и попытались выйти из боя уходом вниз. Осипов, казалось, только и ждал этого. Когда ведущий "Мессер" крутнул переворот через крыло, он выполнил полубочку со снижением, резким и точным движением выровнял свой самолёт, выпустил длинную очередь. "Мессер" загорелся и понёсся к земле. Преследовать тройку удиравших "Мессеров" мы не решились, определив верный курс, продолжили полёт. Нашей основной целью была разведка..." В одном из последующих боёв, Михаил Осипов был ранен в голову и потерял один глаз. Его отправили в госпиталь. В конце Апреля 1943 года, после длительного лечения, он вернулся в полк. Несмотря на сильное ухудшение зрения, Михаил стал настойчиво просить разрешения на боевые вылеты. Но... командование полка запретило ему летать на задания, определив для работы в штаб. 26 Мая 1943 года отважный лётчик погиб в районе краснодарских плавней. В тот день полк вылетел на задание в полном составе. Осипов, воспользовавшись, отсутствием командира, вскочил в исправный "Як" и поднялся в воздух. Он взял курс на Киевское, где дрались его товарищи, и вскоре присоединился к ним. Вспоминает Г. Р. Павлов: "Михаил прицелился по "Юнкерсу" на развороте и ударил из пушки и пулемётов. Дальность стрельбы оказалась большой, и трасса лишь зацепила крыло бомбардировщика. Осипов пошёл в догон, уточняя прицеливание, и выпустил ещё одну очередь. Из правого мотора Ju-88 повалил густой чёрный дым. И в этот момент Михаил почувствовал удар сзади. Красноватые шнуры трасс мелькнули над головой, а несколько прошили его машину. Винт остановился и "Як" пошёл вниз... Осипов, получивший ранения в плечо и грудь, сбросил фонарь кабины отстегнул привязные ремни и сумел выбраться из машины. Поток подхватил его, парашют вскоре раскрылся и казалось всё будет нормально. Но... внизу, куда он снижался, блестели на солнце топкие плавни... Это были последние минуты жизни Героя..." Совершив за годы войны 300 боевых вылетов, Михаил Осипов уничтожил в воздушных боях 13 самолётов противника ( 9 лично и 4 в группе ). Был награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды. Именем Героя названы улица и средняя школа в селе Кондоль. |
Н а з а д