Иван Леонов родился 1 Февраля 1923 года в деревне Моговка
Шаблыкинского района Орловской области. Отец - Леонов Антон Фёдорович ( 1897 -
1982 гг ). Мать - Леонова Пелагея Мироновна ( 1899 - 1936 гг ). Супруга - Леонова
Нина Васильевна ( 1925 года рождения ). Дочери: Леонова Анна Ивановна ( 1947 года
рождения ), Леонова Нина Ивановна (1966 года рождения ). Помимо двух своих дочерей
Иван Антонович и его супруга Нина Васильевна воспитали ещё 5-х приемных детей,
родители которых погибли на войне.
В 1938 году Иван Леонов окончил 7 классов Молодовской неполной средней школы
и поступил в ФЗУ в городе Брянске. Одновременно учился в Брянском аэроклубе
Осоавиахима. Окончив в 1940 году ФЗУ и аэроклуб, работал в депо Брянск - 1,
затем на заводе "Красный Профинтерн" города Бежица. В Апреле 1941 года Иван
Леонов поступил в Армавирскую школу пилотов истребительной авиации и, окончив
её по ускоренному курсу, был направлен на Забайкальский фронт в 56-й истребительный
авиационный полк, дислоцировавшийся в Монголии.
В 1942 году, переучившись на самолёт ЛаГГ-3 в Подмосковье,
Леонов совершил 10 боевых вылетов.
За время войны Ивана Леонова трижды считали погибшим. Первый
раз это случилось в Апреле 1942 года под Москвой. Юный выпускник Армавирской
школы пилотов вылетел на своё первое боевое задание на истребителе ЛаГГ-3,
прикрывая наши бомбардировщики. В том бою Иван Леонов сбил свой первый вражеский
самолёт Ju-88. Когда возвращались, командир звена по радио передал новичку, что
его самолёт горит. Леонов попытался сбить пламя - безрезультатно. Командир
приказал прыгать. Но раскрыть парашют Леонову удалось лишь в 300 метрах от
земли. Получился невольный затяжной прыжок. При приземлении он сильно подвернул
ногу. Местные мальчишки на руках отнесли лётчика в село. Старушка - знахарка,
которую привёл председатель колхоза, вправила вывих. Через несколько дней Леонов
возвратился на аэродром. К тому времени его уже считали погибшим, решив, что
парашют так и не раскрылся.
Вскоре И. А. Леонов был направлен в город Арзамас для
переучивания на самолёт Ла-5. По окончании учебы он прибыл в город Щигры на
Орловско - Курской дуге. Сопровождая штурмовики Ил-2 и бомбардировщик Пе-2,
Леонов совершил 50 боевых вылетов. За это время он записал на свой счет 7 самолётов
противника, в том числе 5, сбитых им лично, и 2 - в групповых боях. 15 Июля
1943 года в воздушном бою он получил тяжёлое ранение.
В тот день он и его ведущий Старший лейтенант Шестак возвращались
с аэрофоторазведки и нарвались на группу FW-190. Во время неравного боя ведущий
и ведомый потеряли друг друга из виду. Четвёрка "Фоккеров" взяла самолет Леонова
в "клещи". Уходя от прицельного огня, он бросал истребитель из стороны в сторону
и вдруг почувствовал, что левое плечо занемело. Посмотрел на руку: она безжизненно
свалилась с сектора газа, плетью повиснув вдоль сиденья, залитого кровью. Объятый
пламенем самолёт стал неуправляем и вошёл в штопор. Иван почувствовал, что теряет
сознание, но самолёт сумел покинуть.
Очнулся через минуту - другую на высоте примерно 1000 метров.
Вокруг царила тишина, и только легонько шуршал парашют. Немецкие лётчики решили
добить его. Они изрешетили парашют, но не попали. Он приземлился на нейтральной
полосе, в заросший кувшинками и тиной сельский пруд. И это спасло ему жизнь,
поскольку пробитый парашют на последних сотнях метров почти не тормозил падение.
Иван снова потерял сознание и лишь намного позже узнал обстоятельства своего
спасения. Оказалось, что неподалеку от него приземлился один из сбитых вражеских
лётчиков, и немцы с передовой пытались его вытащить. Одновременно на помощь
Леонову поспешили наши бойцы. Между поисковыми группами завязался бой, в результате
которого противник был отброшен, а Леонова в бессознательном состоянии вытащили
из пруда и доставили в расположение советских войск.
Пока довезли до медсанбата, а оттуда - до полевого госпиталя,
развилась газовая гангрена в руке, и её пришлось ампутировать по самое плечо.
Много месяцев провел Иван Леонов в госпитале. Снаряд, перебивший руку, раздробил
бронеспинку сиденья пилота, осколки которой впились в плечо и пробили лёгкое.
Четыре самых крупных врачам удалось извлечь, а 12 - до сих пор носит в себе
фронтовик.
Месяцы, проведённые в госпитале, Леонов не терял даром. Он хотел
летать, однако управлять самолётом без руки ещё не удавалось никому. Его направили
на корректировочный пост 1-й Воздушной армии, которой командовал прославленный
лётчик Михаил Громов. Однажды на пост прибыл сам командарм, и Иван попросился
летать. Громов опешил: "Ты же однорукий !" Леонов отрезал: "Был бы двурукий,
Вас не просил бы". Командарм обещал подумать. Через неделю Леонов отправился в
штаб армии и снова повторил свою просьбу. В тот же день командарм распорядился
выделить ему для тренировок самолёт По-2, а через 5 суток устроить экзамен.
Ещё в госпитале Иван разработал несколько приспособлений для
управления сектором газа без левой руки. Из тонкого листа алюминия смастерили
наплечник, приделали к нему шарнир, подсоединяющийся к ручке сектора газа. В
тот же день Леонов впервые взлетел после долгого перерыва. И началась боевая
работа, правда, теперь уже на По-2 в 33-й эскадрилье связи 1-й Воздушной армии:
доставка печати на передовую, перевозка раненых, воздушные рейсы в тыл врага
к партизанам. Этот период боевой истории И. А. Леонова подробно описан в книге
командующего 1-й Воздушной армией Генерала М. М. Громова "На земле и в небе".
В конце 1944 года, возвращаясь из вражеского тыла на небольшой
высоте, Леонов попал под обстрел вражеских автоматчиков и был ранен в ногу.
Чувствуя, что теряет сознание, Иван посадил самолёт на поле сразу за передовой.
Наши бойцы на танке отвезли лётчика в медсанбат. Потом снова был госпиталь.
В полку его какое - то время считали погибшим. Именно в те дни
в дивизию пришла выписка из Указа Президиума Верховного Совета СССР о присвоении
Леонову звания Героя Советского Союза. И кто - то из штабистов на бумаге начертал
резолюцию: "Награда не вручена в связи с гибелью". Однако всё это выяснилось
лишь через полвека. Указом Президента Российской Федерации от 16 Февраля 1995
года Ивану Антоновичу Леонову было присвоено звание Героя Российской Федерации.
После ранения в ногу Леонов выбыл из лётного состава. Его перевели
на работу в штаб 900-го Оршанского истребительного авиационного полка.
В 1946 году он был демобилизован. Работал в системе "Трудовые
резервы" воспитателем, директором ФЗО. В 1948 году ЦК ВЛКСМ направил И. А. Леонова
на работу в Мценский, а затем Тельченский район Орловской области. Вернувшись в
родные места, Леонов увлёкся мотоциклетным спортом и, несмотря на отсутствие
руки, занимал призовые места на чемпионатах области по мотокроссу. Позднее стал
судьей республиканской категории по этому виду спорта.
После переезда в город Бежицу И. А. Леонов снова работал в
"Трудовых резервах" ( 1950 - 1966 годах ). В 1959 году окончил Минский педагогический
институт. С 14 Декабря 1966 по 1 Октября 1980 года работал в ДОСААФ преподавателем
правил дорожного движения и устройства автомобиля. Впоследствии стал начальником
областного автоклуба. В дальнейшем он вновь сменил местожительство, переехав в
город Щекино, где преподавал в школе ДОСААФ. В последние годы преподавал в
Тульском автотранспортном техникуме.
И. А. Леонов долгие годы работал в Брянске директором в
специальном ремесленном училище ( детдоме ). Ведёт активную воспитательно -
патриотическую работу с молодёжью, систематически выступает в институтах,
школах, воинских частях, на предприятиях, в средствах массовой информации.
Он - член Тульского областного и городского Совета ветеранов войны и труда
Вооружённых Сил и правоохранительных органов.
Герой Российской Федерации И. А. Леонов награждён орденами
Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны I-й степени, медалью "За отвагу",
"За оборону Москвы", "За взятие Кенигсберга", многими другими медалями. Он -
почётный гражданин Шаблыкинского района Орловской области, почётный член РОСТО.
За уникальный подвиг и участие в боях на самолётах с одной рукой занесён в
Книгу рекордов Гиннесса. Именем лётчика И. А. Леонова названы улицы в городе
Орле и одном из посёлков в Шаблыкинском районе.
Экспозиции, посвящённые подвигу Героя Российской Федерации И. А.
Леонова, созданы в ряде музеев Тульской, Брянской, Курской областей, в музее
Войск ПВО и музее Армавирского института лётчиков. Его имя занесено в энциклопедию
"Писатели на пороге ХХI века" ( том 2, стр. 102 ).
Иван Антонович Леонов - заядлый автолюбитель. Пишет книги
воспоминаний, повести, рассказы, стихи. Увлекается пчеловодством и садоводством.
Живёт в Туле. Является членом Союза писателей. Его перу принадлежат книга
"Назван человеком из Легенды" ( 1998 - 1999 гг ) и сборник "Поэмы и стихи" ( 1999 г ).
О нём самом написано 5 книг: "В небе над Курском" ( Воронеж, 1989 г ), "Первый
выпуск Армавирской школы" ( М. Тегенев, Краснодар, 1983 г ), "Земля Пересвета"
( В. Роднов, Приупское издательство, 1984 г ), "Колокол на Долгом лугу" ( В.
Овчинников, Молодая Гвардия, 1989 г ), "Десна" ( В. Роднов, Брянск, 1995 г ).