Фёдор Шинкаренко родился 17 Февраля 1913 года в селе
Новониколаевка, ныне Азовского района Ростовской области, в семье рабочего.
Окончил 7 классов. Работал слесарем в Ростове - на - Дону. В Красной Армии с 1932
года. Окончил Качинскую военную школу пилотов.
Активный участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.
Командир эскадрильи 7-го истребительного авиаполка Старший лейтенант Ф. И.
Шинкаренко совершил 46 боевых вылетов на прикрытие бомбардировщиков, штурмовку
аэродромов и войск противника. В воздушных боях сбил 3 самолёта.
10 Февраля 1940 года девять бомбардировщиков СБ из 44-го СБАП
под прикрытием 15 истребителей И-16 из 7-го ИАП бомбили оборонительные укрепления
противника. В бомбардировщик Старшего лейтенанта М. Ф. Мазаева попал зенитный
снаряд и он загорелся. Пришлось садиться на озеро, находившееся на территории
врага. К самолёту побежали финны. Но наши истребители пулемётным огнём быстро
прижали их ко льду.
Тем временем ведущий звена СБ Капитан М. Т. Трусов приземлился
рядом с машиной Мазаева, забрал экипаж и, прикрываемый огнём истребителей,
взлетел. За этот подвиг 7 Апреля 1940 года Капитану Трусову и Старшему
лейтенанту Шинкаренко присвоили звания Героев Советского Союза ( за время боёв
с белофинами 11 раз наши лётчики с риском для собственной жизни под огнём врага
садились в расположении противника, чтобы спасти боевых товарищей, совершивших
вынужденную посадку на подбитых самолётах, и вывозили их на свою территорию ).
Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года, Майор
Ф. И. Шинкаренко командовал 42-м истребительным авиационным полком. С Мая по конец
Августа 1942 года в полку проводились фронтовые испытания самолётов ЛаГГ-3,
вооружнных 37-мм пушкой Б. Г. Шпитального. Новое оружие показало высокую
эффективность: 1 - 2 снарядов было достаточно чтобы уничтожить бомбардировщик
противника, но слишком малый боезапас ( 20 снярядов ), требовал поистине
снайперской точности стрельбы. Кроме того, маневренность машины ( и без того
не очень высокая ), уменьшилась, что потребовало выделять для их прикрытия
отдельные группы истребителей. В крупносерийное производство эти машины не
пошли.
Весной 1944 года Подполковник Ф. И. Шинкаренко был назначен
командиром 330-й истребительной авиационной дивизии, вооружённой принципиально
новыми самолетами Як-9Л ( Як-9Б ), которые были уже истребителями - бомбардировщиками.
Требовалось не просто освоить их, но и отработать совершенно новые способы боевых
действий, новой тактики применения такого типа самолёта. И не случайно эту работу
поручили именно Шинкаренко, он любил новаторский поиск и с блеском справился с
возложенной на него задачей.
 | Истребитель Як-9Б ( Як-9Л ), 130-я ИАД, 1945 год. |
|---|
Войсковые испытания Як-9Б проходили с 18 Декабря 1944 по 20
Февраля 1945 года. Несмотря на положительные результаты боевого применения
( бомбовыми ударами было уничтожено большое количество боевой техники и живой
силы противника, а в воздушных боях сбито 25 самолётов при потере 4 машин ),
по ряду причин, было построено лишь 109 самолётов данного типа. Ими была
вооружена 130-я истребительная авиационная дивизия на 3-м Белорусском фронте,
в которой одна из эскадрилий, построенная на средства артистов Московского
театра, называлась "Малый театр - фронту".
После войны Федор Иванович продолжа службу в авиации. Был
командующим ВВС Прибалтийского Военного Округа. В 1949 году окончил Военно -
Воздушную академию. С 1975 года Генерал - Полковник авиации Ф. И. Шинкаренко -
в отставке. Жил в Риге. Награждён орденами Ленина ( четырежды ), Красного
Знамени ( трижды ), Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени,
Красной Звезды, медалями, иностранными орденами. Заслуженный военный лётчик
СССР. Автор книг "Небо родное" и "Испытаны боем". Последние годы жил в Монино.
Умер 23 Апреля 1994 года, там же и похоронен.
|