HSU

Макаров Аркадий Сергеевич

А.С.Макаров

Родился 6 Марта 1917 года в городе Самаре, в семье служащего. Окончил 7 классов в городе Озёры Московской области. Работал токарем на заводе и учился на рабфаке. С 1936 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с Августа 1941 года. Воевал на истребителях МиГ-3, Як-1, Ла-5, Ла-7.

К Сентябрю 1943 года командир звена 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационнй корпус, 15-я Воздушная армия, Брянский фронт ) Гвардии Лейтенант А. С. Макаров совершил 132 боевых вылета, в 51 воздушном бою сбил 13 самолётов противника. 28 Сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за период войны произвёл 286 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 22 самолёта противника.

После войны продолжал службу в ВВС. С 1957 года Полковник А. С. Макаров - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Жил в Москве. Умер 24 Августа 1996 года.

*   *   *

Начав Великую Отечественную войну в Августе 1941 года, Аркадий Макаров закончил её в небе Германии. Вот лишь несколько эпизодов из боевой деятельности этого замечательного воздушного бойца.

...2 Января 1943 года Совинформбюро сообщило об освобождении Великих Лук. Но в городской крепости, окружённой со всех сторон, продолжали обороняться довольно крупные силы противника. Поэтому немецкие войска попытались разорвать кольцо окружения и снова овладеть городом. Вражеская авиация активизировала свои действия, поддерживая наступающие войска и противодействуя нашим штурмовикам и бомбардировщикам.

6 Января авиация Калининского фронта обрушила мощные удары по наступавшим с Юго - Запада вражеским войскам. В этот день лётчики 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса провели 20 групповых воздушных боёв, в которых уничтожили 17 бомбардировщиков и 21 истребитель противника. Особенно большого успеха в этот день добились лётчики 32-го Гвардейского истребительного авиаполка, сбившие 17 вражеских самолётов. Героями дня стали И. М. Холодов, М. А. Гарам, А. С. Макаров, А. Д. Анискин, Ф. Ф. Прокопенко, А. П. Шишкин и другие пилоты.

В конце Февраля 1943 года войска Северо - Западного фронта нанесли очередной мощный удар по врагу. Наступающие части 1-й ударной армии поддерживала авиация. Противник группами от 4 до 8 истребителей активно противодействовал нашим штурмовикам. Поэтому в воздухе то и дело завязывались воздушные схватки. Напряжение для наших лётчиков было довольно высоким. Так 27 Февраля большинство из них выполнили по 4 - 5 боевых вылетов.

В течение дня лётчики 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса провели 8 воздушных боёв и уничтожили 14 самолётов противника. Одну из побед записал на свой личный счёт Гвардии Лейтенант А. С. Макаров.

Летом 1943 года Гвардейцы 32-го авиаполка участвовали в воздушных схватках на Курской дуге. 20 Июля 1943 года лётчики провели очень напряжённый бой. В тот день 10 истребителей Ла-5, ведомые штурманом полка Гвардии Майором И. М. Холодовым, прикрывали боевые порядки 3-й Танковой армии. В районе Спасское - Сомово, наша группа встретила 12 FW-190 и вступила с ними в бой. Вскоре подоспела ещё одна группа вражеских истребителей.

Гвардейцам пришлось нелегко. Противник, пользуясь значительным численным преимуществом, наседал. Но наши лётчики не только выстояли, но и сумели сбить 5 "Фоккеров". Майор И. М. Холодов, Старший лейтенант А. Я. Фёдоров и Младший лейтенант В. К. Боровик сбили по одному, а Лейтенант А. С. Макаров два самолёта противника. Правда, противнику удалось поджечь самолёт Старшего лейтенанта А. Я. Фёдорова, так же одержавшего одну победу. Наш пилот, тяжело раненый, спасся на парашюте.

...С начала Января 1944 года враг предпринимал отчаянные попытки восстановить утраченное положение. Его авиация активно поддерживала свои войска, пытавшиеся перейти в наступление. Поэтому в воздухе не прекращались жаркие бои. В отдельные дни напряжение достигало таких размеров, когда в воздухе одновременно патрулировало над полем боя до 30 - 40 наших истребителей. На подступах к Витебску, в начале 1944 года нашло широкое применение радиолокационных станций "Редут", которые стали уверенно выдавать данные о полётах авиации противника.

8 Января одна из станций обнаружила приближение к линии фронта группы самолётов врага. Командир 3-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии Гвардии Полковник В. П. Ухов немедленно дал сигнал на вылет дежурной группы. Восьмёрка Ла-5 из 32-го ГвИАП во главе с Героем Советского Союза Гвардии Майором И. М. Холодовым быстро взлетела и была наведена на бомбардировщики противника. Имея точную информацию о месте и боевом порядке вражеских самолётов, Холодов сумел набрать большую высоту и незаметно атаковать неприятеля. Завязался скоротечный бой, в результате которого нашими лётчиками было сбито 4 вражеских самолёта. Два Ju-87 сбил Холодов, ещё по одному "Юнкерсу" сбили Герои Советского Союза А. С. Макаров и А. П. Шишкин.

3 Марта 1944 года командир 32-го Гвардейского истребительного авиационого полка Гвардии Подполковник А. Ф. Семёнов вылетел на боевое задание со своим заместителем Гвардии Майором В. А. Луцким, Гвардии Капитаном А. С. Макаровым и Гвардии Старшим лейтенантом Ю. Я. Келейниковым. Истребители углубились за линию фронта на 40 - 50 км и стали ходить парралельно линии фронта на повышенной скорости. Через несколько минут Луцкий доложил о замеченной им группе вражеских бомбардировщиков.

Семёнов повёл свою четвёрку с набором высоты на сближение с "Юнкерсами", которых было около двух десятков. Бомбардировщики шли без истребительного прикрытия. Семёнов принял решение немедленно атаковать врага. После первой атаки нашего звена запылали два Ju-87. Остальные, нарушив строй, расползлись в разные стороны. Группа Семёнова использовала замешательство противника. Ещё 2 пикировщика рухнули на землю. В это время с запада показалась группа истребителей противника, но наша четвёрка со снижением ушла на свою территорию.

К концу войны Аркадий Макаров совершил 286 успешных боевых вылетов, сбил 22 самолёта противника. Среди них: Не-111, FW-189, по нескольку Ju-87, Ме-109, FW-190. При этом, всего один единственный раз Макаров был подбит при атаке Ju-88 очередью стрелка. Тогда он посадил свой повреждённый "МиГ" на брюхо.

После войны Аркадий Сергеевич ещё долго продолжал служить в авиации. До 1957 года он летал на различных типах истребителей: МиГ-15, МиГ-17, Як-15, Ла-15, Як-17. В 1957 году Полковник А. С. Макаров вышел в запасе. Последние годы жил в Москве.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д