HSU

Лукьянов Александр Михайлович

А.М.Лукьянов

Александр Лукьянов родился 6 Июня 1919 года в селе Михайловское, ныне Плавского района Тульской области, в семье крестьянина. Воспоминания о детстве неразрывно связывалось в душе Александра с памятью об отце, Михаиле Лукьянове, погибшем в 1919 году от белогвардейской пули. Словно бы предвидя, что примет смерть за молодую Республику Советов, он писал жене: "Если я не вернусь с войны, расскажи обо мне сыну". Выполняя этот наказ, Мария Ивановна часто читала мальчику фронтовые письма отца, рассказывала о нём.

Трудно жилось вдове с двумя детьми, работать приходилось с утра до ночи. Александр с малолетства управлялся с лошадью, помогал по хозяйству, присматривал за сестрёнкой. В 1934 году семья переехала в Москву. Мальчик быстро взрослел, увлекся авиамоделизмом. После 7 класса поступил в фабрично - заводское училище при знаменитом ЦАГИ. Знакомился с мудрёным оборудованием лабораторий, видел крупных авиационных специалистов. Мечта о небе постепенно воплощалась в реальность.

"Я хочу быть военным летчиком, чтобы в нужную минуту защищать Родину с оружием в руках", - писал Александр в своем заявлении в Бауманский райком комсомола. Затем - учёба в аэроклубе. В 1938 году, по путёвке комсомола Александр был направлен на учёбу в Борисоглебскую военную школу пилотов. Окончив её в Декабре 1938 года, служил в 24-м истребительном авиационном полку.

Первым серьёзным испытанием для молодого пилота стала Советско - Финляндская война 1939 - 1940 годов. Совершив в лютые морозы несколько десятков боевых вылетов, Лукьянов одержал там свою первую воздушную победу.

После переподготовки его назначают командиром звена 159-го авиаполка. В ночь на 22 Июня 1941 года поднятый по тревоге полк перебазировался под Ленинград и войдя в состав ВВС Ленинградского фронта, приступил к прикрытию с воздуха города на Неве, Новгорода и Волховской ГЭС. На подступах к Ленинграду группа немецкий армий "Север" встретила организованный отпор на лужской линии обороны. В небе разгорелись ожесточённые воздушные бои.

4 Июля на аэродроме несли боевое дежурство командир звена Младший лейтенант Александр Лукьянов и его ведомый Иван Ращупкин. Медленно, изматывающе тянутся часы дежурства, когда каждую минуту может раздаться сигнал тревоги. И потому лётчики испытали невольное облегчение, как только томительное ожидание было прервано ракетами, взвившимися над березками у КП.

Вырулив на взлётную полосу, МиГ-3 Лукьянова ринулся навстречу "Юнкерсу", который кружил над железнодорожной станцией. Самолёты сблизились. Пожалуй, пора и открывать огонь, но первая очередь лишь задела плоскость противника. Александр сделал разворот, вновь поймал в прицел самолёт врага и нажал на гашетку. Почему - то "заговорил" только один пулемёт, тем не менее вражеский стрелок прекратил огонь. "Видимо, ранен или убит", - отметил Лукьянов и попробовал "оживить" свои пулемёты. Однако те упорно молчали.

Между тем истребитель, буквально насев на "Юнкерс", прижимал его к земле, и оба шли на бреющем полете. "Нужно рубить !" - мелькнула догадка. Александр прибавил газ, и винт "МиГа" врезался в большой стабилизатор бомбардировщика. "Юнкерс" клюнул носом в близкую землю. Истребитель тоже начал резко снижаться, но Александр, стиснув рычаги управления, заставил машину дотянуть до поляны. Срезав кустарник, МиГ-3 замер, уткнувшись в густую траву. Случилось это неподалеку от города Порхов ( Псковская область ).

За этот подвиг, 22 Июля 1941 года, командиру звена 159-го истребительного авиаполка Младшему лейтенанту А. М. Лукьянову было присвоено звание Героя Советского Союза.

В последующих боях он одержал ещё несколько побед. Как - то, уже в Августе 1941 года, звено Лейтенанта Лукьянова сопровождало наши бомбардировщики, которые уничтожили крупные наземные силы неприятеля у станции Серебрянка. На обратном пути повстречались с вражескими истребителями. "В атаку !" - подал команду Александр и первым ворвался в боевой строй врага. Улучшив момент, прицельной очередью поджёг "Мессер".

Стрекот крупнокалиберных пулемётов, рёв моторов, отрывистый стук пушек - в этом сплошном гуле Лукьянов уже ориентировался свободно. Он успел заметить, как за нашим бомбардировщиком пристраивается другой "Мессер", ринулся наперерез и, приблизившись почти вплотную, нажал на гашетку. Объятый пламенем враг рухнул на землю.

- С того задания все наши самолеты вернулись на аэродром, - вспоминал комиссар полка Холод. - А Лукьянов был одним из самых храбрых лётчиков. У него рано выработался свой почерк, особая воздушная "походка", его очень уважали в полку..."

МиГ-3

Истребитель МиГ-3.  На такой машине сражался А. М. Лукьянов.

4 Января 1942 года Младший лейтенант А. М. Лукьянов вылетел на перехват вражеских самолётов, рвущихся к Ленинграду. Его молодой ведомый отстал и Александру пришлось вести бой одному с тремя Ме-110. Несколькими пулемётными очередями он повредил две машины, и они отвернули на запад. Третий Ме-110 упорно продолжал полёт. После нескольких атак, израсходовав все боеприпасы и исчерпав другие возможности не допустить противника к городу, отважный лётчик вновь решился на таран. Винтом своего "МиГа" он отсёк хвост вражеского самолёта, загнав его в землю.

Александр часто дежурил над "Дорогой жизни" через Ладогу, сопровождая тяжёлые транспортные самолёты, доставлявшие боеприпасы и продовольствие осаждённому Ленинграду. И каждый раз мысль о лишениях, которые испытывают защитники города, приводила его в ярость. Быть может, именно ярость заставила его 28 Января 1942 года принять бой в крайне невыгодных для себя условиях.

В тот день Лукьянов летел в паре с Младшим лейтенантом Кудряшёвым, и они слишком поздно заметили двух "Мессеров", набросившихся сверху. Александр не стал маневрировать или уклоняться, он начал разворачиваться для встречной атаки, однако противнику удалось использовать большое преимущество в высоте, скорости и маневре. Поврежденный "МиГ" со значительным креном упал на лес. У Кудряшёва вышел из строя мотор, и он совершил вынужденную посадку на болото.

В одном из писем домой Александр писал: "Мама, я решил вступить в партию. Думаю, что доверие оправдаю..." Он успел оправдать его, хотя прожил всего 23 года. К тому времени Александр Лукьянов совершил 141 боевой вылет, провёл 16 воздушных боев, сбил лично 4 и в составе группы 5 самолётов противника. Был награждён орденом Ленина.

...В Июле 1942 года в московском Саду имени Баумана состоялось многолюдное собрание. Мария Ивановна Лукьянова обратилась с призывом начать сбор средств на постройку истребителя, в память о своём сыне. Слово матери нашло единодушную поддержку в сердцах. Вскоре трудящиеся Бауманского района подарили фронту целое звено истребителей с надписью "Бауманцы - герою Лукьянову !" и просьбой отомстить за погибшего Героя - москвича.

"Дорогие товарищи, - сообщало через некоторое время командование части. - Вверенные нам самолёты находятся в надёжных руках сынов нашей Родины. На личном счету лётчиков уже 55 сбитых самолётов противника". До конца войны авиаторы полка уничтожили в воздушных боях 387 самолётов врага, 200 железнодорожных вагонов, 400 автомашин, 10 танков, 70 артиллерийских орудий, много другой техники и живой силы.

Александр Михайлович Лукьянов похоронен в городе Волхов. Его имя высечено на памятнике тулякам - Героям Советского Союза, установленного в центре Тулы и на стеле, воздвигнутой в городе Плавск Тульской области на холме Славы. Его имя присвоено улицам в Москве и Волхове, школе № 3 в Волхове и Никольской школе Плавского района Тульской области. В школе № 348 Бауманского района города Москвы оборудован музей боевой славы, где собраны интересные материалы о жизни отважного лётчика. Бауманский райком ВЛКСМ, в свое время, проводил соревнования среди молодёжных коллективов на право носить имя Героя Советского Союза А. М. Лукьянова.

Сайт управляется системой uCoz

Возврат

Н а з а д