Ковалёв Константин Федотович |
Родился 20 Мая 1913 года в станице Мингрельская, ныне Абинского района Краснодарского края, в семье кустаря. Окончил строительное училище в Новороссийске, работал арматурщиком на заводе "Красный котельщик" в Таганроге ( Ростовская область ). В 1934 - 1938 и в 1941 - 1946 годах служил в Красной Армии. В 1937 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Работал лётчиком - инструктором в аэроклубе. С Января 1942 года, окончив Курсы усовершенствования начсостава ВВС ВМФ в Моздоке, в качестве командира звена сражался в составе 21-го истребительного авиационного полка. К середине Октября 1943 года заместитель командира эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка ( 9-я штурмовая авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота ) Старший лейтенант К. Ф. Ковалёв совершил 350 боевых вылетов, в 35 воздушных боях сбил лично 12 и в составе группы 12 самолётов противника. 22 Января 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Свою боевую деятельность закончил в составе 14-го Гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ. Участвовал в сражении под Ленинградом, в освобождении Прибалтики, в боях за Восточную Пруссию. Всего произвёл 487 успешных боевых вылетов. Участвуя в 54 воздушных боях сбил лично 20 и в группе с товарищами 15 самолётов противника. В 1945 году окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ. С 1946 года Капитан К. Ф. Ковалёв - в запасе. Жил и работал в Краснодаре. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. * * *В числе экспонатов созданного во время войны Музея обороны Ленинграда был самолёт Як-7. Теперь этого музея, к сожалению, нет. Нет и самолёта. Но портрет, который стоял возле фюзеляжа этого самолёта на специальной подставке, сохранился. Это портрет Героя Советского Союза Капитана Константина Федотовича Ковалёва. До того как стать музейным экспонатом, этот Як-7 был его боевой машиной. Пояснительный текст к экспонату состоял главным образом из цифр. На этой машине Ковалёв совершил около 400 боевых вылетов, сбил 19 самолётов врага, из них 7 лично, 40 раз штурмовал наземные войска противника. И лишь в заключение говорилось об одном бое. Впрочем, здесь тоже преобладали цифры: вместе с 4 товарищами, Ковалёв навязал бой 23 немецким самолётам. В результате 22-минутного боя нашими лётчиками было сбито 5 вражеских машин. Дополним эти скупые данные тремя эпизодами из боевой практики Константина Ковалёва. Истребитель Як-7. На такой машине сражался К. Ф. Ковалёв. 20 Мая 1943 года 6 наших самолётов были атакованы над Финским заливом 18 истребителями противника. Ведущий шестёрки Старший лейтенант К. Ф. Ковалёв очутился в тяжёлом положении. Его, командира группы, атаковало сразу несколько вражеских машин. Отбиваться было нелегко. И вдруг он увидел, что лётчику Кириллову угрожает ещё большая опасность: немецкий истребитель расстреливал его машину почти в упор. Ковалёв бросился на выручку товарищу. "Мессер", атаковавший Кириллова сзади, сам загорелся и вскоре рухнул в воду... Второй случай произошёл 15 Июня того же, 1943 года. Взлетев по тревоге, Ковалёв один вступил в бой с 8 немецкими истребителями. "Фокке - Вульфы" пришли штурмовать аэродром и, потому, имели под фюзеляжем и крыльями подвешенные бомбы. Вести воздушный бой с таким грузом довольно опасно. Немцы понимали своё затруднительное положение. А Ковалёв беспрерывно атаковал врага, бросаясь то на одного, то на другого. "Фокке - Вульфам" пришлось уйти. Но вскоре они снова появились. Освободившись от бомб, они решили разделаться с нашим истребителем. Ковалёв бросился в атаку. Бой этот длился 15 минут. Подоспевшие товарищи помогли Константину одержать победу над врагами. Один FW-190 упал в районе Красной Горки, два других, получив сильные повреждения, с трудом перелетели линию фронта. Не добившись ничего, ушли и остальные 5 "Фоккеров". Последний из случаев, о которых хочется рассказать, произошёл 24 Июня 1943 года. Во время учебно - тренировочного полёта с молодым лётчиком Ковалёв услышал по радио, что над нашим передним краем появился немецкий корректировщик. Прекратив учебный бой, Ковалёв взял курс к линии фронта. Ещё издали он увидел: корректировщик прикрывают два Ме-109. Это усложняло дело. Пока атакуешь корректировщик, "Мессеры", чего доброго, собьют тебя самого. Воспользовавшись тем, что враги ещё не заметили его, Ковалёв отошёл в сторону и, набрав высоту, камнем свалился на самолёт - корректировщик. Когда пилоты Ме-109 поняли, что произошло, было уже поздно - их подопечный горел и падал, а наш истребитель исчез так же неожиданно, как и появился. Вот вам только три боевых эпизода, три из многих. В заключение должен уточнить, что цифры приведённые в начале этого рассказа, не совсем верны. Константин Федотович Ковалёв сбил не 19, а 35 немецких самолётов. Из них 20 - лично. Обьясняется это расхождение довольно просто. После того как его изрядно потрёпанный Як-7 был превращён в музейный экспонат, лётчик продолжал воевать на других машинах и, конечно же, продолжил счёт своих воздушных побед. * * *До Ноября 1942 года Константин Ковалёв сражался в рядах 3-й эскадрильи 21-го истребительного авиационного Кенигсбергского Краснознамённого, ордена Суворова 3-й степени полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Вот что пишет в своей книге "С крылатыми героями Балтики", бывший военврач этого полка, ныне доктор медицинских наук, профессор Василий Георгиевич Митрофанов: "Прибыв в полк осенью 1941 года я становился свидетелем и участником его истории. Полк был укомплектован замечательными людьми. Лётный и технический состав в большинстве своём молодые кадровые военнослужащие. Многие встретили войну в частях ВВС КБФ в тяжёлых боях в Прибалтике и под Ленинградом. Среди них были и участники финской кампании 1939 - 1940 годов. Была и молодёжь, ещё не видевшая войны. Съехавшись в Рузаевку в Сентябре - Октябре 1941 года, лётчики должны были в сжатые сроки освоить новую отечественную машину Як-1. К концу войны через полк прошли многие варианты и типы "Яков" ( Як-1, Як-7 и Як-9 ), исключая Як-3. Личный состав полка стремился как можно скорее освоить новый самолёт и вылететь на фронт. Но не всё получалось, как хотелось. Случались и поломки самолётов, и аварии. Особенно настараживали молодых лётчиков катастрофы. Очевидно, результатом этого и явилось назначение нового командира полка. Им стал Майор Я. З. Слепенков. Яков Захарович Слепенков был замечательным лётчиком. К концу войны он стал Героем Советского Союза, совершил 157 боевых вылетов, провёл 20 воздушных боёв, которые принесли ему 18 побед: 13 личных и 5 групповых. Дальнейшему росту личных боевых итогов Слепенкова помешала неожиданно случившаяся с ним болезнь. Ему запретили летать на истребителях... После длительного лечения Подполковник Я. З. Слепенков вернулся в строй и закончил войну командиром 9-й штурмовой авиационной Ропшинской Краснознамённой ордена Ушакова 1-й степени дивизии. ...Осенью 1942 года состоялось очередное медицинское обследование лётчиков 3-й эскадрильи. Лейтенант К. Ф. Ковалёв, один из наших лучших лётчиков ( будущий Герой Советского Союза ), жаловался на плохой аппетит, неспокойный, поверхностный сон. По утрам вставал с головной болью, разбитым. Пульс у него частил даже в покое. Сомнений не оставалось: яркие симптомы лётного переутомления. Необходимо лечить. Отдыхом, как способом наиболее радикального воздействия на причину. Отпуск или направление в дом отдыха - на выбор. Ковалёв возражает. Мотив - летать некому. Просит таблеток, чтобы улучшить сон. Нет. Все его возражения напрасны. Больным воевать нельзя. Я доложил командиру полка, который и распорядился отправить Лейтенанта К. Ф. Ковалёва в отпуск. При этом формулировка была продумана очень мудро: доставить тяжело больного лётчика Зосимова с доктором в Москву на санитарном самолёте По-2... По возвращении из отпуска Константин Федотович Ковалёв недолго оставался в нашем полку. Вскоре его перевели в 13-й полк, ставший потом Гвардейским. Командовал этим полком Майор А. А. Мироненко - впоследствии Генерал - Полковник, главнокомандующий ВВС ВМФ. А Ковалёв 22 Января 1944 года стал Героем Советского Союза. Сейчас на пенсии, живёт в Краснодаре. Последний раз мы виделись с ним 9 Мая 1985 года в Ленинграде и в Борках. На его счету к концу войны значилось 487 боевых вылетов, 54 воздушных боя, 20 личных и 15 групповых побед..." * * *Старинное изречение гласит: "Когда говорят пушки, музы молчат". Может быть в глубокой древности так и было. Но в годы Великой Отечественной войны музы заговорили в полный голос, они являлись мощным идейным оружием, которое помогало нашим бойцам громить ненавистных захватчиков. С первых дней войны деятели советского искусства активно включались в обслуживание фронта. Сотни артистических бригад отправились в действующую армию, чтобы воодушевить воинов на ратные подвиги. Но не только своё искусство несли советским воинам в годы войны артисты и музыканты, писатели и учёные. Фронт получал от них замечательные подарки, приобретённые на трудовые сбережения. Это были дарственные танки, самолёты, пушки. Так, на Ленинградском фронте сражался Герой Советского Союза Константин Федотович Ковалёв, летавший на истребителе, подаренном ему профессором Вольфом Мессингом. Имя этого человека было очень широко известно в 1940 - 1950 годах. Наверное, многие люди старшего поколения помнят афиши: "Психологические опыты Вольфа Мессинга", загадочные сеансы профессора, много лет популярные в нашей стране. К слову сказать, Вольф Мессинг ещё в 1937 году, когда жил в Польше, предсказал неизбежную гибель Гитлера. Голову профессора гитлеровцы оценили тогда в 200 000 марок. Когда Германия напала на Польшу, Вольф Мессинг, спасаясь от оккупантов, приехал в Советский Союз и стал его подданным. Однажды, во время гастролей в Сибири, Мессинг увидел в газете портрет прославленного балтийского лётчика Старшего лейтенанта Константина Федотовича Ковалёва. Указом Президиума Верховного Совета СССР заместитель командира эскадрильи 13-го истребительного авиационного полка К. Ф. Ковалёв был удостоен звания Героя Советского Союза - за 12 лично сбитых вражеских самолётов, кроме того он уничтожил ещё 12 самолётов в группе. Профессор тут же решил сделать подарок лётчику. Он внёс в Фонд Красной Армии крупную сумму денег и попросил на них построить боевой самолёт для балтийского аса. Ранней весной 1944 года лётчика Ковалёва вызвали в штаб полка. Командир части приказал надеть новое обмундирование, получить командировку и отбыть в далёкий сибирский город для получения ценного подарка. И вот встреча на вокзале. Худощавый смуглый человек в шляпе, с тёмными выразительными глазами крепко жмёт руку герою - лётчику. Профессор приглашает Ковалёва на своё представление. Зал культуры переполнен. Избрали жюри. По просьбе публики его возглавил гость города Герой Советского Союза К. Ф. Ковалёв. Первая записка: "Пусть профессор найдёт спрятанный пакет и прочтёт вложенную в него записку вслух". Мессинг прошёл в зал, попросил автора просьбы подойти к нему. Подошёл юноша. Профессор взял его за руку и безошибочно подвёл к тому месту, где был запрятан пакет. Развернув записку, Мессинг прочёл: "Попросите гостя рассказать о своих подвигах". Так главным действующим лицом на сцене оказался Константин Ковалёв. Лётчик коротко рассказал о себе, больше - о друзьях, героях ленинградского неба... На следующий день Ковалёв встретился с Вольфом Мессингом на заводском аэродроме, у самолёта. На фюзеляже новенького истребителя была выведена надпись: "За победу". Ниже: "Подарок от советского патриота профессора В. Г. Мессинга балтийскому лётчику Герою Советского Союза К. Ковалёву". - Вручаю самолёт тебе, сын мой Костя, - взволнованно сказал Мессинг. - Бери его и бей врага, чтобы советская земля и небо были навсегда свободны от фашистских оккупантов. Гневом к врагам нашим, любовью к родной отчизне благословляю тебя на месть и победу. - На моём счету сегодня 16 лично сбитых самолётов врага и 15 в группе, - отвечал лётчик. - Через несколько дней я буду снова в боевом строю своих однополчан. Всенародно клянусь, что на новом самолёте буду жестоко карать врагов, напавших на советскую Родину... Шло лето 1944 года. На всём протяжении советско - германского фронта наши воины шли вперёд, освобождая от врагов родную землю. На самолёте Мессинга сражался с неприятелем и балтийский лётчик Константин Ковалёв, уничтоживший ещё 4 вражеские машины на подаренном ему истребителе. С победой вернулся Константин Федотович домой. В 1946 году расстался Капитан К. Ф. Ковалёв с Военно - Воздушными Силами, поселился в Краснодаре, на забывая о выпавших на его долю испытаниях и победах, за которые он был награждён орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, многими медалями... * * *Справедливости ради, следует отметить что число воздушных побед, одержанных Константином Федотовичем Ковалёвым, в различных изданиях трактуется по - разному. Так, вышеупомянутый В. Г. Митрофанов ( бывший военврач 21-го ИАП ) в своих воспоминаниях указывает на 20 личных и 15 групповых побед. Историк отечественной авиации Н. Г. Бодрихин, в своей нашумевшей книге "Советские асы": 20 личных и 14 групповых побед, а А. В. Буров ( известный фронтовой корреспондент ), в своей книге "Твои герои, Ленинград": 21 личную и 13 групповых побед... |
Н а з а д