За время Великой Отечественной войны Семёну Андриановичу Лебедеву
несколько раз довелось принять участие нанесении штурмовых ударов по аэродромам
противника. Его воспоминания о наиболее интересных случаях, связанных с этим
видом деятельности истребительной авиации, и приводятся ниже...
* * *
Удар по аэродрому Анапа
B Мае 1943 года наша истребительная авиация Северо - Кавказского
фронта, осуществляя борьбу за господство в воздухе, произвела большое количество
ударов по аэродромам противника. Так, 26 Мая на рассвете, в 3:55, шестью самолётами
Як-7 под командованием Майора Дорошенкова был нанесен удар по аэродрому Анапа.
Первый заход на атаку был парами. В этом заходе произвели бомбометание
с углом 70 градусов. Бомбы сбрасывали на высоте 500 метров. После бомбометания
в этом же заходе обстреляли самолёты противника пулемётно - пушечным огнём,
снижаясь до высоты 50 метров. Второй и третий заходы ввиду сильного противодействия
зенитной артиллерии произвели одиночными самолетами с разных направлений.
В результате налёта один самолет противника и бензозаправщик
были подожжены и 5 самолётов повреждены. Три наших самолёта были подбиты зенитным
огнём, но вернулись на свой аэродром. Второй удар по этому аэродрому был произведен
4 Июля 1943 года 13-ю самолетами Як-7Б в 3:05. Этот налёт ничем не отличался от
первого, за исключением того, что был изменён маршрут полета и подход к аэродрому
Анапа. На этот раз мы подошли к аэродрому с тыла, со стороны моря, чем и была
обеспечена внезапность удара.
Полёт к цели производился на высоте 2500 метров при скорости
полёта на маршруте 360 км/час. На аэродроме было обнаружено и повреждено 10
самолётов противника. Контроль наших действий осуществлял летевший вместе с
группой командир корпуса Генерал - Лейтенант авиации Е. Я. Савицкий. Налёты в
обоих описанных случаях производились без доразведки, так как хорошо было
известно, что противник располагает очень ограниченным количеством аэродромов
на Таманском полуострове и что на аэродроме Анапа действительно базируется
основная масса немецких истребителей.
Успеху налёта по аэродрому Анапа содействовала тщательная,
заблаговременная подготовка лётчиков. По приказанию Савицкого мы провели
предварительно тренировку в стрельбе по щитам ночью, в сумерках и в бомбометании
с пикирования.
Налёт на аэродромы Апостолово и Костромка
3 Января 1944 года согласно намеченному плану в 13:30 две
эскадрильи нашего полка взлетели для ударов по аэродрому Апостолово. Одну
эскадрилью возглавлял я, вторую - Старший лейтенант С. Маковский. С целью
достижения относительной внезапности удара, обе эскадрильи пересекли линию
фронта на высоте 4000 метров и подошли к цели с запада.
На подступах к аэродрому, расположенному северо - восточнее
Большая Костромка, я был встречен четвёркой истребителей противника. В завязавшемся
воздушном бою два из них были сбиты лётчиками прикрывающего звена. Моё ударное
звено, пользуясь тем, что вражеские истребители были связаны боем, успешно
атаковало материальную часть на аэродроме и пулемётно - пушечным огнем уничтожило
с первого захода три самолёта противника. После окончания боя с вражескими
истребителями прикрывающее звено одной парой атаковало обнаруженные зенитные
огневые точки, а второй - произвело нападение на группу вражеских бомбардировщиков,
появившихся в это время над аэродромом. В этом воздушном бою были сбиты один
пикировщик Ju-87 и один штурмовик Hs-129.
Эскадрилья Старшего лейтенанта Маковского, наносившая удар по
аэродрому западнее Большая Костромка, противодействия в воздухе со стороны
истребителей противника не встретила и обоими звеньями атаковала его самолёты
на стоянках. В результате на аэродроме были уничтожены три самолёта Ме-109,
один FW-189 и сожжен один бензозаправщик. Все мы вернулись без потерь.
Налёт на аэродром Лепатиха
По данным разведки в первых числах Января 1944 года группой 18
Як-9 был произведён удар по аэродрому Лепатиха. В районе цели облачность была
3 - 5 баллов на высоте 3000 - 4000 метров, видимость 5 - 10 км. Самолеты Як-9
на 50% были вооружены 37-мм пушками. Боевой порядок состоял из ударной группы
в 10 самолётов и прикрывающей - в 8 самолётов.
Ударная группа под командованием Героя Советского Союза Майора
В. Климова получила задание уничтожить пушечно - пулемётным огнём самолёты противника
на аэродроме. Четыре самолёта из этой группы под командованием Лейтенанта Василенко
должны были подавлять зенитные точки в районе цели. Для обеспечения действий
первых двух групп была выделена прикрывающая группа - 8 самолётов под моим
командованием.
Наводил группу на цель Герой Советского Союза Майор И. Федоров,
который за 1,5 - 2 часа до вылета на штурмовку произвёл парой Як-9 доразведку
аэродрома Лепатиха. Перед вылетом на боевое задание Майор Федоров подробно
инструктировал лётчиков о расположении аэродрома Лепатиха, местах стоянок
самолётов противника и о подходах для атаки цели.
В 14:08 самолёты вылетели на выполнение боевой задачи. В середине
маршрута 4 самолёта группы Лейтенанта Василенко возвратились на свой аэродром
из - за неисправности материальной части. Ударная группа Майора Климова подошла
к аэродрому Лепатиха на высоте 2000 метров и с пикирования под углом 30 - 35 градусов
произвела атаку самолётов противника, уничтожив при этом три машины типа Hs-129.
Удар для противника оказался настолько неожиданным, что его зенитная
артиллерия открыла огонь лишь при втором заходе истребителей на цель. Я со своей
группой шёл выше ударной на 600 - 1000 метров, но ввиду ослабления этой группы
уходом Лейтенанта Василенко я приказал одной своей паре действовать по енитным точкам.
При подходе к аэродрому Лепатиха мы увидели над ним группу
бомбардировщиков противника и пристраивавшихся к ним Ме-109. По радио передал
Майору В. Климову, чтобы он не рассчитывал на мое прикрытие, а сам немедленно
четверкой атаковал бомбардировщиков, и одной паре Лейтенанта Дыдыгина приказал
атаковать истребителей. С первой атаки мы сбили три самолета Ju-88. После этого
противник пришел в полное замешательство. Бомбардировщики рассеялись и начали
пикировать, сбрасывая свои бомбы, которые падали почти около самого аэродрома.
Лейтенант Дыдыгин парой смело атаковал немецких истребителей,
которые также смешались. Хорошая радиосвязь позволила мне держать группу в кулаке
и организованно с боем отходить на свою территорию. Но в воздухе находилось еще
8 истребителей Ме-109, которые при отходе от цели атаковали группу Майора В.
Климова. В результате завязавшегося воздушного боя 2 истребителя противника
были сбиты. Все наши самолёты вернулись на свой аэродром.
( Из воспоминаний Полковника С. А. Лебедева )
|