HSU

Лавренов Александр Филиппович

А.Ф.Лавренов

Родился 20 Апреля 1920 года в селе Печерниковские Выселки Рязанской губернии ( ныне Михайловского района Рязанской области ), в семье крестьянина. Окончив 7 классов, приехал в Москву, где поступил в школу ФЗУ при заводе "Динамо" и в аэроклуб. С 1938 года в Красной Армии, в том же году был принят в Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С Апреля 1943 года в действующей армии. К Июню 1943 года помошник командира 291-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе ( 265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт ) Лейтенант А. Ф. Лавренов совершил 47 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил лично 17 и в составе группы 3 самолёта противника. 1 Ноября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего выполнил около 150 боевых вылетов, участвуя в 40 воздушных боях записал на свой счёт не менее 29 побед.

26 Марта 1944 года погиб в боях за Крым. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды. Похоронен в селе Красноармейское Красноперекопского района Крымской области. Мемориальная доска установлена на здании школы в селе Печерниковские Выселки. Его имя носит улица в городе Михайлов Рязанской области и судно Морского речного хозяйства.

*   *   *

Человек яркой и короткой боевой биографии, Александр Лавренов сражался менее года. Окунувшись в пекло Кубанской битвы, он сразу же одерживает первую победу, через несколько дней следующую и дальше делает это с завидной регулярностью, уничтожая неприятельские самолеты чаще, чем в каждом третьем боевом вылете...

Свой фронтовой путь Лавренов начал в день своего 23-летия, в небе Кубани. Сражался в составе 291-го истребительного авиаполка, вооружённого истребителями Як-1. 29 Апреля 1943 года, в бою над Крымской, он в упор сбивает вражеский истребитель Ме-109, 2 Мая в составе группы по расчистке воздуха сбивает двух "Мессеров", а 27 Мая в паре с будущим Героем Советского Союза В. С. Конобаевым, выполнив задачу по сопровождению Пе-2, атакует встречных "Юнкерсов" и в коротком бою сбивает сразу 5 "лаптежников" !

Для воздушных боев Лавренова характерны самоотверженное внедрение в боевые порядки противника и огонь с крайне коротких, в 20 - 30 метров, дистанций. Уже в начале Июня, полтора месяца спустя после начала боевой работы, Лейтенант А. Ф. Лавренов был представлен к званию Героя Советского Союза. Сослуживцы запомнили его сосредоточенным и собранным, в любой ситуации исключительно спокойным и аккуратным, внешне равнодушным к похвалам и наградам.

После Кубанской эпопеи Лавренов участвовал в боях под Мелитополем и Запорожьем.

В Июле 1943 года Александра Лавренова командировали в глубокий тыл с почётным заданием: получить построенные на средства академика В. Н. Образцова новенький истребитель. Выбор пал на Лейтенанта Лавренова не случайно: к тому времени на счету помошника командира 291-го истребительного авиаполка, воевавшего на Северо - Кавказском фронте в составе 265-й истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса 4-й Воздушной армии, было уже 47 боевых вылетов. В 26 воздушных боях он сбил 17 вражеских самолётов лично и 3 в составе группы, хотя прибыл на фронт лишь в Апреле того же года.

Академик Владимир Николаевич Образцов, известный учёный, специалист по проектированию и строительству жележных дорог, был удостоен за свои труды в 1942 году Государственной премии, которую он решил отдать на строительство самолёта. Подготовленный для лётчика истребитель назвали "Ртищевский железнодорожник" - академик был депутатом Верховного Совета СССР от Ртищевского избирательного округа.

Так завязалась крепкая дружба между 69-летним академиком и 23-летним лётчиком. Между ними завязалась переписка. 1 Ноября 1943 года Указом президиума Верховного Совета СССР Александру Филипповичу Лавренову было присвоено звание Героя Советского Союза. На его счету к тому времени числилось уже 23 воздушные победы. В связи с этим торжественным событием однополчане послали матери лётчика - Дарье Ефимовне поздравительное письмо. Откликнулся на это радостное событие и академик Образцов, также отправивший ей своё послание.

5 Июня 1944 года академик Образцов написал ей очередное письмо. В нём он писал, что последнее письмо полученное им от Александра было датировано 18 Марта 1944 года. Лётчик писал, что на именном самолёте совершил более 100 боевых вылетов, сбил 9 самолётов в воздухе и 2 уничтожил на земле. Приглашал академика приехать на фронт, посмотреть на боевую работу.

Но как оказалось, в то самое время, когда Владимир Николаевич Образцов писал матери Александра Лавренова своё письмо, отважного лётчика уже не было в живых... Он погиб 26 Марта 1944 года в напряжённом воздушном бою над Сивашом.

В тот день лётчики 278-й истребительной дивизии, которой командовал Полковник Лисин, прикрывали переправу через Сиваш. Понадеявшись на то, что немцы не пошлют сюда крупных сил, командир направил на боевое задание наспех спаренные экипажи из молодых, необстрелянных лётчиков, а сам устроил в штабе какой - то семинар. Враг же вопреки ожиданиям направил к Сивашу несколько десятков бомбардировщиков в сопровождении истребителей 52-й эскадры. В рядах защитников переправы появилась растерянность, взаимодействие между истребителями нарушилось. Лётчики дрались кто как мог.

В этот день дивизия потеряла 10 истребителей. Погибли, в частности, командир 812-го истребительного полка Майор Волков и Герой Советского Союза А. Ф. Лавренов. Они вылетели на выручку молодежи, но поправить дело уже не смогли. О этом бое впоследствии рассказал Генерал - Майор авиации в отставке В. Киселёв:

"Воздушный бой начался со встречи 4 истребителей 812-го авиаполка с большой группой немецких самолётов, шедших бомбить переправу через Сиваш. На помощь нашей четвёрки с ближайшего аэродрома немедленно было направлено подкрепление. Взлетели 3 группы истребителей, одну из которых возглавил командир полка Майор Волков. Им пришлось вести бой с немецкими асами из 52-й истребительной эскадры, имевшими богатый боевой опыт.

Me-109G-6

Истребитель Me-109G-6 Хауптмана Херда Баркхорна, II. / JG 52.

Однако лобовых атак даже эти опытнейшие немецкие пилоты не выдерживали. Так, именно в лобовой атаке первой же очередью Майору Волкову удалось свалить наиболее наглого врага. Но в это время его напарник, молодой лётчик, не удержался в строю, отвалил в сторону и тут же стал жертвой другой вражеской пары...

Оставшись один, без напарника, Волков попал в клещи двух пар Ме-109. На выручку своему командиру бросился Герой Советского Союза Капитан А. Ф. Лавренов. Но было уже поздно, самолёт Волкова загорелся и с нарастающей скоростью потянул к земле. Колпак кабины не открывался, видимо, лётчик был убит или тяжело ранен. Капитан Лавренов с безумной храбростью бросился на ближайшего "Мессера", всадил в него весь оставшийся боекомплект с такого близкого расстояния, что не успел отвернуть в сторону и на большой скорости врезался в хвост вражеского самолёта. Он рассчитался за своего командира ценой собственной жизни..."

К тому времени на боевом счету Александра Филипповича Лавренова официально числилось 29 воздушных побед, одержанных им лично и в группе с товарищами. При этом, в одних источниках указывается на 26 личных и 3 групповые, в других - на 22 личные и 7 групповых побед. Однако если обстоятельства его гибели, приведённые в рассказе В. Киселёва, соответствуют действительности, получается что таранив "Мессер", Лавренов одержал свою 30-ю воздушную победу...

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д