Родился 24 Августа 1914 года в селе Голая Пристань, ныне город
Голопристанский Херсонской области, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу
и фабрично - заводское училище. С 1934 года в Красной Армии, год спустя окончил
Одесскую военную авиационную школу лётчиков. В период Советско - Финляндской
войны 1939 - 1940 годов сбил 2 самолёта противника.
На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Июлю 1942 года
командир эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка ( 8-я Воздушная армия,
Ленинградский фронт ) Капитан П. А. Покрышев совершил 211 боевых вылетов, в 38
воздушных боях сбил лично 11 и в группе 7 самолётов противника. 10 Февраля 1943
года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было
присвоено звание Героя Советского Союза.
К Февралю 1943 года командир 159-го истребительного авиационного
полка ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная армия, Ленинградский
фронт ) Майор П. А. Покрышев совершил 282 боевых вылета, провёл 50 воздушных боёв,
в которых сбил лично 22 и в составе группы 7 самолётов противника. 24 Августа
1943 награждён второй медалью "Золотая Звезда".
Всего произвёл 305 успешных боевых вылетов, участвуя в 60
воздушных боях уничтожил 38 самолётов врага лично и 8 - в группе с товарищами.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году окончил Военную
академию Генерального Штаба. Служил в войсках ПВО. С 1961 года Генерал - Майор
авиации П. А. Покрышев - в отставке. Работал начальником Ленинградского аэропорта.
Был Депутатом Верховного Совета СССР 3-го созыва. Награждён орденами Ленина,
Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени,
Красной Звезды ( дважды ), медалями. Умер 22 Августа 1967 года. Похоронен в Голой
Пристани. Бронзовый бюст установлен на родине. Его именем названа улица в Донецке.
* * *
Пётр Покрышев родился 24 Августа 1914 года в селе Голая Пристань
Херсонской губернии. После окончания восьмилетки учился в ФЗУ на харьковском
заводе "Серп и молот", работал там слесарем. В 14 лет с увлечением занимался
в планерном кружке, в 16 - ходил в местный аэроклуб, в 17 - окончил курсы Харьковского
аэроклуба оборонного Общества. Занятия проходили с 8 утра до 2 часов дня, а к трём
он спешил на работу...
А Марте 1934 года заводской паренёк по путёвке комсомола уехал
в Одесскую военную авиационную школу пилотов. Окончив её в 1935 году, служил в
частях Ленинградского военного округа. Во время Советско - Финляндской войны
совершил несколько десятков боевых вылетов.
Финский истребитель Fokker D-XXI |
18 Декабря 1939 года у Выборга финские истребители атаковали
группу советских бомбардировщиков. Им на помощь вылетела эскадрилья 7-го истребительного
авиаполка КБФ. Не найдя противника, она занялась штурмовкой железнодорожных составов.
Неожиданно в воздухе появились 3 финских самолёта "Фоккер Д-21". Лейтенант П. А. Покрышев
первым заметил опасность и развернул своё звено навстречу противнику. После упорного
боя ему удалось сбить ведущего финской группы. Бой проходил над территорией
противника, который открыл по нашим самолётам сильный зенитный огонь. Один
снаряд попал в машину Покрышева - она загорелась. Но лётчик сумел посадить её
на лес и остался жив.
Упорный бой эскадрилья 7-го авиаполка, возглавляемая Ф. И. Шинкаренко,
провела с группой финских истребителей 23 Декабря. В этом бою Пётр Покрышев добился
новой победы. По одному самолёту сбили также А. Д. Булаев, Г. П. Ларионов и другие
лётчики. Всего же противник потерял в этом бою 10 машин.
Великую Отечественную войну Старший лейтенант П. А. Покрышев встретил
в 158-м авиаполку, расположенном под Ленинградом. На четвертый день войны, 25
Июня, Пётр Покрышев обнаружил немецкий бомбардировщик. Заметив опасность,
противник не стал щадить моторов. За "Юнкерсом", будто колея, потянулись две
сизые полосы. Покрышев забеспокоился, как бы он не ушёл. Слухов о немецких
самолётах ходило в те дни немало. Поговаривали, что нашим истребителям ни за
что не угнаться даже за бомбардировщиками.
Впрочем, если на это жаловался пилот, летавший на истребителе
И-153, то никакого преувеличения не было. "Чайка" действительно уступала в
скорости не только немецким истребителям, но и бомбардировщику Ju-88. Даже
более со вершенный, но тоже устаревший уже истребитель И-16, если и превосходил
"Юнкерс" в скорости, то на самую малость - километров на 20. Но Як-1, на котором
летал Покрышев, скорость была посолидней.
Покрышев прибавил скорость. Это же сделал и лётчик бомбардировщика.
Дымки, тянувшиеся за моторами "Юнкерса", стали гуще. Противник не жалел газа.
Но "Як" догонял его, догонял запросто, без особой натуги. Покрышев успел даже
набрать высоту и, оказавшись над "Юнкерсом", свалился на него камнем. Не раз в
эти дни Покрышев пытался представить себе, каким будет его первый бой с вражеским
самолётами. В мыслях он рисовал разные варианты схватки с врагом, а произошло
всё очень просто: догнал, ударил сверху и с первой атаки сбил.
Через 3 дня он вновь был в бою и одержал свою вторую победу, а
ещё через 3 дня в одном вылете сумел уничтожить сразу 2 неприятельских самолёта...
В те дни вылетать приходилось так часто, что комэск Покрышев и
его заместитель Андрей Чирков, случалось, дежурили одновременно. Вместе и
вылетали. Из одного такого полёта Покрышеву пришлось возвращаться одному.
Чирков сам был виноват - подошёл вплотную к бомбардировщику и был сбит огнём
воздушного стрелка.
С самого начала боя они порознь атаковали двух "Хейнкелей",
как на грех, оба бомбардировщика не загорались. Потом, мельком оглянувшись,
Покрышев увидел, что чирковский "Хейнкель" задымил. Но когда через минуту снова
глянул на него, тот летел как ни в чем не бывало.
У самого Покрышева тоже не всё получалось ладно. Он отлично
видел, как пулемётные трассы вонзаются в бомбардировщик, но тот и не думал
гореть. Бросив взгляд в ту сторону, где дрался Чирков, он увидел как тот
снова поджёг "Хейнкеля". Но в следующее мгновение самолёт Чиркова стал падать.
Следом за ним падал и подожжёный им "Хейнкель".
Зато бомбардировщик, атакованный Покрышевым, продолжал лететь.
Это было совершенно непонятно. По светящимся струям трассирующих пуль Покрышев
видел, что бьёт точно. И всё - таки "Хейнкель", будто заколдованный, не
сворачивал с курса. Подойти ближе ? Но, может быть, только этого и ждут
стрелки ? Увидев падающий самолёт Чиркова, Покрышев забыл об осторожности.
В одно мгновение он очутился возле бомбардировщика и дал очередь по левому
мотору. Потом ещё одну по крылу.
За "Хейнкелем" потянулся дым. Самолёт горел и всё - таки шёл
прежним курсом. Он не отворачивал, не пытался сбить растекавшееся по крылу
пламя. Не иначе как лётчик решил во что бы то ни стало достичь цели. Даже
захотелось посмотреть на человека, который как ни в чём не бывало вёл горящий
самолёт. Истребитель круто накренился и пронесся так близко от "Хейнкеля",
что можно было заглянуть в его кабину. Она была пуста. Наваждение да и только !
Бомбардировщик летел без пилота...
Немецкий тяжёлый дальний бомбардировщик Heinkel He-111, 1941 год.
Покрышев снова развернулся и пошёл рядом с "Хейнкелем". Теперь,
когда застеклённый фонарь кабины просматривался насквозь, удалось разглядеть
свалившегося набок лётчика. И ещё один силуэт, такой же недвижимый, темнел за
стеклами кабины. Стрелков не было видно, но то, что молчали их пулемёты,
говорило само за себя.
Только теперь он понял, машину ведёт не лётчик, а автопилот.
Может быть, лётчик включил его, собираясь прыгать, да был убит при очередной
атаке Покрышева. И получилось, что вместо лётчика машиной управлял автомат.
Покрышев чертыхнулся. Угораздило же его гнаться за бомбардировщиком,
который вот - вот и сам упадет. "Хейнкель" в действительности начал крениться,
потом перевалился на нос и, будто ввинчиваясь в воздух, завертелся вокруг
собственной оси. И так до самой земли...
Лето и осень 1941 года были тяжёлым временем для Советских ВВС.
Под командованием Майора Йоханнеса Траутлофта, эскадра JG 54 "Gruneherz" - одна
из лучших в Люфтваффе, вела тяжелейшие бои над Ленинградом. Но одно из советских
истребительных подразделений - 39 авиационная дивизия, довольно успешно действовало
даже против таких опытнейших немецких лётчиков. В течение Августа 1941 года, 39-я
ИАД претендовала на половину из 213 сбитых немецких самолётов в этом районе.
Пётр Покрышев содействовал этому - 4 личными победами. За успехи в течение
первых, самых трудных месяцев войны, его назначили комэском 154-го ИАП
( Командир - Майор А. А. Матвеев ), одним из первых получивший по Ленд - Лизу
американские истребители P-40 "Томахаук".
17 Декабря 1941 года пять "Томахауков" P-40B под командой Пётра
Покрышева, вылетев на сопровождение группы транспортных самолётов, были атакованы
девятью истребителями Ме-109F. В ходе этого боя, Покрышеву удалось сбить один
самолёт. Пилот немецкого истребителя ( командир I-й Группы JG 54, хауптман
Юлиус фон Селла ) имел 15 побед, отметки о которых были нанесены на руле поворота
его машины.
Зимой 1941 - 1942 годов, "Томагавки" 154-го ИАП занимались
прикрытием "Дороги жизни", связывающей Ленинград с Большой Землей. В течение
1942 года, полк получил новые P-40E "Kittihawk". Одна из машин, с "Белым номером
50", досталась и Пётру Покрышеву. 24-го и 25-го Апреля 1942 года Люфтваффе
предприняли массированные налёты 165 бомбардировщиков и истребителей прикрытия
на гавани Кронштадта. Им противостояли пилоты 154-го авиаполка. В напряжённых
воздушных боях за эти дни, было сбито и повреждено 35 немецких самолётов при
потере 5 наших истребителей. Это поражение заставило немецкое командование
отказаться от дальнейших налётов на Кронштадт.
Пётр Покрышев не только воевал. Его творческой натуре были
свойственны постоянный поиск, неудовлетворённость достигнутым, высочайшая
работоспособность. Многих седых волос и нервных клеток стоила Покрышеву борьба
с рутиной, с трусливым упрямством военных чиновников. Он экспериментировал,
искал возможности повышения эффективности боевого применения истребителей, в
частности пары. Так, Главный Маршал авиации А. Новиков, бывший в первые месяцы
войны Командующим ВВС Ленинградского фронта, рассказывая о рождении нового
боевого порядка истребителей, вспоминал:
"Первыми систематически применять боевой
порядок "пары" стали Пётр Покрышев и Андрей Чирков. Кстати, Покрышев предложил
перейти на пару ещё во время войны с Финляндией, доказывая преимущества пары
перед звеном из 3-х самолётов. Но тогда этот вопрос повис в воздухе - переход
к "паре" во многом менял тактику воздушного боя, требовал от ведущего и ведомого
абсолютной синхронности и согласованности в действиях".
Покрышев довёл эти элименты до совершенства. Он был одним из
первых, кто ратовал за широкое применение единой системы наведения и оповещения
истребителей по радио: "...без твёрдой связи в парах и группах между собой и
землей, нечего и думать о завоевании господства в воздухе". Все о чём мечтал
Пётр Покрышев, уже вскоре было внедрено в боевую практику нашей истребительной
авиации.
Однажды его звено сопровождало группу наших бомбардировщиков.
В районе станции Мга со стороны облаков неожиданно появилась группа вражеских
истребителей. У Покрышева быстро созрел план боя. Он приказал паре Чиркова
сопровождать бомбардировщиков, а сам с ведомым Чубуковым сковал истребителей
противника боем. Силы были неравные, двое против 25 ! Но не отступать же.
Бывало у потруднее...
В какое - то мгновение Покрышев сделал боевой разворот и стал
набирать высоту. Противник оказался ниже его самолёта. Покрышев молниеносно атаковал
ближнего, но тот успел уйти из - под удара.
В воздухе завертелась смертельная карусель. Вдруг, словно по команде,
немецкие пилоты отошли в сторону, оставив в зоне боя лишь одну пару ( как потом стало
известно, в одном из Ме-109 находился известный немецкий ас ). Покрышев тотчас же
разгадал замысел противника и передал Чубукову: "Приотстань малость..." - а сам,
прикрываясь облачностью, стал обходить противника слева. Получилась своеобразная
этажерка: внизу - Чубуков, над ним "Мессер", чуть выше - Покрышев.
Считая исход боя предрешённым, немецкий лётчик спикировал на Чубукова.
Вот тогда - то и ринулся Покрышев на врага и, не дав ему достичь цели, прошил огнём
из пулемётов. "Мессер" густо задымил и вскоре, охваченный пламенем, камнем рухнул
на землю.
В другой раз шестёрка истребителей, возглавляемая Петром Афанасьевичем,
сбила 6 самолётов врага, причём сам он уничтожил 2 боевые машины противника.
Известный ленинградский поэт Н. Тихонов оставил следующий
портрет этого незаурядного человека:
"Пётр Покрышев невысок ростом. На смугловатом
лице южанина светятся огоньком внимательные, прищуренные, зоркие, как у морской
птицы, глаза. С маленькими усиками, поджарый, быстрый в движениях, он на земле
не казался ни героем, ни богатырем. Но стоило ему взлететь в воздух, и перед
врагом являлся неукротимый, вездесущий, непобедимый противник...
Однажды Покрышев поразил меня фразой сказав: "Меня нельзя сбить !"
Я изумился его словам: "Но как же, Пётр Афанасьевич ! Ведь
был же случай, когда вы на горящем самолёте сели поперёк полосы и сутки после этого
были без памяти !"
Покрышев не смутился: "Это было первый и последний раз. И случилось
потому, что я был виноват сам - на секунду задумался и был жестоко наказан. С
тех пор я слежу за собой и должен вам сказать, что нет такого труднейшего положения,
из которого при умении нельзя выйти".
Уже к Июлю 1942 года на счету комэска 154-го ИАП Капитана
Покрышева было 11 самолётов сбитых им лично и 7 в составе группе. Его называли
лучшим лётчиком Ленинградского фронта, он был представлен к званию Героя
Советского Союза. В течение лета и осени 1942 года Пётр Покрышев, удвоив свой
боевой счёт, внёс достойную лепту в деятельность полка, который в Ноябре
1942 года получил звание Гвардейского ( 29-й ГвИАП ). Успехи Покрышева были
впечетляющими: в течение 282 боевых вылетов до Февраля 1943 года, он произвёл
около 50 воздушных боёв, в которых сбил 29 самолётов противника ( 22 лично и 7 -
в группе с другими пилотами ). Вот что писал Покрышев осенью 1942 года, делясь
секретами боевого мастерства:
"Я знаю небо и знаю свой самолёт. На моём
боевом поле я никогда не дам противнику обмануть себя. Меня ничто не удивит,
какой бы трюк ни выкинул воздушный враг. Меня ничто не испугает и не выведет из
себя. Это привычка. Сосредоточение всего себя в полёте: глаз, подмечающий всё,
ухо, слушающее мотор и воздух, всё существо, сосредоточенное на одном, - без
этого нет успеха... Только полная ответственность каждого движения и уверенность
в полёте. Никакого волнения. Если следишь за собой и противником - победа
обеспечена. Если прозевал, если хоть чуточку ослабил внимание, сразу же врывается
случайность. А когда всё измеряется мгновениями, долями секунды, то можешь это
мгновение прозевать, и оно станет роковым. Вот и все мои секреты".
10 Февраля 1943 года, Петру Покрышеву было присвоено звание
Героя Советского Союза за победы одержанные к Июлю 1942 года. Весной 1943 года,
все P-40 были переданы в 196-й ИАП, а полк получил новые истребители Як-7Б.
Истребитель Як-7Б П. А. Покрышева, Ленинградский Фронт, весна 1943 года.
13 Июля 1943 года комэск 29-го ГвИАП Пётр Покрышев сбил в
районе Ленинграда FW-190А-4 из штабного штаффеля JG 54 "Grunherz". Его пилотом
оказался 32 - летний оберфельдфебель Петер Бремер ( имевший уже 40 побед ),
прозванный "лисом" за соответствующие качества характера. Он попал в плен,
после вынужденной посадки на советской территории ( фото внизу справа ).
...19 Июля 1943 года Майор Покрышев был назначен командиром
159-го ИАП, летающего на новых истребителях Ла-5. В этом полку он и закончил войну,
заработав репутацию не только отличного пилота, но и граммотного руководителя.
Примером проявления личного мужества, выдержки и самообладания в воздушном бою,
мастерского владения маневром и огнём может служить следующий эпизод из боевой
практики Покрышева.
Собираясь лететь в свой новый лолк, он уже уложил в самолёт
фронтовые пожитки, самыми увесистыми из которых были патефон и пластинки, как
вдруг на соседних стоянках зарокотали моторы. Одна за другой машины пошли на
взлёт. Моторист, которого Покрышев послал выяснить, в чем дело, доложил
запыхавшись, что дежурная группа вылетела по боевой тревоге.
Никакого отношения к этой группе Покрышев не имел. Да и вообще
в полку он уже был отрезанным ломтем. Но группа - то вылетела по боевой тревоге.
Что из того, что он не дежурил ? Всё равно сидел он в кабине, и разрешение
на вылет у него есть. Нет ведомого ? Так ведь и раньше случалось драться
в одиночку. И к тому же, не исключено, что удастся пристроиться к недавно
вылетевшим самолётам.
Догнать группу Покрышеву не удалось. Но радиостанция наведения
поминутно передавала координаты и курс самолётов противника. Их оказалось много,
и шли они несколькими эшелонами. Покрышев выбрал три крайних "Юнкерса", до
которых было ближе, чем до остальных. Он находился выше и мог свалиться на них
внезапно. Поймав в прицел левого, ведомого, дал очередь чуть ли не в упор.
"Юнкерс" продолжал лететь. Покрышев развернулся и ударил снизу. Бомбардировщик
загорелся.
Осмотревшись, Покрышев увидел высоко над собой два истребителя.
Они, должно быть, ещё не обнаружили его. Разглядеть одинокий самолёт на фоне
земли было не так просто. Зато на бледно - голубом небе два "Мессера" выделялись,
будто на хорошо освещённом экране. Ниже и чуть в стороне Покрышев увидел ещё 6
истребителей. Присмотревшись, обрадовался. Это были явно его новые однополчане,
летавшие на лобастых Ла-5. Значит, их тоже подняли по тревоге. Вот это встреча !
Не теряя времени, Покрышев пошёл на сближение. И тут ему стало
ясно, что никакие это не "Лавочкины", а очень похожие на них, такие же лобастые
"Фокке - Вульфы". Но уходить было уже поздно, - немецкие истребители взяли Покрышева
в кольцо...
Ускользнув от истребителя, пытавшегося атаковать сзади, он очутился
перед другим, который шёл в лоб. Опередив его, Покрышев дал две короткие очереди,
и "Фоккер", перевалившись на нос, понёсся к земле. А вражеских самолётов,
наоборот, стало больше: появились те два, что кружили сверху. Покрышев вертелся
волчком, пикировал, снова набирал высоту и всё время оттягивал бой в сторону
своего аэродрома. Последние минуты боя он, по собственному его выражению,
дрался втихомолку: кончились боеприпасы и атаки приходилось только имитировать.
Потом, притворившись сбитым, падал чуть ли не до самой земли.
Лишь убедившись, что противник потерял его из виду, вышел к аэродрому, с
которого 20 минут тому назад взлетел по тревоге. Раньше, когда он командовал
здесь эскадрильей, ему полагалось идти докладывать о результатах боя. Теперь
можно было не спешить. Устало выбравшись из кабины, Покрышев достал патефон
и уселся с ним на крыле самолета. Когда к нему подошли, он слушал музыку и в
такт ей едва заметно покачивал головой...
Затем, отдохнув, улетел в свой новый полк. Бывшие его однополчане
сразу же позвонили туда по телефону и попросили сообщить, когда он сядет. Дескать,
один раз уже вылетал, да вышла непредвиденная задержка. И тут же коротко пересказали,
что произошло. Так что весть о неравном бое Покрышева и двух "свеженьких"
победах опередила его. Оттого и встретили его в 159-м истребительном полку не
просто, как положено встречать нового командира, но и с радушием, которое
оказывают лишь очень уважаемым людям.
24 Августа 1943 года, в день своего рождения, Пётр Покрышев был
награждён второй медалью "Золотая Звезда".
6 Сентября 1943 года, во главе двух пар истребителей, Покрышев
прикрывал наши наземные войска. В это время в небе появилось 12 "Юнкерсов" под
прикрытием четвёрки Ме-109. Обманув вражеских истребителей, Покрышев атаковал
бомбардировщики и сбил 2 "Юнкерса". Наша группа потерь не имела.
В тот же самый день, 6 Сентября 1943 года, политуправлением ВВС
Ленинградского фронта была выпущена листовка "Дважды Герой Советского Союза Пётр
Афанасьевич Покрышев". В ней, в частности, говорилось:
"Покрышев - изумительный мастер маневра,
мастер верного спокойного расчёта, мгновенного удара, от которого не уйти врагу.
Недаром на его самолёте горят 30 звёзд - это число его побед... 283 боевых вылета
совершил он, 51 раз дрался в жестоком воздушном бою, 8 вражеских бомбардировщиков
и 15 истребителей сбил лично и 7 - в группе с товарищами. Никакой враг ему не страшен.
Он успешно сбивал и FW-190, и Ju-88, и Ме-109, и Не-111, и Ме-110..."
"Маневр и огонь ! - писали фронтовые газеты, - в этом сила
Покрышева". Сам он называл маневр своей левой рукой, которой "хватал врага за
горло", а огонь - правой, которой "насмерть пронзал его".
Вскоре после этого, Пётр Покрышев получил серьёзную травму.
В одном из учебных полётов на самолёте УТИ-4 ( двухместный вариант истребителя
И-16 ) выполняемом им вместе с пилотом Кудрявцевым, двигатель неожиданно загорелся
на высоте 400 метров. Лётчики попытались дотянуть до аэродрома, но не сумели...
Но карьера Пётра Покрышева на этом не закончилась. Вскоре
авиаконструктор Александр Яковлев, на присуждённую ему премию, приобрел новый
специально подготовленный истребитель Як-9 для травмированного Покрышева и, уже
в Октябре 1943 года, торжественно вручил его отважному лётчику ( фото слева ).
На этой машине Пётр Афанасьевич провоевал до конца войны. Под
его командованием, 159-й ИАП стал одним из лучших в наших ВВС. Среди его пилотов
были такие известные Асы, как Владимир Серов ( 41 победа ) и Пётр Лихолетов ( 25
сбитых лично и 5 в группе ). За активное участие в боях за Эстонию и освобождение
её столицы, 159-й авиаполк получил почётное наименование - "Таллинский".
Покрышеву довелось воевать под Ленинградом, а в заключительный
период войны - в Прибалтике и Восточной Пруссии. Ему довелось сражаться на самых
разных типах истребителей, на И-153 и И-16, "Киттихаук" и "Томахаук", на "Яках"
и "Лавочкиных". Всего за период своей боевой деятельности командир 159-го истребительного
авиационного полка Майор П. А. Покрышев совершил 305 успешных боевых вылетов, в
60 воздушных боях лично сбил 38 и в группе с товарищами 8 самолётов противника
( по другим источникам - 31 лично и 7 в группе ).
В совершенстве владея боевой техникой, обладая высокими лётными
качествами, хитростью, смелостью, дерзостью, лётчик - истребитель Пётр Покрышев
всегда, даже в самой трудной, казалось бы, безвыходной обстановке находил новый
маневр для нанесения мгновенного удара. В одном бою возглавляемое им звено сражалось
против 50 бомбардировщиков. В другом - ему в паре пришлось драться с 25 истребителями.
Но всякий раз Покрышев выходил из схватки победителем. И совершенно невероятное:
сам он ни разу не был сбит.
Искусных приёмов ведения воздушных поединков у него было немало.
Так, 7-й по счёту вражеский самолёт ( истребитель Ме-109 ), он сразил атакой
сверху с дистанции 100 метров; 12-й ( бомбардировщик Ju-88 ), уничтожил
снизу под определённым ракурсом; 20-й ( истребитель FW-190 ) сбил, налетев
на него спереди снизу, воспользовавшись тем, что у немецкого лётчика передний
нижний сектор обзора из - за широкого мотора плохо просматривается.
После окончания войны Пётр Афанасьевич продоложал служить в ВВС.
В 1954 году он окончил Военную академию Генерального штаба. Освоил несколько
типов боевых реактивных самолётов. Служил в войсках ПВО. В 1956 году Покрышеву
было присвоено звание Генерал - Майора авиации. В 1961 году демобилизовался.
Работал начальником Ленинградского аэропорта. Скоропостижно скончался 22 Августа
1967 года. Похоронен в родном селе Голая Пристань. В доме, где родился и рос
прославленный лётчик, разместился музей боевой и трудовой славы его земляков.
Шлем дважды Героя Советского Союза Петра Афанасьевича Покрышева
находится в музее средней школы № 1, пионерская дружина которой долгое время
носила имя прославленного ленинградского аса.
|