HSU

Кулиев Адиль Гусейнович

Кулиев А.Г.

Родился 22 Ноября 1922 года в городе Баку, в семье крестьянина. Окончил школу № 14. С 1941 года в Красной Армии. В 1942 году окончил Сталинградское военное авиационное училище лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с Октября 1942 года. Сражался на Калининском, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 3-м Белорусском фронтах.

К 10 Сентября 1944 года заместитель командира, штурман эскадрильи 65-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 4-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии Капитан А. Г. Кулиев совершил 141 боевой вылет, в 38 воздушных боях сбил 15 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1966 года Гвардии Подполковник А. Г. Кулиев - в запасе. Работал начальника аэропорта Баку, начальником отдела Азербайджанского потребительского общества. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Автор книг: "До встречи в Берлине", "Есть пламя !".

*   *   *

Адиль Гусейнович Кулиев в годы войны прошёл долгий и тяжёлый путь. В Октябре 1942 года сержантом он был направлен в 157-й ИАП, однако уже вскоре его перевели в состав 875-го ИАП ( в Марте 1943 года ставший 66-м Гвардейским ИАП ). Летом 1943 года участвовал в боях под Курском. В 1944 году, уже Капитаном, был переведён в 65-й Гвардейский ИАП на 1-й Прибалтийский фронт. К концу войны в воздушных боях уничтожил 18 самолётов противника. Но всё это будет лишь к Маю 1945 года, а пока...

Март 1943 года. Лётчики 1-го истребительного авиакорпуса крепко держат инициативу в своих руках и не допускают бомбардировщики противника к войскам и переправам через реку Ловань. Однако борьба за господство в воздухе приняла ожесточённый характер. 6 Марта успешный бой провели лётчики 875-го истребительного авиаполка. Шестёрка Як-7Б, ведомая Лейтенантом В. В. Скоруком, вылетела на сопровождение штурмовиков, наносивших удар по войскам противника. В момент отхода "Илов" от цели появилась шестёрка Ме-109G и пара FW-190. Наши лётчики устремились на врага. В завязавшемся бою было уничтожено 6 истребителей врага. Одну из побед записал на свой счёт сержант Адиль Кулиев, сбивший Ме-109. Ни штурмовики, ни группа истребителей потерь не имели.

22 Марта 1943 года группа Як-1 из состава 65-го Гвардейского истребительного авиаполка, в составе которой находился молодой пилот Гвардии старший сержант А. Г. Кулиев, сопровождала штурмовики. В районе цели большая группа FW-190 яростно набросилась на "Илы" и сопровождавших их истребителей. Молодому пилоту Кулиеву пришлось драться с 4-мя "Фоккерами". Кулиев смело вступил в неравный бой. Вскоре он сбил один FW-190, но и его самолёт подожгли. На горящей машине лётчик дотянул до своей территории. Когда дальше лететь стало невозможно, он выбросился с парашютом. Но ветром парашют снесло на нейтральную полосу, и он приземлился между нашими и немецкими окопами. Противник, стремясь захватить Кулиева, устремился к нему. Но наша пехота открыла ураганный огонь по переднему краю врага и помогла лётчику избежать плена.

Командир стрелковой дивизии, наблюдавший воздушный бой Кулиева, приказал привести лётчика к нему. Когда Кулиев подошёл к Генералу, тот с удивлением сказал: "Я думал, что там дерётся богатырь, а этот богатырь - совсем юнец !"

Генерал расспросил Кулиева о самочувствии, угостил его обедом и приказал на машине доставить на свой аэродром. Впоследствии Адиль Кулиев быстро прогрессировал как истребитель, одержав ещё много блестящих побед.

...Июнь 1944 года. Авиаторы 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса прикрывают наступающие войска 3-го Белорусского фронта на оршанском направлении, ведут воздушную разведку, блокируют вражеские аэродромы.

Истребитель Як-9
Як-9 Гвардейского авиационного полка.

23 Июня частями корпуса было произведено 267 боевых вылетов, в 8 воздушных боях сбито 7 самолётов противника. Один из них пришёлся на долю Кулинва. Произошло это так: утром шесть Як-9 из состава 65-го Гвардейского авиаполка во главе с Гвардии Старшим лейтенантом А. Г. Кулиевым вылетели по вызову с КП корпуса в район Хлюстино - Селище. В районе цели они встретили 4 истребителя FW-190 и пару Me-109. Гвардейцы вступили в бой, в результате которого Старший лейтенант Кулиев и Лейтенант Несвяченный сбили по одному "Фоккеру".

В начале Февраля 1945 года части корпуса были перебазированы с Мемельского на Либавское направление, прикрывать действия войск 1-го Прибалтийского фронта. Несмотря на то, что зимой напряжение в лётных частях несколько спало, в отдельные периоды лётчикам приходилось вести ожесточённые воздушные бои.

Так, 21 Февраля 1945 года 8 истребителей Як-9 из состава 65-го Гвардейского Краснознамённого, ордена Суворова 3-й степени истребительного авиаполка, ведомые Гвардии Капитаном Адилем Гусейновичем Кулиевым, вылетели на прикрытие штурмовиков в район Вирга - Пурмсаты. Восьмёрка шла развёрнутым фронтом звеньев с интервалом 400 метров и с превышением одного звена над другим 50 - 70 метров. В четвёрках пары имели интервал 100 - 150 метров.

В 15 часов в районе цели появились 10 истребителей противника типа FW-190, шедшие выше группы Кулиева. Истребители врага шли также развёрнутым строем четвёрок, а в центре строя отдельно держалась пара. Противник заметил "Яки" раньше и попытался использовать такой важный тактический фактор, как внезапность.

Но станция наведения своевременно заметила готовящуюся атаку и предупредила об этом Кулиева. Тот повёл свою группу навстречу врагу. В процессе сближения он набрал высоту и атаковал ведущего первой четвёрки сверху. "Фоккер" стал уходить из - под атаки, резко снижаясь, но, видимо, не рассчитал высоту, врезался в землю и взорвался.

Ведущий второй нашей четвёрки Герой Советского Союза Гвардии Капитан А. И. Попов, отбивая атаку на своего ведомого, с дистанции 50 - 70 метров меткой очередью сбил второго FW-190. Гвардии Лейтенант Т. А. Бычков уничтожил третьего. Потеряв три машины, вражеские истребители вышли из боя крутым пикированием и скрылись...

В конце Марта 1945 года лётчики 65-го Гвардейского авиаполка на аэродроме Шауляй начали переучивание на новые истребители Як-3. Уже 19 Апреля, полк присоединился к остальным частям своего корпуса, приняв участие в заключительной операции Советских войск - Берлинской.

К концу войны Гвардии Капитан А. Г. Кулиев совершил 265 успешных боевых вылетов в небе Белоруссии, Прибалтики и Восточной Пруссии. Участвуя в 64 воздушных боях, лично сбил 18 вражеских самолётов. День Победы он встретил уже Героем Советского Союза.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д