HSU

Ефремов Василий Васильевич

В.В.Ефремов

Василий Ефремов родился 1 Марта 1914 года в городе Оренбург, в семье рабочего. Окончил 8 классов и 2 курса индустриального рабочего университета в Ташкенте. С 1936 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов, совершил 114 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов противника.

С началом Великой Отечественной войны в действующей армии. Сражался на Западном, Калининском и Воронежском фронтах. Был командиром звена, эскадрильи, работал в штабе ВВС лётчиком - инспектором.

К Декабрю 1941 года заместитель командира эскадрильи  5-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( Калининский фронт ) Гвардии Капитан В. В. Ефремов совершил 172 боевых вылета на штурмовку аэродромов и войск противника, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. В воздушных боях сбил 5 самолётов противника. 5 Мая 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего совершил 401 боевой вылет, провёл около 120 воздушных боёв, лично сбил 19 самолётов противника и 20 в составе группы.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1953 году окончил Военную академию Генерального Штаба. С 1971 года Полковник В. В. Ефремов - в отставке, последние годы жил в Москве. Награждён орденами Ленина ( трижды ), Красного Знамени ( пять ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, почти 30-ю медалями.

*   *   *

Василий Ефремов родился 1 Марта 1914 года в Оренбурге, в семье служащего. Отец - Ефремов Василий Федорович ( 1884 - 1932 гг ). Мать - Ефремова Анна Ивановна (1884 - 1967 гг ). Чтобы получить среднее образование - в 1920-х годах это была восьмилетка, - Васе Ефремову пришлось учиться в трёх школах: в селе Сорочинское, в городах Самаре и Ош. В последний семья переехала в 1927 году. После окончания 8-го класса мальчик в неполные 15 лет пошёл работать в систему водного хозяйства Средней Азии. Должность ему дали - гидрометр. В его обязанности входило измерение уровня воды в реках на Памире, определение скорости течения, предупреждение о возможных наводнениях, паводках. Изъездил он тогда все республики Средней Азии, месяцами один жил в горах Памира. Всякое пришлось испытать в сложнейших горных условиях. Именно тут возмужал юноша, набрался сил и храбрости, которые потом очень пригодились в жизни.

В 1932 году судьба забросила Васю в Ташкент. Здесь он поступил работать на механический завод имени Коминтерна учеником токаря. За 4 года вырос до токаря 6-го разряда, учился на рабфаке.

В числе первых он откликнулся на призыв к молодёжи в 1936 году идти в авиацию. Ефремов стал курсантом Оренбургской авиационной школы лётчиков. С огромным увлечением изучал истребитель И-16, осваивал технику пилотирования. Осенью 1938 года сдал выпускные экзамены, стал лётчиком - истребителем. Ему присвоили звание Младшего лейтенанта.

Так Василий стал авиатором, на многие десятилетия связав свою судьбу с небом. Молодого командира направили в Кречевицы, что под Новгородом, в отдельную авиационную эскадрилью Капитана Тарасова. Сразу назначили командиром звена.

Осенью 1939 года эскадрилью перебросили в Карелию, в местечко Бесовец. Прилетели туда - и ахнули: кругом голое поле !  Ни одного строения рядом. Утром пришли лётчики к самолётам, а по ним белки бегают. И смешно, и грустно. Постепенно всё устроилось: и аэродром оборудовали, и с жильём уладили.

В.В.Ефремов

30 Ноября 1939 года войскам Ленинградского военного округа был отдан приказ: отбросить финляндские войска от северной столицы. Две эскадрильи объединили в одну группу под командованием Капитана Ткаченко с размещением на озере близ Петрозаводска. Это место стало их аэродромом. Отсюда и начали действовать истребители. На вооружении эскадрилья имела многоцелевые самолёты И-15бис. Они позволяли производить бомбёжку и штурмовку объектов, вести воздушный бой.

На первое задание группу повёл Капитан Ткаченко. Перед ней стояла задача - нанести удар по кораблям в порту Сортавала. Четыре захода сделала группа, сбросила все бомбы, расстреляла весь боезапас и только тогда повернула обратно. Вражеские зенитки вели плотный огонь, однако группа вернулась без потерь.

Росло мастерство пилотов. Быстрее всех постигал искусство боя Василий Ефремов. Он успешно выполнял самые различные задания. Особенно проявил себя в разведке. Никто не добывал лучше его и больше его ценных данных о противнике. Он отлично ориентировался на местности. Многие лётчики блуждали, опасались, особенно в одиночку, лететь на задание. А Ефремов не опасался. За советско - финляндскую войну он совершил 114 ( по другим источникам - 140 ) боевых вылетов, установив своеобразный рекорд. Никто из советских лётчиков, действовавших там, даже не приблизился к этому числу.

Во время одного из разведывательных полётов Василий обратил внимание на странный объект: с разных сторон к нему ведут дороги, а дальше не продолжаются. Загадка. По возвращении он доложил об этом командиру. По его приказу на подозрительный объект вылетело два звена. Обстреляли его из пулемётов. Финны ответили огнём зениток. В третий раз повёл Василий на эту цель группу средних бомбардировщиков. После первого же сброса бомб на земле раздались мощнейшие взрывы. Стало ясно: Ефремов обнаружил вражеский склад с боеприпасами. Наши бомбардировщики не оставили от него камня на камне.

За блестяще выполненное задание по уничтожению склада Василий получил первую награду - медаль "За отвагу". Она для него стала одной из самых дорогих.

Fokker D-XXI
Истребитель Fokker D-XXI, 1940 год

Однажды на группу Ефремова навалились финские истребители "Глостер - Бульдог". Через минуту к ним присоединились два "Фоккера Д-21". Пришлось принять бой. Младший лейтенант Ефремов резко набрал высоту и оказался над "Фоккерами". На большой скорости он зашёл в хвост одному и меткой очередью сбил его. Второй уклонился от схватки и ретировался. За ним повернули назад и "Глостеры". Так Василий открыл счёт сбитым вражеским самолётам.

За первым сбитым последовал второй, третий... Всего в советско - финляндской войне Ефремов сбил 7 самолётов противника ( по некоторым источникам: 5 истребителей Fokker D.XXI, 1 истребитель Bulldog, 1 бомбардировщик Blenheim ). Орден Ленина увенчал его ратные подвиги в тех боях.

В Великую Отечественную войну Младший лейтенант Ефремов вступил закалённым бойцом, с солидным боевым опытом за плечами. Был он в то время заместителем командира эскадрильи 129-го истребительного авиационного полка. Командовал полком Майор Вихров, прошедший боевую школу на Халхин - Голе. В глазах молодых лётчиков, особенно необстрелянных, оба они - и Ефремов, и Вихров - были асами. И не их вина, что в первый день войны полк потерял почти всю материальную часть. Ранним утром 22 Июня немецкие самолёты налетели на беззащитный аэродром у города Заблудов и учинили разгром. В воздух сумели подняться только Майор Вихров и Младший лейтенант Ефремов. Отчаянными атаками они сковали действия противника и этим ослабили удар.

В.В.Ефремов

Полк фактически оказался небоеспособным. В Орле его пополнили личным составом, самолётами ЛаГГ-3 и направили под Ржев, где развернулось жестокое сражение как на земле, так и в воздухе. Без промедления часть вступила в бой. Тон в схватках с врагом задавал Лейтенант Ефремов. Он, казалось, постоянно находился в небе, готовый в любую минуту сразиться с врагом. Василий летал на разведку, водил группы ( с Октября 1941 года он уже командовал эскадрильей ) на штурмовку вражеских аэродромов, скоплений войск, сопровождал на задание бомбардировщики. Очень часто во время этих вылетов приходилось вступать в схватку с немецкими истребителями.

В Декабре 1941 года 129-й истребительный авиационный полк стал 5-м Гвардейским. к тому времени его лётчики произвели 1793 боевых вылета, уничтожили 82 самолёта, 120 автомашин, до 1000 солдат и офицеров, подавили огонь 12 артиллерийских батарей. Весомый вклад в боевые дела части внёс и Василий Ефремов.

4 Января 1942 года Гвардии Капитан В. В. Ефремов, прикрывая свои войска, сразил вражеский бомбардировщик До-215. Спустя несколько дней, в сельском клубе, по поручению Военного совета фронта начальник политуправления фронта бригадный комиссар М. Ф. Дребеднев вручил ордена и медали воинам 5-го Гвардейского ИАП, отличившимся в боях. Ордена Красного Знамени были удостоены Гвардии Капитаны Ф. Ф. Дахов, В. В. Ефремов, П. И. Песков, В. В. Журин, А. А. Кондратюк, Н. Е. Романов, Старшие лейтенанты Н. П. Дмитриев и И. П. Лавейкин.

От имени награждёных выступил Гвардии Капитан А. А. Кондратюк. Он сказал: "Мы заверяем партию и правительство в том, что и в дальнейшем будем метко бить фашистских агрессоров до их окончательного разгрома".

Воодушевлённые высокой наградой, лётчики - гвардейцы усилили удары по врагу. В очередных вылетах 21 Января Гвардии Капитаны И. И. Мещеряков и В. В. Ефремов сбили по одному пикировщику Ju-87.

ЛаГГ-3

Истребитель ЛаГГ-3.  На такой машине сражался в 1942 году В. В. Ефремов.

21 Марта 1942 года командир полка Гвардии Майор Беркаль поставил Капитану Ефремову задачу: прикрыть действия сухопутных войск в районе населённого пункта Селижарово. В группу помимо Ефремова вошли Капитан Фёдор Дахов, командир звена Майор Борис Журин  ( имевший 2 боевых ордена за 8 сбитых самолётов противника ), Иван Лавейкин, Павел Песков. При подходе к переднему краю Василий неожиданно увидел идущую им навстречу большую группу вражеских самолётов: 12 бомбардировщиков и 18 истребителей. Требовалось любой ценой преградить им путь. Сделать это могла только группа Ефремова. Василий не колеблясь вступил в схватку.

Он разделил группу на две части. Пара Дахов - Журин ринулась на бомбардировщиков, а тройка во главе с комэском атаковала истребители противника. Главная её цель - не позволить "Мессерам" напасть на нашу пару, дерущуюся с бомбардировщиками. План блестяще удался. Советские лётчики сбили 3 вражеских истребителя, 2 из них - лично Ефремов, и 2 бомбардировщика. Два горящих "Мессера" ушли с поля боя. Противник, побросав бомбы на головы своих войск, повернул обратно. Невероятная победа !  Пять советских лётчиков одолели 30 немецких !

Все 25 минут этой отчаянной воздушной карусели следил за исходом боя со своего наблюдательного пункта командующий фронтом Генерал И. С. Конев, а также многие сотни пехотинцев, артиллеристов, танкистов. Конев приказал наградить отважных Гвардейцев орденами и вручить награды немедленно. Спустя месяц после этого, Василию было присвоено звание Героя Советского Союза.

В жестоких сражениях полк нёс потери в людях и технике. Судьба хранила Ефремова: в 274 боевых вылетах он лишь один раз был ранен в ноги. А всего за время двух войн Василий Васильевич совершил более 400 боевых вылетов, уничтожил 19 самолётов врага лично  ( в Великую Отечественную: 3 He-111, 2 Ju-88, 2 Ju-87, 2 Ме-109, 2 Ме-110 и 1 Do-215 ) и 20 - в группе с товарищами.

9 Апреля 1942 года Василий Ефремов одержал свою 10-ю воздушную победу. В то время он летал на истребителе ЛаГГ-3. А в Декабре 1942 года Гвардии Капитана Ефремова отозвали с фронта и назначили старшим инспектором боевой подготовки Главного штаба ВВС. Ему поручили формировать авиационные полки для действующей армии. Он блестяще справился с этой задачей. Работая в боевых полках, учил молодых пилотов искусству побеждать. Летал и сам. Летом 1943 года участвовал в боях под Курском, затем в освобождении Донбасса. В этот период сбил ещё 2 самолёта. И так до самой Победы.

В.В.Ефремов

Отлично выполнил Василий и ответственное задание по освоению первых реактивных самолётов - Як-15 и МиГ-9. Именно он в числе других прославленных лётчиков впервые в мире демонстрировал на воздушном параде в Тушино в 1947 и 1948 годах целым звеном в составе 5 реактивных самолётов фигуры высшего пилотажа. Лётный почерк Ефремова отличался исключительной точностью и чистотой линий ( всего имел более 4000 часов налёта, из них половину - на реактивных самолётов ). Пятёркой командовал Генерал Е. Я. Савицкий, а слева от него летел Василий Ефремов.

В отставку Василий Васильевич вышел в 1971 году в звании Полковника. Потом 11 лет работал заместителем начальника управления на Гостелерадио. С 1982 года - на пенсии. Но он не заточил себя в четырёх стенах, а стал вести активную патриотическую работу с молодежью.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д